Творческие способности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:35, контрольная работа

Описание работы

Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………..2
1. Основные показатели творческих способностей …………………………3
2. Условия формирования творческой деятельности ………………………4
3. Выявление и развитие творческих способностей …………………………6
4. Творческое начало. Особенности творческого развития ……………..8
Заключение …………………………………………………………………………………………12
Библиографический список ……………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

контра по псих..docx

— 36.06 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
Введение ……………………………………………………………………………………………..2 
1. Основные показатели творческих способностей …………………………3 
2. Условия формирования творческой деятельности ………………………4 
3. Выявление и развитие творческих способностей …………………………6 
4. Творческое начало. Особенности творческого развития ……………..8 
Заключение …………………………………………………………………………………………12 
Библиографический список ……………………………………………………………….13 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
 
Что же такое "творческие способности", или "креативность" (от лат. "creation" - созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: "Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта". 
Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации и гуманитаризации обучения. Этот процесс проявляется прежде всего в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными особенностями и т.д.  
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Этот возраст определяется важным обстоятельством - поступлением ребенка в школу. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает как стрессогенная. 
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. 
Творческие возможности могут проявить себя в разном возрасте (детском, подростковом, юношеском и взрослом), в том числе и уже в дошкольном детстве. В последнем случае они могут быть выявлены ещё до поступления ребёнка в школу, что создаёт предпосылку для последующего творческого обучения и творческого развития. 
Таким образом, развитие творческих способностей ученика имеет важнейшее значение для дальнейшей его учёбы и жизни. 
 

 

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 
     
    Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. 
    Беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени. 
    Гибкость мысли - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом. 
    Гибкость - это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения, своевременно отказываться от скомпрометированной гипотезы, быть готовым к интеллектуально, риску и к парадоксам. 
    Оригинальность - способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе. 
    Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому. 
    Точность - способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту. 
    Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. 
    Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей - Торренс - говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. 
    Для ребенка младшего школьного возраста основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей. 
    Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности -это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей более большое значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры. 
     
     
    2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
     
    У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. 
    Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать творческие способности. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления. 
    Регулярное использование на уроках системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет творческие способности младших школьников, способствует личностному развитию, повышает качество творческой подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать творчество в повседневной жизни. 
    Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. 
    Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

 

     При  рассмотрении творчества как  вида деятельности, необходимо обратиться  к различным аспектам данного  вопроса.

     С  точки зрения психологии и  философии  можно утверждать, что творчество – это не  сама деятельность, а  атрибут  человеческой деятельности, ее свойство, которое лежит в основе прогресса  материального и духовного производства.

     Таким  образом, «творческий подход»  может  быть свойственен и применен практически к любой деятельности человека: общению, производству, ремеслу, да и, в общем, к его образу жизни. При этом человек продолжает выступать автором, творцом уникальных событий или вещей. Применение такого «творческого подхода» всецело зависит от человека, от его воли и желания сделать что-то неповторимое и новое.

     Творчество  является высшей формой активности  и самостоятельной деятельности  человека и общества. Оно содержит  элемент нового, предполагает оригинальную  и продуктивную деятельность, способность  к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании  с критическим отношением к  достигнутому результату. Рамки  творчества охватывают действия  от нестандартного решения простой  задачи до полной реализации  уникальных потенций индивида  в определенной области.

     Творчество  – это исторически эволюционная  форма активности людей, выражающаяся  в различных видах деятельности  и ведущая к развитию личности.

     Так  через творчество реализуются  историческое развитие и связь  поколений. Ведь предварительным  условием творческой деятельности выступает процесс  познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.

     В  основе творчества лежит принцип   деятельности, а конкретнее трудовой  деятельности. Процесс практического   преобразования человеком окружающего   мира в принципе обусловливает  и  формирование самого человека.

     Творчество  является атрибутом деятельности  лишь человеческого рода. Однако  этот атрибут не присущ человеку  с рождения. Творчество не дар  природы, а приобретенное через  трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым  условием развития способности  к творчеству.

