Творческое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:36, контрольная работа

Описание работы

В настоящей работе приводится обзор различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.

Содержание работы

Введение
1.Определение творческого мышления.
2.Особенности творческого мышления: пластичность, подвижность, оригинальность.
3.Проявление творческого мышления в различных видах человеческой деятельности.
4.Особенности творческих личностей.
5.Развитие творческого мышления.
6.Ранние проявления творческого мышления у детей, пути его развития.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология»

Тема 2.Творческое мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

Гр. ЗБГУ-12-01                                                                          А.В. Балинская


 

 

 

 

 

Преподаватель  Р.М. Гамаева


 

 

 

 

 

 

 

Владивосток 2013

 

Вариант 2.Творческое мышление

Введение

1.Определение творческого мышления.

2.Особенности творческого мышления: пластичность, подвижность, оригинальность.

3.Проявление творческого мышления  в различных видах человеческой  деятельности.

4.Особенности творческих личностей.

5.Развитие творческого мышления.

6.Ранние проявления творческого мышления у детей, пути его развития.

 

Введение

 

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в  начале жизни у человека проявляется  настоятельная потребность самовыражения  через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Попытки объяснить феномен творческого  мышления делались еще античными  философами и не прекращаются до сих  пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты  по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

В настоящей работе приводится обзор  различных концепций и подходов к изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные  особенности креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.

 

1.Определение  творческого мышления.

 

Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

 

Определение творческого мышления Дж. Гилфордом

 

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем  четырех особенностей:

 

А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение

 

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность  видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на Практике.

 

В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта  таким образом, чтобы видеть его  новые скрытые от наблюдения стороны.

 

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом. В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи.

 Вот эти условия в обобщенном виде:

 

1. Если в прошлом определенный  способ решения человеком некоторых  задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает  его и в дальнейшем придерживаться  данного способа решения. При  встрече с новой задачей человек  стремится применить его в первую очередь.

 

2. Чем больше усилий было потрачено  на то, чтобы найти и применить  на практике новый способ решения  задачи, тем вероятнее обращение  к нему в будущем. Психологические  затраты на обнаружение некоторого  нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.

У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские»  черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках. Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р.Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:

 

1. Склонность к конформизму (пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д.). Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства или самого большинства., выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.

 

2. Боязнь оказаться «белой вороной»  среди людей, показаться глупым  или смешным в своих суждениях.

 

3. Боязнь показаться слишком  экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей.

 

4. Боязнь возмездия со стороны  другого человека, чью позицию  мы критикуем. Подвергая критике  человека, мы обычно Вызываем  с его стороны ответную реакцию.  Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.

 

5. Завышенная оценка значимости  своих собственных идей. Иногда  то, что мы сами придумали или  создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими  людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе.

 

6. Высокоразвитая тревожность.  Человек, обладающий этим качеством,  обычно страдает повышенной неуверенностью  в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи.

 

7. Есть два конкурирующих между  собой способа мышления: критический  и творческий. Критическое мышление  направлено на выявление недостатков  в суждениях других людей. Творческое  мышление связано с открытием  принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства  развивать как критическое, так  и творческое мышление. Интеллектуальные способности человека, как, оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного периода времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а затем дать более легкие, то и с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо. Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в школе. При сравнении их с менее творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них оказалось сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера. С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач. В первые годы жизни интеллектуальное развитие детей идет быстрее, но затем, начиная примерно с возраста 7—8 лет, постепенно замедляется.

 

2.Особенности  творческого мышления: пластичность, подвижность, оригинальность.

 

Относительность разделения видов мышления на образное и понятийное (конкретное и абстрактное). Пример с сечениями конуса. Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности. Факторы, способствующие и препятствующие творческому мышлению человека. Понятие интеллекта. Трехмерная модель интеллекта по Дж. Гилфорду. Тесты интеллекта. Коэффициент интеллекта. Устойчивость и изменчивость показателей интеллектуального развития, неоднозначность их связи с профессиональными успехами человека.

