Творческое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.

Файлы: 1 файл

Творческое мышление.docx

— 22.62 Кб (Скачать файл)

Творческое мышление

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.

Способностью к творческому  мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда  преобладает образное мышление, эта  способность часто проявляется  в рисунках, лепках, построениях  из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в  зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и так далее).

Творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. В основе творческого мышления лежит синтез логического мышления и воображения. Эти процессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса.

Творческим обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, то есть совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.

Можно выделить следующие  основные характеристики творческого мышления:

  1. Зоркость в поисках: в потоке внешних раздражителей большинство людей обычно воспринимают лишь то, что укладывается в "координатную сетку" уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные структурные установки, оценки, чувства, а также комфортность по отношению к общепринятым взглядам и мнениям. Для творческого мышления характерна способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее "усвоенного".
  2. Способность к свертыванию мыслительных операций: в процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Иногда из-за этого не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения.
  3. Способность к переносу: весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий. Поиски аналогий - это и есть выработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или идеи.
  4. Боковое мышление: широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы. Французский психолог Сурье писал: "Чтобы творить - надо думать скоро". По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя "постороннюю" информацию.
  5. Цельность восприятия: этим термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя (в отличие от восприятия информации мелкими независимыми "порциями"). В процессе творческой работы необходимо умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в более широкие картины.
  6. Готовность памяти: когда человек ищет решение проблемы, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и которую может извлечь из памяти, в таких случаях говорят о сообразительности, то есть о готовности памяти "выдать" нужную информацию в нужную минуту. Готовность памяти - это одно из важнейших условий продуктивного мышления.
  7. Гибкость мышления: гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию, отсутствие гибкости называют инертностью, ригидностью.
  8. Гибкость интеллекта: существует также такая гибкость, как способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Здесь нужно подчеркнуть слово "вовремя". Если слишком долго упорствовать, исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы мешает привести к тому, что будет упущена возможность решения. Особенно трудно отвергнуть гипотезу, если она своя, придумана самостоятельно, усилиями собственной мысли. Способность перешагнуть через такие невидимые, но прочные шлагбаумы и есть гибкость интеллекта.
  9. Способность к оценочным действиям: чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и по ее ходу; они служат вехами на пути творческих исканий, отделяющих различные этапы и стадии творческого процесса.
  10. Беглость речи.
  11. Способность к доведению дела до конца.
  12. Профессиональные способности.

Решения сложных  задач.

 

Для решения сложной мыслительной задачи необходимо умело выбрать  пути решения поставленного вопроса. В некоторых случаях мы не испытываем затруднения в решении определенной мыслительной задачи или практической проблемы. Но часто бывает, что у  нас нет необходимых знаний или  информации для ответа на поставленный вопрос. Поэтому для решения сложной  мыслительной задачи человек должен уметь найти необходимую информацию, без которой нельзя решить основную задачу или проблему. В этом случае человек, используя возможности  своего мышления, сначала отвечает на промежуточные вопросы и лишь затем решает главный вопрос. Постепенно пополняя недостающую информацию, мы приходим к решению главной проблемы или интересующего нас вопроса.

 

Очень часто решение мыслительной задачи содержится в самом вопросе. Чтобы это увидеть, необходимо уметь  оперировать имеющимися данными  и анализировать их. Однако и здесь  могут встречаться определенные трудности. Решая сложную мыслительную задачу, человек должен уметь найти  необходимые для корректной постановки вопроса данные.

 

Когда мы не имеем необходимой  для решения вопроса информации, мы обычно высказываем предположение. Предположение — это умозаключение, которое строится на косвенной информации и наших догадках, когда у нас  нет всех необходимых для правильного  решения мыслительной задачи знаний или достаточной информации. К. Э. Циолковский, не имея объективной информации, высказывал предположения об особенностях космического полета, о той скорости, которой должна обладать ракета, чтобы  преодолеть земное тяготение. Но все  эти предположения превратились в научные доказательства, когда  был совершен первый космический  полет. Таким образом, решая мыслительную задачу со многими неизвестными, мы можем высказать предположения, которые ложатся в основу решения  этой задачи. Причем в одних случаях  наше решение оказывается верным, или адекватным, а в других —  неверным. Это происходит из-за истинности или ошибочности высказанного нами предположения. И как вы, вероятно, уже поняли из предыдущего примера, критерием истинности нашего предположения  является практика.

 

Практика является наиболее объективным доказательством истинности наших умозаключений. При этом мы можем использовать практику и в  качестве прямого доказательства верности наших суждений, как это было в  случае с К. Э. Циолковским, и в  качестве косвенного доказательства. Например, для того чтобы проверить  предположение о наличии электрического тока в розетке, мы включаем лампу  и на основании того, загорится  она или нет, делаем соответствующий  вывод.

Существенную роль в решении  сложных интеллектуальных задач  играет умелое использование разнообразных  приемов. Так, при решении задач  мы часто используем наглядные образы. Другой пример — использование типичных приемов в решении типовых  задач. С этим явлением мы постоянно  сталкиваемся в школе, когда на уроках математики или физики учитель объясняет  ученикам, как надо решать задачи того или иного типа. При этом он добивается не понимания смысла задачи учеником и формирования путей поиска самостоятельного решения, а обучает его тому, как  использовать на практике уже имеющиеся  пути решения. В результате этого  у ученика формируются навыки практического мышления.

 

Однако бывают случаи, когда  человек с высокоразвитым мышлением  пытается решить задачи, не похожие  ни на одну из известных, не имеющие  готового пути решения. Для решения  подобных задач мы должны обратиться к возможностям нашего творческого  мышления.

 

Психологами было затрачено  достаточно много усилий для того, чтобы понять, как человек решает необычные, новые, творческие задачи. Тем  не менее до настоящего времени нет точного ответа на вопрос о том, как происходит решение подобных задач человеком. Современная наука располагает лишь отдельными данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком таких задач, описать условия, способствующие и препятствующие творчеству.

Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о  том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.

 

Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под  новым углом зрения, способность  обнаружить возможность нового использования  данного объекта.

 

В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как  образная адаптивная гибкость, т. е. способность  изменить восприятие объекта таким  образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.

 

В-четвертых, человек с  творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать  разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок  к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.

 

Впоследствии предпринимались  и другие попытки выявить природу  творчества. В ходе этих исследований были выявлены условия, способствующие проявлению творческого мышления. Например, при встрече с новой задачей  человек стремится прежде всего использовать тот способ или метод, который в предшествующем опыте был наиболее успешным. Другим не менее существенным выводом, который был сделан в ходе исследований творческого мышления, является вывод о том, что чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа решения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен при решении другой, новой мыслительной задачи. В то же время данная закономерность может привести к возникновению стереотипа мышления, который мешает человеку использовать новые, более целесообразные способы решения задачи. Поэтому для того, чтобы преодолеть стереотипность мышления, человек должен вообще отказаться от попыток решить задачу, а затем через некоторое время вернуться к ней, но с твердым намерением решить ее новым способом.

 

В ходе исследования творческого  мышления была выявлена еще одна интересная закономерность. Частые неудачи при  решении мыслительных задач приводят к тому, что человек начинает бояться  встречи с каждой новой задачей, а при встрече с проблемой  его интеллектуальные способности  оказываются не в состоянии проявиться, так как находятся под гнетом неверия человека в свои собственные  силы. Для проявления интеллектуальных способностей людей необходимо чувство  успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи.


Информация о работе Творческое мышление