Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 03:35, контрольная работа
Описание работы
Задачи данной работы заключаются в следующем: Выявить особенности уровней эмоциональной саморегуляции, Охарактеризовать способы преодоления отрицательных эмоциональных состояний в профессиональной юридической деятельности.
Содержание работы
Введение 3 1. Уровни эмоциональной саморегуляции 4 2. Способы преодоления отрицательных эмоциональных состояний в профессиональной юридической деятельности 6 Заключение 10 Список использованной литературы 11
Саморегуляция – это заранее
осознанное и системно организованное
воздействие индивида на свою психику
с целью изменения ее характеристик в
желаемом направлении. Выделяют два основных
уровня саморегуляции: бессознательный,
сознательный.
Психическая саморегуляция
представляет собой совокупность приемов
и методов коррекции психофизиологического
состояния, благодаря которым достигается
оптимизация психических и соматических
функций. Одновременно снижается уровень
эмоциональной напряженности, повышается
работоспособность и степень психологического
комфорта. Психическая саморегуляция
способствует поддерживанию оптимальной
психической активности, необходимой
для деятельности человека1.
Эмоциональная саморегуляция
является частным случаем психической
саморегуляции. Она обеспечивает эмоциональное
регулирование деятельности и ее коррекцию
с учетом актуального эмоционального
состояния.
Каждому человеку необходимо
научиться управлять своими эмоциями,
особенно это актуально в профессиональной
юридической деятельности. Эти и обусловлена
актуальность данной работы.
Сотрудникам органов
внутренних дел особенно необходимы
четкий самоконтроль, высокое самообладание,
способность принимать оперативные
решения, управлять служебными операциями,
поведением и эмоциями.
Задачи данной работы заключаются
в следующем:
Выявить особенности уровней эмоциональной саморегуляции,
Охарактеризовать способы преодоления отрицательных
эмоциональных состояний в профессиональной
юридической деятельности.
Уровни эмоциональной саморегуляции
Выделяют три уровня эмоциональной
саморегуляции личности:
Эти уровни являются онтогенетическими
этапами становления системы механизмов
эмоциональной саморегуляции личности.
Доминирование того или другого уровня
можно рассматривать как показатель развития
эмоционально-интегративных функций сознания
человека.
Первый уровень эмоциональной
саморегуляции обеспечивается механизмами
психологической защиты, которые действуют
на уровне подсознания и направлены на
то, чтобы оградить сознание от неприятных,
травмирующих переживаний, связанных
с внутренними и внешними конфликтами,
состояниями тревоги и дискомфорта. Это
особенная форма переработки травмирующей
информации, система стабилизации личности,
проявляющаяся в устранении или сведения
к минимуму отрицательных эмоций (тревоги,
угрызений совести). Здесь выделяют такие
механизмы: отрицание, вытеснение, подавление,
изоляция, проекция, регрессия, обесценивание,
интеллектуализация, рационализация,
сублимация и др.
Второй уровень – сознательная
волевая эмоциональная саморегуляция.
Она направлена на достижение комфортного
эмоционального состояния с помощью волевого
усилия. Сюда также относится волевой
контроль внешних проявлений эмоциональных
переживаний (психомоторных и вегетативных).
Большинство методов и методик
эмоциональной саморегуляции, описанных
в литературе, относятся именно к этому
уровню, например: суггестивные методы
(аутотренинг и другие виды самовнушения
и самогипноза), прогрессивная мышечная
релаксация Джекобсона, релаксация на
основе биологической обратной связи,
дыхательные упражнения, переключение
внимания и отвлечение от неприятных переживаний,
активизация приятных воспоминаний, психотехники
на основе визуализации, эмоциональная
разрядка через физическую активность,
труд, волевое воздействие непосредственно
на чувства – подавление их или активизация,
отреагирование эмоций через крик, смех,
плач (катарсис) и др.2
На этом уровне эмоциональной
саморегуляции сознательная воля направлена
не на разрешение потребностно-мотивационного
конфликта, лежащего в основе эмоционального
дискомфорта, а на трансформацию его субективных
и объективных проявлений. Поэтому, по
своей сути механизмы этого уровня являются
симптоматическими, а не этиологическими,
поскольку в результате их действия не
устраняются причины эмоционального дискомфорта.
