Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 12:12, контрольная работа
То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю. Всякий человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом ее деятельности, аналогично тому как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики, посредством которых устанавливается историческая преемственность поколений.
Введение
Проблема жизненного пути в психологической науке
Периодизация развития Шарлотты Бюлер. Теория интенциональности
Жизненные планы и жизненные сценарии
Жизненные стратегии
Современное мнение о жизненном пути
Заключение
Список используемой литературы
Особое отношение так же имеет к пятой фазе развития. Эту фазу Ш. Бюлер не включала в структуру жизненного пути по той причине, что здесь, по ее наблюдением, происходит замирание психической жизни. У нее по этой причине нет формы самоосуществления.
Самоосуществлению предшествует длительная и напряженная внутренняя работа личности, которая направлена на понимание смысла жизни. Процесс поиска и постижения личностью смысла жизни Ш. Бюлер называет самоопределением. Продуктом самоопределения является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути. Индивидуальная концепция смысла жизни определялась Ш. Бюлер в разные годы по-разному: чаще других использовались два термина – «темы бытия» и «ведущие идеи». В обоих случаях подчеркивалось, что ими детерминируется общая смысловая направленность индивидуального жизненного пути. Анализ многочисленных биографий позволил сформулировать основную закономерность: чем глубже и адекватнее понимание личностью смысла и цели своей жизни, тем успешнее и продуктивнее процесс ее самоосуществления. Напротив, извращенное понимание личностью смысла своей жизни неминуемо приводит к жизненному краху. Как пишет Ш. Бюлер, человек, не знающий своего предназначения, не станет тем, кем он может и должен стать. По ее мнению, смысл жизни и жизненные ценности консолидируют структуру личности, а их отсутствие является фактором дезинтеграции личности и разрушения ее психического здоровья.
Основной заслугой Ш. Бюлер является постановка вопроса об общих закономерностях развития человека на протяжении жизненного пути. Идея сквозных закономерностей, пронизывающих становление личности от рождения до смерти, была чрезвычайно новаторской, поскольку большинство психологов были увлечены стадиями детства. Несомненным ее достижением явилась попытка вычленения элементарной структурно-функциональной единицы жизненного пути личности. В качестве таковой Ш. Бюлер постулировала жизненное событие – единичное изменение, происходящее в обстоятельствах жизни человека, пересекающиеся между собой.
Движущими силами развития
выступает теологический
Жизненный путь в ее концепции определяется как история экстериоризации внутренней, генетически предопределенной сущности личности. За эту явно идеалистическую трактовку, пренебрегающую социальными детерминантами жизненного пути, концепция обильно критиковалась российскими психологами С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым.
3.Жизненные планы и жизненные сценарии
Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.
Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.
Второй подход (Альфред Адлер (1870-1937), Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), Эрик Берн (1902-1970) и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.
На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.
Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.
Основными составляющими сценария являются:
Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие - приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.
В соответствии с теоретическими и эмпирическими исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости - и на изменение "сценария неудачника".
Жизненный путь – проблема очень многозначная. По мнению Л.И.Анцыферовой, уникальность человеческого существования заключается в том, что человек не просто живет, увлекаемый заключенными в нем силами, и прилагает усилия, чтобы выстроить свою жизнь. Он способен относиться, занять оценочную позицию к жизни вообще и к своей, в особенности. Он способен распоряжаться ею и даже – что уже совсем немыслимо в остальной природе – по своей воле уйти из жизни. Таким образом, Л.И.Анцыферова рассматривает жизнь человека как развернутую во времени систему выборов. В основе этой системы лежит базальный выбор – между жизнью и смертью. Каждому человеку на протяжении жизни приходится делать много экзистенциальных, то есть касающихся самой сущности своего существования выборов. Вся жизнь человека представляет собой цепь переходов из одного жизненного мира в другой. Он попадает в новые системы социально-психологических связей, в непривычные обстоятельства, из материала которых он должен создать свой новый уникальный жизненный мир и овладеть новыми способами жизни.
