Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 20:41, контрольная работа
Проблема психологического времени человека практически всегда рассматривалась не абстрактно, а с точки зрения "жизненного пути" - субъективной событийной концентрации тех или иных его этапов, переживания определенных, нормативно заданных периодов развития, осознания преодоления тех или иных социальных препятствий и т.п. Акцент ставился на осознании событий, объективно происходящих или же оцениваемых как таковые.
Введение
Тема моей контрольной работы «Уникальность жизненного пути человека» интересна тем, что касается каждого. Данная работа состоит из двух частей. В первой части я хотела бы рассмотреть проблемы жизненного пути в психологической науке, отдельно затронув проблему самореализации. Вторая часть будет посвящена жизненным планам и жизненному сценарию.
Проблема психологического времени человека практически всегда рассматривалась не абстрактно, а с точки зрения "жизненного пути" - субъективной событийной концентрации тех или иных его этапов, переживания определенных, нормативно заданных периодов развития, осознания преодоления тех или иных социальных препятствий и т.п. Акцент ставился на осознании событий, объективно происходящих или же оцениваемых как таковые. Это было именно представление о "времени своей жизни". Жизненный путь, соответственно, не сводится к его биографии, поскольку история жизни человека откладывается не только в события или поступки, но и во внутренние психические структуры, изменяющие саму личность. В чем же заключается уникальность жизненного пути? Почему разделяются мнения: кто-то верит в судьбу, кто-то прокладывает свой жизненный путь сам, не надеясь ни на кого? На эти вопросы я постараюсь ответить в моём реферате.
1. Проблема жизненного пути в психологической науке
Проблема понимания значения выбора жизненного пути произрастает из проблемы самосознания личности и является центральной как в психологии личности, так и в общей психологии. Изучение жизненного пути и жизненных целей личности дает основание к пониманию не только поведения человека, но его самосознания.
Жизненный путь личности - индивидуальная история жизни человека
Жизненный
путь личности - индивидуальная история
личности, которая складывается под
влиянием обстоятельств жизни, генотипа
и внутренней позиции самого человека.
Жизненный путь определяется содержанием
самой жизни и теми значениями
и смыслами, которые человек придает
своему жизненному пути. Личностный смысл
- выражение субъективного
Проблема
жизненного пути человека была сформулирована
в психологии в целях наиболее
полного и адекватного
Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий: жизненный путь, стратегия жизни, жизненная цель, жизненная перспектива, психологическая перспектива, личностная перспектива, жизненные задачи, пространство и время жизни, инициатива и ответственность, стиль жизни, жизненный план, сценарий жизни.
Рассмотрим определения этих понятий. Жизненный путь - процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.
Стратегия жизни - способ организации жизненного процесса.
Жизненная
цель - представление об основном результате
(результатах) или событии (событиях),
которые должны произойти в жизни,
интегрирующем все частные
Жизненная
перспектива - совокупность обстоятельств
и условий жизни, которые обеспечивают
эффективность личностного
Психологическая перспектива - когнитивная способность предвидеть будущее.
Личностная перспектива - готовность к будущему в настоящем.
Жизненные задачи - реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.
Пространство и время жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время - как свойство его регуляции.
Инициатива - своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения.
Ответственность - умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.
Стиль
жизни - уникальная конфигурация личностных
черт, мотивов, когнитивных стилей и
способов приспособления к реальности,
характерная для поведения
Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.
1.1 Самореализация и самоактуализация
Уточним соотношение между понятиями самоактуализация и самореализация. Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского языка для студентов (1984) -- это, прежде всего, осознание, мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) -- имеет значение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus -- поступок), имеющую вещественный результат.
Понятие «самореализация» означает мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого).
Самоактуализация и самореализация оказываются двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность, избирающая свой жизненный путь самостоятельно.
Акт самоактуализации - это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) - в случае неудачи.
Самоактуализация, по Гольдштейну, это основной и по существу единственный мотив в человеческой жизни. Самоактуализация -- это действия, направленные на удовлетворение потребностей. Потребность -- это состояние дефицита, мотивирующее человека на его пополнение, удовлетворение. Развивая идеи Гольдштейна, на первом этапе исследования Маслоу выделил три группы самоактуализирующихся людей. В первую группу «весьма определенных случаев» им были включены Т. Джефферсон, А. Линкольн, У. Джеймс, Д. Адамс, А. Эйнштейн и Элеонора Рузвельт. Вторая группа была составлена из «весьма вероятных случаев» -- это были современники, которым «чуть-чуть» не хватало до самоактуализации. Третья группа «потенциальных или возможных случаев» включала таких известных людей как Б. Франклин, У. Уитмен, О. Хаксли. Всех их объединяет:
· во-первых, то, что каждый из них добился большого успеха в той или иной сфере реального социума, мира действительности, а не в борьбе «против» общества и его институтов;
· во-вторых, этот успех достигнут при жизни, экспертные оценки не противоречат самооценке и совпадают с публичной, положительной оценкой их научной, творческой, политической и общественной деятельности;
·
в-третьих, этот успех не объясняется
как результат мучительной
2. Жизненные планы и жизненный сценарий
Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью его планирования и сценарного воплощения.
Согласно
первому подходу, представленному
работами отечественных авторов (С.
Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.),
личность осознанно выбирает и регулирует
процесс жизни. Подчеркивается роль
родителей в формировании представлений
ребенка о целях и структуре
жизненного пути. В конечном итоге,
по выражению С. Л. Рубинштейна, человек
сам определяет свое отношение к
жизни, гармонично или дисгармонично
связывая между собой трагедию, драму
и комедию. Он полагает, что только
определенные соотношения этих мировоззренческих
чувств этически оправданы, приемлемы,
закономерны как выражение
Второй подход (Альфред Адлер (1870-1937), Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987), Эрик Берн (1902-1970) и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.
На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.
Жизненный
план формируется на основе ранних
жизненных событий, впечатлений, которые
соотносятся с каким-либо знакомым
ребенку сценарием, заимствованным
из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды,
картины. Сценарий запускается в
детском возрасте. В подростковый
период он проходит стадию доработки,
приобретает определенную структуру.
Позднее он используется взрослым человеком
для структурирования жизненного пространства,
оптимального взаимодействия с окружающим
миром и прогнозирования
Основными составляющими сценария являются:
· герой, с которым идентифицирует себя ребенок;
· антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;
· идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, именно он определяет направление личностного роста;
· сюжет - модель событий;
· другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;
· свод нравственных правил.
Личность
способна выбирать разные сценарии или
модели поведения. Одни из них могут
способствовать успеху, другие - приводить
к неудаче, но все они позволяют
ребенку и взрослому
В
соответствии с теоретическими и
эмпирическими исследованиями жизненных
планов разрабатываются
2.1 Жизненные стратегии
Жизненный
путь - проблема очень многозначная.
По мнению Л.И.Анцыферовой, уникальность
человеческого существования
С другой стороны, вопрос часто поднимается не столь радикально, и смерть не рассматривается как лежащая в основе жизненного пути альтернатива. К.А.Абульханова-Славская рассматривает жизненный путь человека как его способность организовать свою судьбу по собственному замыслу, ею выделяются типы жизненных стратегий по двум основаниям: инициатива и ответственность.
Е.П.Варламова и С.Ю.Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:
· творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;