Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 09:56, реферат
Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества. Зарубежные исследования. Отечественные исследования. Отличительные особенности творческой личности. Методы стимулирования проявления творческих способностей.
Введение 3
1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества 3
1.1 Зарубежные исследования 3
1.2 Отечественные исследования 7
2. Отличительные особенности творческой личности 8
3. Методы стимулирования проявления творческих способностей 13
Заключение 15
Список использованных источников 16
2) Поскольку для проявления
креативности очень важно
3) Исследователи биографий творческих личностей отмечают, что творчество проявляется слабее, если в эмоциональной сфере устанавливается относительно продолжительная стабильность, и наоборот, сильный всплеск творчества нередко может вызвать посттравматический стресс [5] либо положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности). В рамках рассматриваемых методов можно предложить такие методы воздействия, как, например, резкая смена обстановки, окружения, сферы деятельности (известно, что ученые, поэты, художники зачастую именно этим способом преодолевали свой кризис творчества).
Заключение
В заключении считаю необходимым отметить:
1) В рамках данной
работы, наверное, невозможно охватить
все концепции и подходы к
исследованию творческого
– Большинство авторов согласны, что в процессе творческого мышления большая роль отводится бессознательному. Предложены различные схемы решения творческих задач, однако большинство авторов согласны, что в процессе такого решения задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к другой;
– несмотря на многочисленные исследования, многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными.
Например, большинство исследований строятся с использованием творческих задач, в то же время до сих пор не существует единого мнения о том, какие же задачи считать творческими. Отечественным представителем информационного подхода Г.А. Голицыным [3] предложен следующий критерий: если решение (или множество решений) задачи лежит за пределами множества исходных представлений (т.е. сферы сознания) субъекта, то именно такую задачу мы можем считать творческой. Существует и другой подход к определению творческих задач, предложенный современным исследователем творческого мышления Я.А. Пономаревым: "…класс задач, решения которых доступны машинному моделированию, не входит в класс творческих, к последнему могут быть отнесены лишь те, решения которых принципиально не поддаются машинному моделированию. Более того, невозможность моделирования решения таких задач может выступить одним из достаточно отчетливых практических критериев подлинного творчества" [11, с. 13].
Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать основными для креативной личности. Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность.
2) В последнем разделе автор
приводит свою возможную
Список использованных источников
* The most salient mark of a creative person, the central trait at the core of his being is, as I see it, just this sort of courage. … it is personal courage, courage of the mind and spirit, psychological or spiritual courage that is the radix of a creative person: the courage to question what is generally accepted; the courage to be destructive in order that something better can be constructed; the courage to think thoughts unlike anyone else's; the courage to be open to experience both from within and from without; the courage to follow one's intuition rather than logic; the courage to imagine the impossible and try to achieve it; the courage to stand aside from the collectivity and in conflict with it if necessary; the courage to become and to be oneself.
1 Под проявлением творческих способностей (креативности) здесь и далее подразумевается раскрытие творческого потенциала.
2 Под установкой здесь и далее подразумевается определенный взгляд на идею, основанный на убеждениях и эмоциях; как правило, установки мешают проявлению креативности, поскольку блокируют проявления бессознательного.
3 Правило де Чармса заключается в том, что если человек вознаграждается за нечто, что он делает или сделал по собственному желанию, то такое вознаграждение будет способствовать ослаблению внутренней мотивации.