С другой стороны, вопрос часто поднимается не столь радикально, и смерть не рассматривается как лежащая в основе жизненного пути альтернатива. К.А.Абульханова-Славская рассматривает жизненный путь человека как его способность организовать свою судьбу по собственному замыслу, ею выделяются типы жизненных стратегий по двум основаниям: инициатива и ответственность.
Е.П.Варламова и С.Ю.Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:
Другая постановка вопроса вводится с понятием жизненного стиля. Ч.Моррис выделяет три главных компонента личности, которые выражаются в том числе и в этической системе, и в предпочитаемом стиле жизни:
В зависимости от выраженности каждого из компонентов выводится тринадцать стилей жизни. Ниже приводятся примеры некоторых из них.
Путь 2
Индивид должен главным образом "идти в одиночку", быть уверенным в возможности жить одному, иметь много личного времени, стремиться контролировать собственную жизнь. Следует основное внимание уделять самодостаточности, размышлениям и медитации, познанию самого себя. Эти интересы не должны соприкасаться с близкими связями с социальными группами, с физическими манипуляциями предметами или попытками контролировать окружающий физический мир. Человеку следует стремиться упрощать внешнюю жизнь, умерять желания, удовлетворение которых зависит от физических и социальных сил вне самого себя, и концентрировать внимание на понимании самого себя, стремиться к утонченности и управлению собой. Во "внешней жизни" немного может быть сделано и достигнуто. Человеку следует избегать зависимости от людей и вещей; центр жизни следует искать внутри самого себя.
Путь 4 (в сокращении)
Жизнью следует наслаждаться, наслаждаться чувственно, с удовольствием и без ограничений. Целью жизни должен быть не контроль событий в мире или обществе или в жизни других, а открытость и восприимчивость к событиям и людям, и удовольствие от них. Жизнь это скорее фестиваль, а не работа или школа морали. "Отпустить" себя, позволить событиям и людям влиять на себя важнее, чем что-то делать, или хорошо поступать.
Т.Н.Березина приводит выделяемые разными авторами такие параметры "жизненных стратегий" как масштабность планирования, его длительность, стратегичность, прогнозируемость, и два способа планирования времени: оптимальный (у испытуемых с долговременной регуляцией) и неоптимальный. Также описаны два "временных стиля": пролонгированный и ситуативный.
Однако, уже в понятии "жизненные стратегии" явно или в скрытом виде заложена центральная проблема бытия человека – смысл жизни и, хотя это не совсем то же самое – выбор жизненных целей.
От момента рождения до момента смерти каждый из нас проходит определенное расстояние, которое мы привыкли называть «жизненным путем».
Наш жизненный путь начинается по-разному. Принято считать, что у большинства из нас он начинается в родильном доме, лишь редкие исключения составляют те, чьи родители являются приверженцами нетрадиционной медицины или других учений.
Однако этот момент, на мой взгляд, является весьма неоднозначным и спорным. Ведь жизненный путь – это осмысленный выбор Пути каждым человеком, следовательно, начинаться он должен лишь с того момента, когда человек начинает жить самостоятельно. У всех это происходит в разное время. Кто-то покидает родительское крыло в совсем еще юном возрасте, кто-то до конца дней живет вместе с родителями и боится взять ответственность за свою жизнь на себя. Но в этой статье я не собираюсь никого осуждать, хочу лишь дать общие понятия и донести смысл, заключенный во фразе «жизненный путь».
Итак, жизненный путь начинается с того момента, когда человек сам начинает принимать решения, касающиеся его жизни.
Нравится нам это или нет – но такие решения рано или поздно нам приходится начинать принимать. И именно это ознаменовывает начало жизненного пути.
Жизненный путь может быть разным. Большинство людей проходит его напрямую, без отступления от существующих «норм» и стереотипов поведения, про таких людей говорят: «роддом-школа-работа-могила». Разумеется, всё не совсем там, но суть в данном выражении отражена на 100%. В произведениях классиков этот феномен даже получил название «проблема серого человека», и хорошо описан у классиков: «Шинель», «Человек в футляре» и другие. Все мы проходим в школе эти произведения, но мало кто обращает внимание на их смысл в дальнейшей жизни, не позиционируя себя в роли «серого человека».