Творчество сюрреалистов с точки зрения психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 14:28, реферат

Описание работы

Словом «сюрреализм», корни которого обнаруживаются во французском языке (surrealisme — сверхреализм), принято называть направление в художественном мире, сформировавшееся в начале 20-х годов XX века. Появившийся во Франции сюрреализм оказал большое влияние на развитие культуры не только в этой стране, но и во всем западном мире. Отличительной чертой сюрреализма считается его пристрастие ко всему нарушающему привычные нормы — причудливая, иррациональная реализация творческой мысли в кино, литературе, изобразительном искусстве.

Файлы: 1 файл

Сюрреализм.doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)

«Сюрреализм есть чистый психический автоматизм, имеющий  целью выразить, или устно, или  письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли  вне всякого контроля со стороны  разума, вне каких бы то ни было естетических или нравственных соображений»

Андре Бретона.

 

 

Словом «сюрреализм», корни которого обнаруживаются во французском языке (surrealisme — сверхреализм), принято  называть направление в художественном мире, сформировавшееся в начале 20-х  годов XX века. Появившийся во Франции сюрреализм оказал большое влияние на развитие культуры не только в этой стране, но и во всем западном мире. Отличительной чертой сюрреализма считается его пристрастие ко всему нарушающему привычные нормы — причудливая, иррациональная реализация творческой мысли в кино, литературе, изобразительном искусстве.

Известный немецкий художник-сюрреалист Макс Эрнст говорил, что первым революционным  деянием сюрреализма было привнесение  в творчество нового мнения о роли художника в процессе создания произведения — новое течение отрицало всяческий контроль со стороны разума, этики и морали.

Впрочем, если освободиться от влияния двух последних достаточно просто, то «контроль разума» представлял довольно сложный процесс.

Настоящие мастера стремились достичь полного освобождения от влияния разума на психологическом уровне — с помощью самогипнозов (при наблюдении за огнем, полетом облаков и т.д.). Постепенно к подобным психоаналитическим приемам стали приобщаться все известные сюрреалисты.

Французский художник Андре  Массон составил свой список из трех условий, при которых возможно бессознательное творчество:

1) освободив сознание  от воздействия рациональных  связей, нужно постараться достичь  транса или максимально к нему  приблизиться;

2) отдать себя во власть  внутренним импульсам, неконтролируемым разумом;

3) творить максимально  быстро, не останавливаясь для  осмысления созданного.

Сюрреализм Сальвадора Дали не различал каких-либо отдельных сторон бытия: все, что соприкасалось с его Сюрреалистическим Творчеством, превращалось в нечто новое. Сальвадор Дали не делал исключений ни для чего: он писал любовь и сексуальную революцию («Великий мастурбатор»), историю («Лицо войны»), технику («Расщепление атома»), общество («Загадка Гитлера»), религию («Христос святого Хуана де ля Крус»). Границ для него не было: области, которые затронул Сальвадор Дали, простирались от кулинарного искусства до науки. И во всем этом он находил такие образы, которые шокировали человечество — абсолютно все, что изображала кисть этого истинного сюрреалиста, превращалось в причудливые, невиданные ранее образы.

Сальвадор Дали, как и другие сюрреалисты, развивал свое творческое «Я» с помощью традиционных для сторонников этого течения методов. Однако он воспринял новую философию в ее радикальном проявлении, чего долгое время не могли понять обычные люди. Его творчество можно считать наиполнейшим проявлением сюрреалистических идей — они, доведенные до парадоксальности, способны были разрушить любую стену на своем пути, будь то понятие о красоте, правила поведения, общепринятые истины и аксиомы.

Выводы сюрреалистов, утверждавших, что гармония и разум есть не что  иное, как обман, приводили в бешенство  и консерваторов в искусстве, и сторонников авангардизма.

Идеи Сальвадора Дали подчас столь ярко противоречили здравому смыслу, что понять их мало кто мог: он был сторонником «музейной живописи» и одновременно предлагал снести центр Барселоны, чтобы на его руинах выстроить город будущего. Но говорить, что Сальвадор Дали был непоследователен в своих мыслях и действиях — значит лишь подтвердить его «необычность». Этот человек, живший творчеством, погрузился в иррациональность. Сальвадор Дали словно проверял, насколько крепки в европейском обществе традиции, каждый раз испытывая их через объединение противоположного, не принимая ни одного из компонентов единения: он критикует веру и безверие, бунт и послушание, фашизм и антифашизм — для обыденной и спокойной жизни такой человек не подходит, он опасен для нее своим взрывным характером. Сальвадор Дали был невыносим — даже друзья-сюрреалисты вскоре оказались настроены против него, так как гений стал отрицать возможность существования дружественных связей. Сальвадор Дали почти полностью выполнил условия составленные Андре Массоном, он полагался не на гипноз, а на сон — приступал к работе сразу же после того, как просыпался. Иногда он создавал картины ночью, полагая, что мозг, еще не до конца позабывший ночные видения, позволит творить под влиянием бессознательного. Подтверждение его догадкам можно найти в работах Фрейда, который в методах психоанализа указывал, что сон нужно записывать без промедления, иначе сознание его исказит.

 

Если обратиться к пониманию  Фрейдом того, что является бессознательным, то истинные сюрреалисты своим творчеством  обязаны собственным подавляемым  желаниям, то есть желаниями, удовлетворение которых “запрещено” на уровне сознания и которые вытеснены в область подсознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома человека, проявляясь в сновидениях, гипнотическом состоянии, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения.

 

Все это позволяет лучше понять столь необычное творчество сюрреалистов и в какой-то степени примириться с ним, найти близкое и по-настоящему интересное, не загоняя себя в рамки привычных, дозволенных форм и проявлений творчеств.


Информация о работе Творчество сюрреалистов с точки зрения психологии