Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:29, реферат
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его -может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Введение…………………………………………………………………………………..
Понятие причины и признаки стрессового состояния……………………………….….
Организационные факторы……………………………………………………………….
Личностные факторы………………………………………………………………………
Адаптация к стрессу……………………………………………………………………….
Стадии стресса………………………………………………………………………..……
Способы борьбы со стрессом………………………………………………………………
Профилактика стресса…………………………………………………………………….
Стресс – стиль жизни?........................................................................................................
Стресс-менеджмент или управление стрессом………………………………...……….
Коучинг, или работа с первым лицом организации…………………………..………..
Выравнивание микроклимата в коллективе……………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………………………
Приложение
Стадии стресса
Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения
о стрессах и нервных расстройствах, определил
следующие стадии стресса как процесса:
1. непосредственная реакция на воздействие
(стадия тревоги);
2. максимально эффективная адаптация
(стадия ресистентности);
3. нарушение адаптационного процесса
(стадия истощения).
В широком смысле эти стадии характерны
для любого адаптационного процесса.
Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность,
которая физиологически выражается в
изменениях эндокринной системы человека.
К примеру, при экспериментальных исследованиях
в клиниках больных было установлено,
что люди, постоянно находящиеся в нервном
напряжении, тяжелее переносят вирусные
инфекции. В таких случаях необходима
помощь квалифицированного психолога.
Основные черты психического стресса:
· стресс — состояние организма, его возникновение
предполагает взаимодействие между организмом
и средой;
· стресс — более напряженное состояние,
чем обычное мотивационное; оно требует
для своего возникновения восприятия
угрозы;
· явления стресса имеют место тогда, когда
нормальная адаптивная реакция недостаточна.
Так как стресс возник главным образом
именно от восприятия угрозы, то его возникновение
в определенной ситуации может возникать
по субъективным причинам, связанным с
особенностями данной личности.
Вообще, так как индивидуумы не похожи
друг на друга, от фактора личности зависит
очень много. К примеру, в системе “человек-среда”
уровень эмоциональной напряженности
нарастает по мере увеличения различий
между условиями, в которых формируются
механизмы субъекта, и вновь создавшихся.
Таким образом, те или иные условия вызывают
эмоциональное напряжение не в силу их
абсолютной жёсткости, а в результате
несоответствия этим условиям эмоционального
механизма индивида.
При любом нарушении сбалансированности
“человек-среда” недостаточность психических
или физических ресурсов индивидуума
для удовлетворения актуальных потребностей
или рассогласование самой системы потребностей
является источником тревоги. Тревога,
обозначаемая как
— ощущение неопределенной угрозы;
— чувство диффузного опасения и тревожного
ожидания;
— неопределенное беспокойство,
Представляет из себя наиболее сильно
действующий механизм психического стресса.
Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы,
которое представляет из себя центральный
элемент тревоги и обуславливает ее биологическое
значение как сигнала неблагополучия
и опасности.
Тревога может играть охранительную и
мотивационную роль, сопоставимую с ролью
боли. С возникновением тревоги связывают
усиление поведенческой активности, изменение
характера поведения или включение механизмов
интрапсихической адаптации. Но тревога
может не только стимулировать активность,
но и способствовать разрушению недостаточно
адаптивных поведенческих стереотипов,
замещению их более адекватными формами
поведения.
В отличие от боли тревога — это сигнал
опасности, которая еще не реализована.
Прогнозирование этой ситуации носит
вероятностный характер, а в конечном
итоге зависит от особенностей индивида.
При этом личностный фактор играет зачастую
решающую роль, и в таком случае интенсивность
тревоги отражает скорее индивидуальные
особенности субъекта, чем реальную значимость
угрозы.
Тревога, по интенсивности и длительности
неадекватная ситуации, препятствует
формированию адаптационного поведения,
приводит к нарушению поведенческой интеграции
и всеобщей дезорганизации психики человека.
Таким образом, тревога лежит в основе
любых изменений психического состояния
и поведения, обусловленных психическим
стрессом.
