Каждый конфликт в
своем развитии проходит несколько
этапов. На некоторых из них переговоры
могут быть не приняты, так как
еще рано, а на других будет уже поздно их начинать и тогда возможны
только ответные агрессивные действия.
Считается, что переговоры
целесообразно вести только с
теми силами, которые имеют власть
в сложившейся ситуации и могут
повлиять на исход события. Можно
выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:
- первичные группы – затронуты их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров.
- вторичные группы – затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени. Могут существовать еще и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые.
Правильно организованные
переговоры проходят последовательно несколько стадий:
- подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);
- предварительный выбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);
- поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);
- завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).
- Подготовка к началу переговоров. Перед началом любых переговоров крайне важно хорошо к ним подготовиться: провести диагностику состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать расстановку сил, выяснить, кто будет вести переговоры и интересы какой из групп они представляют.
Кроме сбора информации,
на этой стадии необходимо четко сформулировать
свою цель участия в переговорах. В этой связи следует ответить
на такие вопросы:
- в чем состоит основная цель проведения переговоров;
- какие есть в распоряжении альтернативы? Реально переговоры проводятся ради достижения результатов, которые были бы наиболее желательными и допустимыми;
- если соглашение не будет достигнуто, как это отразится на интересах обеих сторон ?
- в чем состоит взаимозависимость оппонентов и как это выражается внешне?
Также прорабатываются
процедурные вопросы: где лучше
проводить переговоры?, какая атмосфера ожидается на переговорах?, важны ли
в будущем хорошие отношения с оппонентом?
Опытные переговорники
считают, что от данной стадии, если
она правильно организована, на 50%
зависит успех всей дальнейшей деятельности.
- Первоначальный выбор позиции (официальные заявления участников переговоров). Эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам известны и вы их учитываете; определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше места для себя.
Обычно переговоры начинаются
с заявления обеих сторон об их
желании желаниях и интересах. При
помощи фактов и принципиальной аргументации
(например «задачи компании», «общий
интерес») стороны пытаются укрепить
свои позиции.
Если переговоры проходят с участием посредника (ведущего,
переговорника), то он должен каждой стороне
дать возможность высказать и сделать
все от него зависящее, чтобы оппоненты
не перебивали друг друга.
Кроме того, ведущий определяет
факторы сдерживания сторон и
управляет ими: допустимое время на обсуждаемые
вопросы, последствия от невозможности
прийти к компромиссу. Предлагает способы
принятия решений: простое большинство,
консенсус. Определяет процедурные вопросы.
- Третий этап состоит в поиске взаимоприемлемого решения, психологической борьбе.
На этом этапе стороны
проверяют возможности друг друга,
насколько реальны требования каждой
из сторон и как их выполнение может
отразиться на интересах другого
участника. Оппоненты представляют
факты, выгодные только им, заявляют о наличии у них всевозможных
альтернатив. Здесь же возможны различные
манипуляции и психологическое давление
на ведущего, захватить инициативы
всеми возможными способами. Цель каждого
из участников – добиться равновесия
или небольшого доминирования.
Задача посредника на
данном этапе – увидеть и привести
в действие возможные комбинации
интересов участников, способствовать
внесению большого количества вариантов
решений, направить переговоры в
русло поиска конкретных предложений.
В случае, если переговоры начинают приобретать резкий
характер, задевающий одну из сторон, ведущий
должен найти выход из создавшегося положения.
- Завершение переговоров или выход из тупика. К этому этапу уже существует значительное количество различных предложений и вариантов, но соглашение по ним еще не достигнуто. Время начинает поджимать, увеличивает напряженность, требуется принятие какого-либо решения. Несколько последних уступок, сделанных обеими сторонами, могут спасти дело. Но здесь важно для конфликтующих сторон четко помнить, какие уступки не влияют на достижение их основной цели, а какие сводят на нет всю предыдущую работу.
Председательствующий, используя
данную ему власть, регулирует последние
разногласия и приводит стороны
к компромиссу.
Для снижения интенсивности и разрешения конфликтов могут быть
использованы методы, связанные:
- с усилением административного давления (давления власти) на конфликтующих со стороны высшего руководства;
- с изменением порядку расходования или перераспределением ресурсов;
- с изменением в технологиях производства или декомпозиции (разделении) технологий и их распределении между структурными подразделениями;
- с изменением структуры организации с последующим перераспределением функций (в том числе объединением или разделением подразделений на части);
- с введением специального интеграционного звена: общий руководитель, куратор и т.п.
Управляющий в состоянии
существенно повысить шансы совместного
разрешения конфликтов, если при обсуждении
конфликтов своим поведение он дает
понять, что он считает конструктивные конфликты нормальным
явлением и, участвуя в их решении, выступает
не в качестве доминирующей силы, а на
равных со всеми основаниях.
Приведенный ниже перечень
правил дает ориентиры для линии
поведения, которая противодействует
возникновению конфликтов.
Основные правила:
- Признать друг друга.
- Слушать не перебивая.
- Демонстрировать понимание роли другого.
- Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует.
- Четко формулировать предмет обсуждения.
- Устанавливать общие точки зрения.
- Выяснить, что вас разъединяет.
- После этого снова описать содержание конфликта.
- Искать общее решение.
- Принять общее «коммюнике».
«Признавать друг друга»
– это означает видеть в другом
человека «со страдающей душой», с
понятными желаниями и представлениями
о собственном Я. Он не меньше и не больше, чем
я. Понимать друг друга – значит использовать
одинаковый масштаб. Дать партнеру почувствовать,
что его внимательно слушают. Интересоваться
его представлениями и не скрывать этого.
Сказать ему, например: «Пожалуйста говорите,
мне очень важно знать Вашу оценку этого
дела». Обратить внимание на его чувства;
«И в результате Вы почувствовали себя
несчастным». Тогда можно увидеть, как
напряженность будет снижаться по мере
того, как собеседник станет высказывать
свои мысли и чувства.
«Понимать роль другого».
Сказать: «На Вашем месте я…»,
и пригласить его оказаться в
своей роли. Выразить его представления
и мысли своими словами: «Если
я правильно понял, Вы недовольны
тем, что…». Можно увидеть, как оттает
партнер. Взять листок бумаги и сформулировать вместе с ним,
о чем, собственно, идет речь. Вместе зафиксировать,
что объединяет, а что разделяет. Задача
– преодолеть раздел. В этом состоит сохраняющийся
конфликт. Теперь попросить партнера дать
свои предложения. Каждое предложение
– и его, и свое – надо записать. Вместе
выбрать лучшие предложения. Из них –
самое лучшее, и именно оно должно стать
решением.
Это реальный путь, он нелегок.
Для этого нужен опыт.
Общие рекомендации по
решению конфликтной ситуации могут быть сведены
к следующему.
- Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
- Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решения «с ходу» целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
- Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
- Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
- Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
- Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и др. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
- Реализовать принятое решение на практике, если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.