 

Пластичность, то есть творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два.

 

Подвижность, то есть для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точки зрения.

 

Оригинальность, то есть порождаются неожиданные, небанальные, непривычные решения.

 

3. Проявление  творческого мышления в различных  видах человеческой деятельности.

 

4. Особенности творческих личностей.

 

Особенностями творческой личности являются:

 

- нейрофизиологическая структура  мозга, определяющая преобладание  внутренней

обусловленности над внешней (признаки самой системы);

 

- психологическое (энергетическое) одиночество (условия взаимосвязи  системы с

другими системами, социумом);

 

- принадлежность доминантной идее (соотношение с надсистемой).

 

Творчество возможно только тогда, когда условия несут системный  характер.

Стоит заметить, что анализу поддаются  только внешние фактические события, в

которых участвует человек —  глубина погружения, чувствование, причастность

являются глубоко субъективными  качествами и не поддаются обычным  методам

наблюдения и анализа.

 

 

5.Развитие  творческого мышления

 

На современном  этапе развития общества четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умеющих системно мыслить, ставить и нестандартно решать различные задачи.

В стремительно меняющихся условиях общественного  и технического развития особенно важными  качествами человека становятся творческая активность, новаторство, нестандартность решений. Задача воспитания людей с творческим складом ума превратилась в назревшую социальную необходимость.

Еще в начале века французский психолог Рибо заметил, что оригинальность мышления к 14-ти годам снижается. Значительный регресс творческости у младшего юношества отмечается психологами и в наше время. Поэтому, необходимо постоянно развивать и активизировать творческое мышление учащихся. Исследования ряда психологов показывают, что при соответствующих целенаправленных и систематических усилиях можно получить весьма плодотворные результаты.

Творчество  следует рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле.

Успешность  развития творческого системного мышления в процессе профессионального образования  во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности. В число таких компонентов входят:

 

- способность  к анализу, синтезу, сравнению  и установлению причинно-следственных  связей;

 

- критичность мышления (обнаружение  разного рода ошибок, рассогласований)  и способность выявлять противоречия;

 

- прогнозирование возможного развития  событий;

 

- способность видеть любую систему  или объект в аспекте прошлого, настоящего и будущего;

 

- умение выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи;

 

- порождать необычные идеи, отклоняться  в мышлении от традиционных  схем, быстро разрешать проблемные  ситуации.

 

 

6. Ранние проявления  творческого мышления у детей,  пути его развития.

 

Ранние  проявления творческого мышления у детей.

 

Наша цивилизация развивается  благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы  он смог решать нестандартные жизненные  задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и  педагогов второй половины XX века. Практика показывает, что способности к творчеству могут быть развиты практически у всех детей с нормальным интеллектом. При этом очень важна помощь взрослых: педагогов и родителей. К сожалению, часто взрослые требуют от ребенка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребенок обычно старается вспомнить знакомый ему вариант решения или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание творческих способностей требует от ребенка и взрослых времени и терпения.

Развитие творческого мышления связано с развитием психических  процессов: восприятия, памяти, воображения, речи.

В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие умения осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребенок, знакомясь с категориями формы, размера, цвета, запаха, вкуса и т.п. может решать творческие задания на нахождение какого-либо предмета по заданным характеристикам. К 5-6 годам дети научаются сами составлять загадки о предметах, описывая их чувственные качества и свойства. К 7 годам ребенок уже способен сравнивать и сопоставлять свойства и признаки разных предметов, ему доступны такие формы речевого описания, как метафора, аллегория. Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребенка способность представлять предмет в целом, мысленно изменять его, составлять из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту способность психологи называют воображением. Развитие воображения обычно идет по трем направлениям: во-первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых, целенаправленным, в-третьих, ребенок должен овладеть методами активизации воображения.

Информация о работе Творческое мышление