Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 06:10, курсовая работа
Конфликт, в особенности социальный, весьма интересное явление в общественной жизни людей, и в связи с этим не случаен интерес к нему многих крупных ученых, занимающихся весьма широким спектром наук.
Целью данной работы является проведение исследования системы управления конфликтами в организации и выявление путей ее совершенствования (на примере ОАО ООО «Хабаровский металлургический завод»).
Введение 4
1 Понятие конфликта 5
1.1 Источники конфликтов 7
1.2 Причины конфликтов 9
1.3 Виды конфликтов 11
2 Управлении конфликтами 14
2.1 Внутриличностный метод управления конфликтом 15
2.2 Структурные методы управления конфликтом
в организации 17
2.3 Межличностные методы управления конфликтами
в организации 19
3 Общие рекомендации по управлению конфликтами 25
4 Методы управления конфликтом на примере предприятия ООО «Хабаровский металлургический завод» 29
Заключение 33
Список литературы 34
Если же находитесь дома, то постарайтесь выйти на улицу и побегать или походить в быстром темпе 10-15 минут, примите контрастный душ.
Постарайтесь практиковать данный метод чаще в те моменты, когда чувствуете, что теряете самоконтроль. Тогда данный метод войдет у вас в привычку. Кроме того, постарайтесь хотя бы раз в неделю заниматься делом, которое вас радует, успокаивает и приносит удовольствие.
Метод визуализации – мысленно выразите свои чувства и переживания или что-то сделайте человеку, который вызвал негативную реакцию. Он приемлем тогда, когда не можете излить свое раздражение, например, на руководителя или если предполагаете, что ваш гнев ухудшит и без того напряженную ситуацию. В результате добьетесь освобождения от гнева, ничем при этом не рискуя.
«Заземление» – представьте: гнев входит в вас от оппонента как пучок отрицательной энергии. Затем представьте себе, как эта энергия опускается в ноги и свободно уходит в землю.
Метод «уменьшения оппонента в росте» – представьте себе, что в ходе общения ваш оппонент настолько уменьшился в росте, что превращается в комок грязи, в которую можно наступить, а голос его при этом становится всё слабее. В результате он покажется менее значительным.
Метод «настроение» – возьмите цветные фломастеры или карандаши и расслабленной левой рукой начните рисовать любой рисунок: линии, пятна, фигуры и т.п. Постарайтесь полностью погрузиться в свои переживания, как бы материализуя на бумаге свои переживания. Зарисовав весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8-10 слов, отражающих ваше переживание. Пишите те слова, которые первыми приходят в голову. Затем ещё раз посмотрите на рисунок, перечитайте слова и энергично, с удовольствием разорвите его. Скомкайте изорванные куски листа и выбросите в мусорное ведро. Вместе с выброшенным рисунком вы избавитесь от плохого настроения.
Метод «ситуация» – позволяет не только взглянуть на ситуацию, которая привела к психологическому напряжению, а спросить себя: «Какой урок я могу извлечь из этой ситуации, чтобы быть подготовленным к аналогичным случаям в будущем? Как я могу приобрести уверенность в себе, если столкнусь с подобным случаем снова?». Такой подход поможет освободиться от отрицательных эмоций, поскольку научит поступать грамотно в аналогичных ситуациях и избежать конфликта.
4 Методы управления конфликтом на примере предприятия
ОАО «ВостоЭлектроРемонт»
ОАО «ВостоЭлектроРемонт» - юридически самостоятельное предприятие.
Предпосылкой к возникновению конфликта в данном случае, является сокращение штата более чем на 100 человек. Ситуация осложнялась также тем, что кроме увольнения сотрудников на заводе вступили в силу ряд распоряжений руководства, касающихся сокращения внутренних текущих расходов.
Такие действия неминуемо приводят к нежелательным последствиям, как во внутренней среде, так и во внешнем общественном мнении о заводе через неправильное толкование информации.
Анализируя ситуацию, в рабочем коллективе возможны последствия:
«напряженность» внутри коллектива;
уменьшение работоспособности сотрудников;
распространение различных слухов;
атмосфера недоверия к руководству завода;
тенденция к уходу хороших сотрудников.
Общественное мнение:
недоверие со стороны клиентов;
действия со стороны конкурентов.
Отсутствие информации у работников о сокращении привели к слухам.
Известно, что слухи воспринимаются работниками очень серьезно, и люди реагируют на них не как на достойную внимания простую информацию. Работники готовы поверить плохим новостям потому, что они подсознательно именно таких новостей боятся. А это - симптом стрессов и конфликта в организации.
Учитывая вышесказанное, цель программы управления конфликтом может быть сформирована следующим образом: предотвращения возможных негативных последствий сокращения кадров во внешней и внутренней среде металлургического завода.
Необходимо отметить, что процесс увольнения всегда был и будет серьезной проблемой не только для сотрудников организации, но и для ее руководства. Увольняя работника, руководитель и, в первую очередь, его непосредственный начальник всегда испытывает некоторую вину за свое действие. С другой стороны, увольнения, тем более массовые, не могут пройти бесследно для состояния внутреннего климата любого коллектива.
По мнению специалистов, именно осознание этих факторов должно являться основополагающим в действиях руководства по достижению поставленной цели.
