Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:02, реферат
Трудовое воспитание, формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе — в широком смысле — целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть коммунистического воспитания; в более узком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности.
Трудовое воспитание,
формирование необходимых для трудовой
деятельности нравственных качеств человека
с помощью труда; в социалистическом обществе
— в широком смысле — целенаправленное
формирование коммунистического отношения
к труду как основы нового духовного облика
человека, воспитания высокосознательного
и всесторонне развитого гражданина; органическая
составная часть коммунистического воспитания;
в более узком смысле — целенаправленный,
тесно связанный с обучением в школе процесс
подготовки детей и юношества к трудовой
деятельности. Коммунистическое отношение
к труду формируется в процессе воспитания
трудолюбия, готовности и способности
выполнять полезную обществу работу, сознания
ответственности за результаты труда,
способности воспринимать интересы коллектива
как личные, добросовестно и творчески
относиться к решению трудовых задач.
Основой и объективными предпосылками
достижения целей Трудовое
воспитание в социалистическом обществе
являются социалистические производственные
отношения, соответствие конечных целей
строительства коммунизма коренным интересам
трудящихся, непрерывное повышение материального
благосостояния и культурного уровня
народа и др. Важнейшими путями и формами Трудовое
воспитание являются: подготовка детей
и юношества к труду в семье и школе, привлечение
их к непосредственному и посильному участию
в общественном производстве; использование
всех средств морального поощрения передовиков
производства и ознакомление широких
масс с их опытом; последовательное проведение
принципа материальной заинтересованности
в результатах труда; создание необходимых
условий для роста квалификации трудящихся
и участия их в организации и управлении
производством; широкое развитие социалистического
соревнования; использование в целях Трудовое
воспитание средств массовой информации
и устной пропаганды; решительная борьба
с антиобщественным отношением к труду
путём общественного и административного
воздействия, критики, применения мер
принуждения к нарушителям советских
законов о труде. Партия добивается повышения
эффективности идеологической деятельности
путём комплексного подхода к воспитанию,
то есть обеспечения тесного единства
идейно-политического, трудового и нравственного
воспитания с учётом особенностей различных
групп трудящихся.
В классово-антагонистическом обществе Трудовое
воспитание направлено на абсолютное
подчинение трудящихся господствующим
классам, укрепление существующего строя,
воспитание покорных и усердных тружеников.
Педагогическая наука рассматривает Трудовое
воспитание как органичную часть общего
процесса воспитания подрастающего поколения
в семье и школе. В буржуазной педагогике
вслед за Г. Кершенштейнером и Дж. Дьюи Трудовое
воспитание рассматривается только
как главное средство подготовки дисциплинированных,
аккуратных и добросовестных исполнителей,
стремящихся исключительно к достижению
личного успеха и материального благополучия.
Объективно такое определение целей Трудовое
воспитание в буржуазной педагогике
направлено на затушевывание классовых
противоречий, на укрепление основ антагонистического
государства.
Социалисты-утописты 16—18 вв. впервые
высказали идею о Трудовое
воспитание как средстве формирования
свободного гармоничного человека, готового
трудиться на благо всех членов общества.
Т. Мор в «Утопии»
провозгласил социалистический идеал
общества без эксплуататоров; все его
члены заняты трудом, которому обучаются
с детства в школах, на полях, в мастерских.
Т. Кампанелла главную особенность
воспитания видел в соединении обучения
с трудом. Ж. Ж. Руссо предлагал привлекать
детей к с.-х. труду и различным ремёслам,
утверждая, что овладение профессиями
обеспечивает человеку материальную независимость.
Социалисты-утописты 19 в. К. А. Сен-Симон и Ш. Фурье утверждали, что основная
задача воспитания — подготовить молодое
поколение к успешной трудовой деятельности,
обеспечить его всестороннее развитие.
Особенно подробно Фурье разработал методы
привлечения детей к труду. В организованных
Р. Оуэном школах дети с раннего
возраста вовлекались в коллективный
труд.
Значительный вклад в теорию Трудовое
воспитание внесли русские революционные
демократы. Н. Г. Чернышевский развил мысль
о превращении труда при коммунизме в
первую потребность человека, удовлетворение
которой будет приносить ему истинное
наслаждение. Педагог К. Д. Ушинский (работа
«Труд в его психическом и воспитательном
значении», 1860) раскрыл значение свободного
физического труда для всестороннего
развития человека и поддержания в нём
чувства собственного достоинства.
К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин видели
главное направление Трудовое
воспитание в соединении обучения
с производительным трудом. Ленин писал:
«¼нельзя себе представить идеала будущего
общества без соединения обучения с производительным
трудом молодого поколения: ни обучение
и образование без производительного
труда, ни производительный труд без параллельного
обучения и образования не могли бы быть
поставлены на ту высоту, которая требуется
современным уровнем техники и состоянием
научного знания» (Полн. собр. соч., 5 изд.,
т. 2, с. 485).
Воспитание у учащихся готовности к труду,
трудолюбия, профессиональная ориентация
обеспечиваются в СССР всей системой учебной
и внеучебной работы средней общеобразовательной
школы (содержание учебных предметов,
уровни трудовых учебных нагрузок, методы
обучения, обеспечивающие высокую активность
деятельности ученика, и т.д.). Трудовое
воспитание осуществляется не только
в процессе изучения предметов гуманитарного
и естественно-математического циклов,
но и при выполнении общественных поручений
пионерской и комсомольской организаций,
воспитывающих своих членов в коллективном,
сознательном и дисциплинированном труде
на пользу общества. Решающую роль в Трудовое
воспитание учащихся играет их участие
в общественном производстве, в труде
взрослых (это позволяет на практике знакомиться
с производственными отношениями и обязанностями,
действенно проявлять и развивать духовные
и физические способности). С этой целью
организуется работа учащихся в учебных
цехах, учебно-производственных комбинатах,
ученических производственных бригадах
и лесничествах, лагерях труда и отдыха
и др. Соединение обучения с производительным
трудом создаёт широкие возможности для
переноса знаний, полученных при изучении
основ наук, в область практической деятельности,
стимулирует способность к самостоятельному,
творческому решению трудовых задач, формирует
важнейшие качества личности человека
социалистического общества.
Трудовое воспитание
молодёжи также целенаправленно осуществляется
в профессионально-технических, средних
специальных и высших учебных заведениях
в органичной связи с овладением специальностью.
Задачи Трудовое воспитание
решаются во всех формах учебного труда
(лекции, лабораторные и практические
занятия и др.) и особенно в процессе учебной
практики, производственного обучения,
а также при выполнении общественно полезной
работы в студенческих строительных отрядах
и др. трудовых объединениях. В Трудовое
воспитание работающей молодёжи значительную
роль играют школы и бригады коммунистического
труда и получившее массовый характер
наставничество — движение высококвалифицированных
кадровых рабочих по обучению и воспитанию
рабочей смены. Воспитание коммунистического
отношения к труду является одной из главных
задач комсомольской и др. общественных
организаций, ведущих воспитательную
работу с молодёжью, занятой трудом на
промышленных предприятиях, в учреждениях,
совхозах и колхозах.
В СССР проблемы Трудовое
воспитание разрабатываются в научно-исследовательских
учреждениях АПН СССР, педагогических
научно-исследовательских институтах
союзных республик, а также на кафедрах
педагогики педагогических вузов.
В области права и судебной практики термин
«Трудовое воспитание»
понимается как средство исправления
и перевоспитания осуждённых путём привлечения
их к труду в исправительных учреждениях.
(См. Исправительно-трудовое право.)