Профессор Березин определил тревожный ряд,
который представляет существенный элемент
процесса психической адаптации:
1. ощущение внутренней
напряженности — не имеет ярко выраженного
оттенка угрозы, служит лишь сигналом
ее приближения, создавая тягостный душевный
дискомфорт;
2. гиперестезические
реакции — тревога нарастает, ранее
нейтральные стимулы приобретают негативную
окраску, повышается раздражительность;
3. собственно тревога
— центральный элемент рассматриваемого
ряда. Проявляется ощущением неопределенной
угрозы. Характерный признак: невозможность
определить характер угрозы, предсказать
время ее возникновения. Часто происходит
неадекватная логическая переработка,
в результате которой из-за нехватки фактов
выдается неправильный вывод;
4. страх — тревога,
конкретизированная на определенном объекте.
Хотя объекты, с которыми связывается
тревога могут и не быть ее причиной, у
субъекта создается представление о том,
что тревогу можно устранить определенными
действиями;
5. ощущение неотвратимости
надвигающейся катастрофы — нарастание
интенсивности тревожных расстройств
приводит субъекта к представлению о невозможности
предотвращения грядущего события;
6. тревожно-боязливое
возбуждение — вызываемая тревогой
дезорганизация достигает максимума,
и возможность целенаправленной деятельности
исчезает.
При пароксизмальном нарастании тревоги
все указанные явления можно наблюдать
в течение одного пароксизма, в других
же случаях их смена происходит постепенно.
Для изучения тревоги набиралась группа
испытуемых-добровольцев, у которых вызвали
стресс экспериментально, основываясь
на эффекте плацебо. Тревожная
реакция имела место у подавляющего большинства
используемых, что наглядно демонстрирует
эффективность психической адаптации
у испытуемых при низком (I) и высоком (II)
уровне тревоги в зрелом (а) и юношеском
(б) возрасте.
|
|
| |
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, мы видим, что молодёжь
более адаптивна и менее
Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул
весьма интересную гипотезу о том, что
старение — итог всех стрессов, которым
подвергался организм в течение своей
жизни. Оно соответствует “фазе истощения”
общего адаптационного синдрома, который
в некотором смысле представляет собой
ускоренную версию нормального старения.
Любой стресс, особенно вызванный бесплодными
усилиями, оставляет после себя необратимые
химические изменения; их накопление обуславливает
признаки старения в тканях. Особенно
тяжёлые последствия вызывает поражение
мозговых и нервных клеток. Но успешная
деятельность, какой бы она не была, оставляет
меньше последствий старения, следовательно,
говорит Селье, вы можете долго и счастливо
жить, если выберете подходящую для себя
работу и удачно справляетесь с ней.
Усиление тревоги приводит к повышению
интенсивности действия двух взаимосвязанных
адаптационных механизмов, которые приведены
ниже:
1) аллопсихический механизм — действует,
когда происходит модификация поведенческой
активности. Способ действия: изменение
ситуации или уход из нее.
2) интрапсихический механизм — обеспечивает
редукцию тревоги благодаря переориентации
личности.
Существует несколько типов защит, которые
используются интрапсихическим механизмом
психической адаптации:
1) препятствие осознаванию факторов, вызывающих
тревогу;
2) фиксация тревоги на определенных стимулах;
3) снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание
исходных потребностей;
4) концептуализация.
Тревога, несмотря на обилие различных
смысловых формулировок, представляет
собой единое явление и служит облигаторным
механизмом эмоционального стресса. Возникая
при любом нарушении сбалансированности
в системе “человек-среда”, она активизирует
адаптационные механизмы, и вместе с тем
при значительной интенсивности лежит
в основе развития адаптационных нарушений.
Повышение уровня тревоги обуславливает
включение или усиление действия механизмов
интрапсихической адаптации. Эти механизмы
могут способствовать эффективной психической
адаптации, обеспечивая редукцию тревоги,
а в случае их неадекватности находят
свое отражение в типе адаптационных нарушений,
которым соответствует характер формирующихся
при этом пограничных психопатологических
явлений.