     Преобразующая  деятельность человека, воспитывает   в нем субъекта творчества, прививает   ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его  всесторонне  развитым, позволяет  создавать качественно  новые  уровни материальной и духовной  культуры, то есть творить.

     Таким  образом, принцип деятельности, единство  труда и творчества раскрывают  социологический  аспект анализа  основ творчества.

     Культурологический  аспект исходит из принципа  преемственности, единства традиции  и новаторства.

     Творческая  деятельность есть главный компонент   культуры, её сущность. Культура  и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной) .

     Культура  дает возможность творчеству  превратиться из свойства деятельности  в саму деятельность – искусство.  Из творчества как деятельности, как способа самореализации человека  и народов, из новых неповторимых  открытий, давших миру красоту  и  удобство жизни, рождается  традиция.   
 
 
3. ВЫЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕЧКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 
 
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно о давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать. 
Существуют методы развивающего образования, когда акцент в проектировании и реализации учебно-воспитательного процесса смещается в сторону создания условий, способствующих проявлению и развитию творческих возможностей учащихся в общем и дополнительном образовании. В этом случае акцент смещается на создание развивающей возможности самореализации. 
Одним из методов выявления и развития творческих способностей является психологический тренинг. Главное отличие тренинговых от других психологических методов заключается в том, что с их помощью внимание человека переключается с анализа достигнутых результатов на изучение способов осуществления деятельности. При этом оказывается, что способы выполнения одного и того же задания могут быть разными. Переход от одного способа работы к другому по своей психологической сути и является преодолением ранее сложившегося и неосознаваемого стереотипного (привычного) способа деятельности. При этом приобретается психологический опыт по осознанию самого себя, преодолению собственных стереотипов сознания и тем самым - раскрытие творческой активности. 
Для развития творческого потенциала школьника необходимо систематически обращаться к её эмоциональным переживаниям. Возможность выразить свои эмоциональные состояния даёт человеку ощущение реализованности собственной уникальной индивидуальности, что позволяет ему воспользоваться всеми имеющимися в его распоряжении потенциальными возможностями. Был введён принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. В соответствии с этим принципом внимание человека на переживаемые им в этой ситуации эмоциональные состояния. Когда эмоция осознаётся, её предлагается выразить с помощью слова, жеста, рисунка, знака и т.д 
Использование различных методов, таких, как тесты, тренинги, особенно подходят для: 
- выявления скрытых творческих способностей младших школьников и их развития; 
- преодоления эмоциональных, личностных и иных психологических барьеров, затрудняющих развитие школьников; 
- профессиональной и особенно личностной подготовки педагогов и психологов, работающих над повышением творческих способностей школьников. 
На основании принципа трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, с использованием принципов развивающего обучения и с соблюдением условий безоценочности, принятия поддержки безопасности, Центром комплексного формирования личности была разработана развивающая программа "Развитие творческого потенциала личности школьника", рассчитана на учащихся с I по XI класс. В результате использования программы было выявлено, что повышается уровень творческого развития учащихся, а также уровень и интеллектуального развития и самооценка. 
Использование новых методов и развивающих программ повышает уровень творческого и интеллектуального развития детей, а также повышают личностную самооценку, самоуважение и чувство собственного достоинства. 

4. ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 
 
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. 
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. 
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. 
Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: "Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!.." У детей с высокими творческими способностями отношения с родителями обычно не являются авторитарными и нет чрезмерной опёки. Чаще всего родители таких детей поощряют их непосредственность и уверенность в себе. В семье ценится чувство ответственности. Все эти качества чрезвычайно важны для развития творческих способностей. Отмечают, что в таких семьях (в отличие от тех, где у детей больше развиты интеллектуальные способности) часто наблюдается определённая эмоциональная дистанция и даже холодность, которая может доходить до глубокого разлада между родителями, хотя это и не приводит к враждебности по отношению к детям или пренебрежению ими. 
Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой... 
Только не вздумайте посмеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой большой вашей педагогической ошибкой, какую только можно совершить в данном случае. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей. 
Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь. 
Об огромной роли искусства, творческой фантазии в развитии научного мышления свидетельствует хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой. 
Разговор о воспитании в человеке творческого начала ведет нас к очень важной и актуальнейшей в наших условиях проблеме: о различии между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. Эта в высшей степени важная проблема теснейшим образом связана с проблемами эстетического воспитания.  
Подлинный специалист-творец отличается от рядового специалиста-ремесленника тем, что стремится создать что-то сверх того, что ему "по инструкции" положено создавать. Ремесленник же удовлетворяется тем, что создает лишь то, что ему положено - "отсюда и досюда". К большему и к лучшему он никогда не стремится и не хочет обременять себя подобными стремлениями. Его нельзя обвинить в плохой работе - ведь он делает все, что ему положено, и, может быть, даже хорошо делает. Но такое, в общем-то формальное отношение к своему труду, в какой бы области это ни было, не только не двигает жизнь вперед, но даже служит тормозом, потому что по отношению к жизни стоять на месте нельзя: можно только или двигаться вперед, или отставать. 
Наличие или отсутствие в человеке творческого начала, творческого отношения к своему труду и становится тем водоразделом, который проходит между специалистом-творцом и специалистом-ремесленником. 
Это необходимо подчеркнуть со всей ясностью, ибо приходится иногда слышать более чем странное мнение, будто существуют профессии "творческие" и профессии "нетворческие". Величайшее заблуждение! И заблуждение это на практике приводит часто к тому, что человек, занимающийся якобы нетворческой работой, считает себя вправе не творчески относится к своему труду. 
Нет такой области, такой профессии, где нельзя было бы проявить творческое начало. И когда говорят, что учащихся - выпускников общеобразовательной школы надо ориентировать на ту или иную профессию, я думаю, забывают о главном: о том, что с первого класса школы надо внушать учащимся мысль, что нет плохих профессий, как нет и профессий нетворческих, что, работая в любой профессии, каждый из них сможет открыть новый, хотя бы и маленький мир. А вот если будет работать по ремесленному, не творчески, то и в самой "творческой" профессии ничего путного не создаст. 
Поэтому важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чем бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе или в шефстве над первоклассниками. Творческое начало играет огромную роль в самих классных занятиях. Это знают все хорошие педагоги. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат. Вот почему не правд учителя, несклонные вводить в изучение преподаваемых ими предметов элементы эстетики, искусства, ссылаясь на то, что их собственная нагрузка и нагрузка учащихся и без того слишком велика. Эти учителя не понимают, от какого доброго, щедрого и верного помощника они тем самым отказываются.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Таким образом, творчество для младшего школьника в учебном процессе предполагает наличие у него способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. 
В настоящее время проводится апробация и внедрение психодидактического подхода к развитию творческих способностей учащихся на базе общеобразовательных школ и учрежениях дополнительного образования. В результате были разработаны возрастные нормы для всех методик, вошедших в программу диагностики, а также стандартные школы, позволяющие сопоставлять между собой результаты по разным методикам и у разных учеников. 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 
1. Житникова Л. "Учите детей запоминать." М.: Просвещение, 1985 
2. Заика Е.В., "Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников" // Вопросы психологии. 1995. № 6 - С. 43-54. 
3. Истомина З.М., "Развитие памяти." М.: Просвещение, 1978 
4. Лук А.Н., "Мышление и творчество." М.: Политиздат, 1976 
5. Михайлова З.А., "Игровые, занимательные задачи для дошкольников." М.: Просвещение, 1985 
6. Никитин Б.П. "Развивающие игры." М.: Педагогика, 1981 
7. Фисюкова Л.Б. "От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек." Харьков: Фолио, 1996 
8. Барташникова И.А., Барташников А.А. "Учись играя." Харьков: Фолио, 1997 
9. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. "Тесты для детей" Дельта, 1997 
10. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. "Скоро в школу!" М.: 1998 
 

 


Информация о работе Творческие способности человека