Учебная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:38, доклад

Описание работы

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Файлы: 1 файл

пон ПД и структура.docx

— 17.77 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Смысл педагогической профессии  выявляется в деятельности, которую  осуществляют ее представители и  которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид  социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений  младшим накопленных человечеством  культуры и опыта, создание условий  для их личностного развития и  подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

 

Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и  родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной  мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению  к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических  училищах, средних специальных и  высших учебных заведениях, учреждениях  дополнительного образования, повышения  квалификации и переподготовки. Для  проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к  анализу ее строения, которое можно  представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев). Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

 

1. Понятие педагогической  деятельности

 

 

В мире существует множество  профессий, и все они отличаются друг от друга той деятельностью, которую осуществляют.

 

Итак, педагогическая деятельность (далее - ПД) - особый вид общественно  полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни  в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими  и другими целями общества.

 

ПД есть сознательное вмешательство  взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс  воспитания детей.

 

Цель этого вмешательства - преобразование человеческой природы  в «развитую специфическую рабочую  силу» (К. Маркс), подготовка члена общества.

 

ПД организует объективный  процесс воспитания, ускоряет и улучшает подготовку детей к жизни, т.к. она (ПД) вооружена:

 

o педагогической теорией (теоретическими знаниями);

 

o педагогическим опытом (практическим опытом);

 

o системой специальных учреждений.

 

Кратко охарактеризуем роль педагогической теории в ПД. ПД опирается  на научную педагогическую теорию, которая занимается изучением:

 

o законов воспитания;

 

o воспитательного влияния жизненных условий;

 

o их требований к человеку.

 

Тем самым научная педагогическая теория вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает ей стать  глубоко осознанной, эффективной, способной  к разрешению возникающих противоречий.

 

Своим происхождением учительская  профессия обязана обособлению  образования в особую социальную функцию, когда в структуре общественного  разделения труда сформировался  специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры. Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую  и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Учителю, подчёркивал Я.А. Коменский, вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем. Он проводил ряд блестящих аналогий между учителем и садовником, учителем и предприимчивым архитектором, уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей. К.Д. Ушинский рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми. Его дело, по виду скромное, - одно из величайших дел в истории. Если учитель, полагал Л.Н. Толстой, имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель. Как правильно указывал А.С. Макаренко, ученики простят своим учителям и сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один учитель, считал В.А. Сухомлинский , не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся. Огромное внимание изучению особенностей педагогической деятельности уделял и Л.С. Выготский.

 

Многие авторы определяют педагогическую деятельность учителя  как воспитывающее и обучающее  воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования (И.А. Зимняя, 1997, Маркова А.К. 1993). Климовым Е.А. (Климов Е.А., 1996) была разработана схема характеристик профессий. Согласно этой схеме, объектом педагогической профессии является человек, а предметом - деятельность его развития, воспитания, обучения. Педагогическая деятельность относится к группе профессий "человек - человек.

 

· В состав профессионально  обусловленных свойств и характеристик  учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к  избранной профессии), а также  некоторые специфические качества:

 

o организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);

 

o коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);

 

o перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);

 

o экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);

 

o профессиональная работоспособность;

 

o физическое и психическое здоровье.

 

· В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд  проблем. Среди важнейших из них  можно выделить следующие:

 

o Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.

 

o Проблема профессионализма учителя.

 

o Проблема психологической подготовки учителя.

 

o Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.

 

o Проблема повышения квалификации учителей и др.

2. Основные компоненты, составляющие  структуру педагогической деятельности

 

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова:

 

1. Мотивация.

 

2. Педагогические цели  и задачи.

 

3. Предмет педагогической  деятельности.

 

4. Педагогические средства  и способы решения поставленных  задач.

 

5. Продукт и результат  педагогической деятельности.

 

Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также  и педагогическая деятельность имеет  свой.

 

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

 

· Средствами педагогической деятельности являются:

 

o научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;

 

o "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;

 

o вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

 

· Способами передачи социального  опыта в педагогической деятельности являются:

 

o объяснение;

 

o показ (иллюстрация);

 

o совместная работа;

 

o непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);

 

o тренинги и др.

 

· Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика  индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:

 

o его личностное совершенствование;

 

o интеллектуальное совершенствование;

 

o становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.

 

Структура - это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство.

 

Начальный компонент педагогической деятельности - знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых  к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для  общества).

 

Второй компонент ПД - многообразные  научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области  производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ  у человека формируется осознанное отношение к жизни - мировоззрение.

 

Третий компонент ПД - собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

 

Четвертый компонент ПД - высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.

 

Профессор Н.В. Кузьмина в  структуру ПД включает следующие  компоненты, рассматривая ПД как цикл этапов педагогического управления:

 

o гностический;

 

o проектировочно-целевой;

 

o конструктивный;

 

o организационный;

 

o коммуникативный.


Информация о работе Учебная деятельность