Организация эмоционального стресса предполагает
затруднение реализации мотивизации,
блокаду мотивированного поведения, т.е. фрустрацию.
Совокупность фрустрации, тревоги, а также
их взаимосвязь с аллопсихической и интрапсихической
адаптациями и составляет основное тело стресса.
Эффективность психической адаптации
впрямую зависит от организации микросоциального
взаимодействия. При конфликтных ситуациях
в семейной или производственной сфере,
затруднениях в построении неформального
общения нарушения механической адаптации
отмечались значительно чаще, чем при
эффективном социальном взаимодействии.
Также с адаптацией напрямую связан анализ
факторов определенной среды или окружения,
Оценка личностных качеств окружающих
как фактора привлекающего в подавляющем
большинстве случаев сочеталась с эффективной
психической адаптацией, а оценка таких
же качеств как фактора отталкивающего
— с её нарушениями.
Но не только анализ факторов окружающей
среды определяет уровень адаптации и
эмоциональной напряжённости. Необходимо
также принимать во внимание индивидуальные
качества, состояние непосредственного
окружения и особенности группы, в котором
осуществляется микросоциальное взаимодействие.
Эффективная психическая адаптация представляет
собой одну из предпосылок к успешной
профессиональной деятельности.
В профессиональной управленческой деятельности
стрессовые ситуации могут создаваться
динамичностью событий, необходимостью
быстрого принятия решения, рассогласованием
между индивидуальными особенностями,
ритмом и характером деятельности. Факторами,
способствующими возникновению эмоционального
стресса в этих ситуациях, могут быть недостаточность
информации, её противоречивость, чрезмерное
разнообразие или монотонность, оценка
работы как превышающей возможности индивидуума
по объему или степени сложности, противоречивые
или неопределенные требования, критические
обстоятельства или риск при принятии
решения.
Важными факторами, улучшающими психическую
адаптацию в профессиональных группах,
являются социальная сплоченность, способность
строить межличностные отношения, возможность
открытой коммуникации.
Способы борьбы со стрессом
Автоматическая реакция
- импульс;
- стресс;
- адаптация.
Иными словами, если наступает стресс,
то вскоре стрессовое состояние идет на
убыль - человек так или иначе успокаивается.
Если же адаптация нарушается (или вообще
отсутствует), то возможно возникновение
некоторых психосоматических заболеваний
или расстройств.
Следовательно, если человек хочет направить
свои усилия на сохранение здоровья, то
на стрессовый импульс он должен осознанно
отвечать релаксацией. С помощью этого
вида активной защиты человек в состоянии
вмешиваться в любую из трех фаз стресса.
Тем самым он может помешать воздействию
стрессового импульса, задержать его или
(если стрессовая ситуация еще не наступила)
ослабить стресс, предотвратив тем самым
психосоматические нарушения в организме.
Активизируя деятельность нервной системы,
релаксация регулирует настроение и степень
психического возбуждения, позволяет
ослабить или сбросить вызванное стрессом
психическое и мышечное напряжение.
Релаксация -
это метод, с помощью которого можно частично
или полностью избавляться от физического
или психического напряжения. Релаксация
является очень полезным методом, поскольку
овладеть ею довольно легко – для этого
не требуется специального образования
и даже природного дара. Но есть одно непременное
условие – мотивация, т.е. каждому необходимо
знать, для чего он хочет освоить релаксацию.
Методы релаксации нужно осваивать заранее,
чтобы в критический момент можно было
запросто противостоять раздражению и
психической усталости. При регулярности
занятий релаксационные упражнения постепенно
станут привычкой, будут ассоциироваться
с приятными впечатлениями, хотя для того
чтобы их освоить, необходимо упорство
и терпение.
Концентрация
Неумение сосредоточиться - фактор,
тесно связанный со стрессом. Например,
большинство работающих женщин дома
выполняют три функции: домашней
хозяйки, супруги и матери. Каждая
из этих функций требует от женщины
сосредоточенности, предельного внимания и,
естественно, полной самоотдачи. Возникает
многократная несосредоточенность. Каждая
из этих трех функций вызывает целый ряд
импульсов, отвлекающих внимание женщины
от выполняемой в данный момент деятельности
и способных вызвать стрессовую ситуацию.