Кроме того, существует ряд общих принципов, направленных на решение подобных проблем:
назначение одного сотрудника, ответственного за связи с прессой;
создание внутри организации атмосферы максимальной публичности действий руководства;
пресечение по возможности создания внутри коллектива неформальных групп;
выявление внутри коллектива «неформальных лидеров» и активная работа с ними.
Цель руководства значительно улучшить работу завода при объективно существующих неблагоприятных условиях.
Действия руководства завода:
1) Обратиться к сотрудникам завода с «посланием», которое должно стать традиционным (ежегодным) и содержать:
- краткий отчет о результатах работы завода за прошедший год;
- описание современной ситуации на рынке;
- краткое и доступное изложение программы оптимизации;
- точные даты начала и, главное, завершения работ по программе;
- описание перспектив и планов завода на текущий год.
2) Обеспечение свободного доступа сотрудников к информации о ходе выполнения программы по оптимизации (телефон доверия и т.п.).
3) Принять участие в совещании с руководителями среднего звена завода.
4) Обратиться лично (в письменной форме) к каждому сотруднику, который будет уволен.
а) Организация письменного обращения директора завода с благодарностью к каждому увольняемому сотруднику.
б) Организация договоренностей с биржей труда по поводу трудоустройства увольняемых работников в другие места.
в) Организация договоренностей с коммерческими структурами, занимающимися подбором кадров.
г) Обеспечение выплаты выходного пособия всем увольняемым.
Д) Сохранение в базе данных по кадрам информации об увольняемых для возможного использования их услуг в дальнейшем.
Рассматривая данную ситуацию с точки зрения полезности описанного конфликта, можно отметить несколько положительных моментов, явившихся результатом эффективного управления конфликтным взаимодействием:
конфликт не привел к деструкции или серьезному ухудшению внутреннего климата на заводе;
налаженная с помощью специалистов система коммуникаций дала возможность его руководству самостоятельно реализовать данную программу;
соответствующие управленческие структуры фирмы получили необходимые знания и навыки для прогнозирования и возможного предотвращения подобных ситуаций в будущем;
руководство завода осознало необходимость поддержания внутрифирменных коммуникаций на уровне, соответствующем его положению в настоящий момент, и приобрело опыт поведения в конфликтных ситуациях.
В данном случае мы применили как способ преодоления конфликта - общение, обсуждая проблемы и взаимные претензии. Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми. Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом.
Таким образом, в сложных ситуациях, где разнообразие подходов и точная информация являются существенным для принятия здравого решения, появление конфликтующих мнений надо даже поощрять и управлять ситуацией, используя стиль решения проблемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе исследован конфликт в организации и проведен практический анализ на примере предприятия ОАО «ВостоЭлектроРемонт».
Основными причинами возникновения конфликтных ситуаций в современных организациях являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохая коммуникация, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация в выполнении работы. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта.
Тем самым, конфликты препятствуют развитию организации в целом и требуют вмешательства.
Следует отметить, что конфликты играют и положительную роль в жизни организации, т.к. являются определяющим показателем благополучности отношений между сотрудниками, их вовлеченность в работу и стремление уделять ей как можно больше времени.
Конфликты служат разрядкой напряженности между конфликтующими сторонами, они способствуют сплочению коллектива.
Конфликт - явление многоуровневое, и его регулирование в каждом отдельном случае уникально и неповторимо, так как зависит от личностных характеристик работников, их профессиональной деятельности и должностного уровня. В целом, управление конфликтом должно обеспечивать два наиболее значимых процесса: возможность его избегания и способность остановить конфликт раньше, чем он сможет принести огромный материальный, моральный и нравственный ущерб, как для каждого сотрудника, так и для дальнейшего развития организации в целом.
1) Виханский О.С, Наумов А.И . Менеджмент: учебник – 4-е изд., перераб и доп. – М: ЭкономистЪ, 2005 – 670с.
2) Драчёва Е. Л, Юликов Л.И . Менеджмент: Учебное пособие – 3-е изд., стер – М: Издательский центр “Академия” – 2008 – 288с
3) Кабушин Н.И . Основы менеджмента - /Уч. пособие/ - 5-е изд., стереотип – Мн: Новое знание, 2005 – 336с
4) Кибанов А.Я . Управление персоналом организации: Учебник –М: ИНФРА – М,2007 – 512с
5) Кишкель Е.,Шипунов В. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии: Учеб. Для сред. Спец. Учеб. Заведений – 2-е изд., перераб. И доп. – М: Высш. шк, 2009 – 304с,ил
6) Лавриненко В.И. Психология и этика делового общения: Учебник для ВУЗов – 4-е изд. перераб. и доп., - М: ЮНИТИ –ДАНА, 2008 – 415с
7) Мирошниченко В.Н. , Шапарь В.Б. Этика и психология менеджмента : Учебное пособие – Ростов н/Д : “Феникс”, 2006 – 384с.
8) Пятенко С.В 9 основ менеджмента- СП б: Питер, 2004- 608с
9) Сельченок К.В.. Прикладная психология: Хрестоматия – Мн: Харвест, М.: АСТ, 2007- 624с.
33