Такое разрывание на части изо дня в день
приводит в конце концов к истощению, главным
образом психическому. В таком случае
концентрационные упражнения просто незаменимы.
Их можно выполнять где и когда угодно
в течение дня. Для начала желательно заниматься
дома: рано утром, перед уходом на работу
(учебу), или вечером, перед сном, или - еще
лучше - сразу же после возвращения домой.
Часто возникают такие ситуации, когда
сложно вспомнить чью-то фамилию или какую-то
свою мысль. Мы часто растерянно останавливаемся
посреди комнаты или коридора, пытаясь
вспомнить, за чем пошли или что хотели
сделать. Именно в подобных случаях рекомендуется
кратковременная концентрация по команде
- на своем слове или на счете. В большинстве
случаев выпавшее из памяти слово (или
мысль) придет в голову буквально через
мгновение. Конечно, нет никаких гарантий,
что это обязательно будет всегда удаваться.
Но с помощью концентрации на слове или
счете можно вспомнить забытое быстрее,
чем с помощью усиленного напряжения памяти.
С помощью этого простого метода человек
в состоянии сделать усилие и преодолеть
себя.
Регуляция дыхания
В нормальных условиях о дыхании
никто не думает и не вспоминает.
Но когда по каким-то причинам возникают
отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится
затрудненным и тяжелым при физическом
напряжении или в стрессовой ситуации.
И наоборот, при сильном испуге, напряженном
ожидании чего-то люди невольно задерживают
дыхание (затаивают дыхание).
Человек имеет возможность, сознательно
управляя дыханием использовать его для
успокоения, для снятия напряжения - как
мышечного, так и психического, таким образом,
ауторегуляция дыхания может стать действенным
средством борьбы со стрессом, наряду
с релаксацией и концентрацией.
Противострессовые дыхательные упражнения
можно выполнять в любом положении. Обязательно
лишь одно условие: позвоночник должен
находиться в строго вертикальном или
горизонтальном положении. Это дает возможность
дышать естественно, свободно, без напряжения,
полностью растягивать мышцы грудной
клетки и живота. Очень важно также правильное
положение головы: она должна сидеть на
шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо
сидящая голова в определенной степени
вытягивает вверх грудную клетку и другие
части тела. Если все в порядке и мышцы
расслаблены, то можно упражняться в свободном
дыхании, постоянно контролируя его.
С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого
дыхания можно предупредить перепады
настроения.
При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении
или декламации происходят определенные
изменения ритма дыхания по сравнению
с так называемым нормальным автоматическим
дыханием. Из этого следует, что способ
и ритм дыхания можно целенаправленно
регулировать с помощью сознательного
замедления и углубления.
Увеличение продолжительности выдоха
способствует успокоению и полной релаксации.
Дыхание спокойного и уравновешенного
человека существенно отличается от дыхания
человека в состоянии стресса. Таким образом,
по ритму дыхания можно определить психическое
состояние человека.
Ритмичное дыхание успокаивает нервы
и психику; продолжительность отдельных
фаз дыхания не имеет значения – важен
ритм.
От правильного дыхания в значительной
мере зависит здоровье человека, а значит,
и продолжительность жизни. И если дыхание
является врожденным безусловным рефлексом,
то, следовательно, его можно сознательно
регулировать.
Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее
мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому
способу дыхания, тем скорее он станет
составной частью нашей жизни.
Профилактика стресса
Образ жизни - это наша повседневная
жизнь с раннего утра до позднего
вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый
год. Составными частями активного
и релаксационного образа жизни
являются и начало трудового дня,
и режим питания, и двигательная активность, и качество
отдыха си сна, и взаимоотношения с окружающими,
и реакция на стресс, и многое другое. Именно
от нас зависит, каким будет наш образ
жизни - здоровым, активным или же нездоровым,
пассивным.
Если нам удастся положительно повлиять
на свои основные жизненные принципы,
добиться того, чтобы релаксация и концентрация
стали составной частью нашего образа
жизни, то мы станем уравновешеннее и будем
более спокойно реагировать на стрессогенные
факторы. Необходимо знать, что мы в состоянии
сознательно воздействовать на те или
иные процессы, происходящие в организме,
т.е. обладаем способностью ауторегуляции.
Можно выделить четыре основных метода
профилактики стресса с помощью ауторегуляции:
релаксация, противострессовая "переделка"
дня, оказание первой помощи при остром
стрессе и аутоанализ личного стресса.
Использование этих методов при необходимости
доступно каждому. О релаксации мы уже
говорили, поэтому рассмотрим три других
метода.
Очень часто люди при возвращении домой
переносят свою рабочую активность, возбужденность
в семью. Что же нужно, чтобы избавиться
от своих дневных впечатлений и, переступив
порог дома, не вымещать на домашних свое
плохое настроение? Ведь таким образом
мы приносим домой стресс, а виной всему
- наше неумение отрешиться от накопившихся
за день впечатлений.
Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой
ситуации (нас кто-то разозлил, обругал
начальник или кто-то из домашних заставил
понервничать) - у нас начинается острый
стресс. Для начала нужно собрать в кулак
всю свою волю и скомандовать себе "СТОП!",
чтобы резко затормозить развитие острого
стресса. Чтобы суметь выйти из состояния
острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо
найти эффективный способ самопомощи,
свой метод. И тогда в критической ситуации,
которая может возникнуть каждую минуту,
мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув
к этому методу помощи при остром стрессе.
Теперь рассмотрим, как можно обнаружить
и объяснить реакции своего организма
на стрессовые ситуации. То есть как можно
определить свой личный стресс. Понять
свою собственную стрессовую ситуацию
чрезвычайно важно: во-первых, проявление
стресса у каждого человека индивидуально;
во-вторых, у стресса, как правило, не может
быть единственной причины - таких причин
всегда множество; в-третьих, вы сможете
найти наиболее приемлемый для себя выход
из создавшейся ситуации.
Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа
личного стресса является дневник стрессов.
Метод этот несложный, однако требующий
терпения. В течение нескольких недель
- по возможности ежедневно - необходимо
делать в дневнике простые пометки: когда
и при каких обстоятельствах были обнаружены
признаки стресса. Лучше записывать свои
наблюдения и ощущения вечером после работы
или перед сном, когда легче припомнить
мельчайшие подробности и детали. Если
в конце дня пометок не сделать, то на следующий
день, в житейских заботах и суете забудется,
когда и что произошло.
Анализ записей в дневнике помогает просто
и быстро определять, какие события или
жизненные ситуации способствуют возникновению
стресса. Именно регулярно повторяющиеся
ситуации, описанные в дневнике, могут
быть причиной возникновения стресса.
Полезно записывать свои ощущения сразу
при наступлении острого стресса, чтобы
потом в спокойном и уравновешенном состоянии
проанализировать их.
Если мы пролистаем собственные записи
и попробуем их систематизировать, то
обнаружим, что некоторые основные признаки
стресса повторяются: раздражительность,
невозможность сосредоточиться, забывчивость,
частые вздохи, ощущение бегающих по телу
мурашек, мышечное напряжение, "не успокаивающиеся
ноги" (не сидится на месте) ощущение
внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный
сон, быстрая утомляемость, необъяснимое
чувство страха, плохое настроение, состояние
депрессии, частые головные боли (особенно
в затылочной части), боли в суставах, отсутствие
аппетита или, наоборот, переедание, запоры,
учащенное сердцебиение.
Проанализировав записи, можно определить,
в какое время дня чаще всего наступает
недомогание, происходит это на работе
или же по возвращении домой. С помощью
ведения дневника стрессов можно выяснить
для себя, что нам мешает в жизни, что вызывает
наш личный стресс.