Эта особенность является общей для сознательной
волевой и для бессознательной эмоциональной
саморегуляции. Существенное отличие
между ними состоит лишь в том, что одна
осуществляется на сознательном уровне,
а другая на подсознательном. Но, жесткой
границы между этими двумя уровнями нет,
так как волевые регулятивные действия,
которые вначале осуществляются с участием
сознания, автоматизируясь, могут переходить
на подсознательный уровень осуществления.
Третий уровень – сознательная
смысловая (ценностная) эмоциональная
саморегуляция – это качественно новый
способ решения проблемы эмоционального
дискомфорта. Она направлена на устранение
его глубинных причин – на решение внутреннего
потребностно-мотивационного конфликта,
что достигается путем осмысления и переосмысления
собственных потребностей и ценностей
и порождения новых жизненных смыслов.
Высшим аспектом смысловой саморегуляции
является саморегуляция на уровне экзистенциональных
потребностей и смыслов. Это есть наиболее
глубинный и, в то же время, наиболее высший
уровень саморегуляции, доступный человеку
на современном этапе его развития.
Для осуществления эмоциональной
саморегуляции на смысловом уровне необходимо
умение четко мыслить, распознавать и
описывать с помощью слов наиболее тонкие
оттенки своих эмоциональных переживаний,
осознавать собственные потребности,
стоящие за чувствами и эмоциями, находить
смысл даже в неприятных переживаниях
и сложных жизненных обстоятельствах.
Эти перечисленные умения относятся к
компетенции особой интегративной умственной
деятельности, которая интенсивно исследуется
в науке в течение последних десятилетий
и получила название «эмоциональный интеллект
(эмоциональная разумность)».
К основным функциям эмоционального
интеллекта относят: эмоциональную осведомленность,
произвольное управление собственными
эмоциями, способность к самомотивации,
эмпатию и понимание эмоциональных переживаний
других людей и управление эмоциональным
состоянием других людей.
Способы преодоления
отрицательных эмоциональных состояний
в профессиональной юридической деятельности
Цель применения простейших
методов саморегуляции состоит в том,
чтобы помочь созданию оптимальных внутренних
условий для успешного выполнения служебных
действий сотрудником. При этом имеется
в виду ряд моментов: закрепление положительной
установки относительно себя («Я справлюсь»),
повышение чувства уверенности в себе;
гармонизация и активация эмоционально-аффективных
процессов (особенно в ситуациях связанных
с риском, чувством страха, дефицитом времени
на осуществление профессиональных действий
и т.д.); повышение сосредоточенности при
подготовке к выполнению оперативно-служебного
действия (следственного, оперативно-розыскного,
профилактического и т.д.); ускорение перехода
к отдыху после больших служебных нагрузок;
поддержание высокого уровня функциональной
готовности и работоспособности при большой
продолжительности оперативно-служебной
деятельности (например, при круглосуточных
дежурствах и т.п.).
Применение простейших
методов саморегуляции в первую очередь
усиливает стимулирующую и ориентирующую
регуляцию. В их сферу входит усиление
позитивных и исключение негативных установок
сотрудника в отношении себя, своих возможностей,
ожидаемых профессиональных результатов.
Требуется систематическая работа над
собой для того, чтобы научиться управлять
своими эмоциями и чувствами, настраиваться
на преодоление трудностей, снимать влияние
психологического груза временных служебных
неудач, боязни предстоящей деятельности3.
При овладении сотрудниками
простейшими методами саморегуляции
необходимо учитывать то обстоятельство,
что невозможно рекомендовать какой-то
универсальный метод, пригодный для использования
всеми сотрудниками. Методы саморегуляции
надо специально подбирать с учетом особенностей
характера сотрудника, его темперамента,
специфики деятельности и многих других
обстоятельств.
Для соответствующих
тренировок могут быть рекомендованы
следующие методы.
Использование приемов логики.
Очень часто сложившаяся ситуация требует,
чтобы сотрудник органов внутренних дел
умел хладнокровно разобраться в ней.
При этом можно сначала убедить себя в
нерациональности имеющегося психического
состояния, неадекватного нервного напряжения,
а затем - в целесообразности другого стиля
деятельности и поведения. В процессе
логического осмысления ситуации и устранения
связанных с ней отрицательных эмоций
можно пользоваться несколькими приемами.
Снимать нервное напряжение можно, поговорив
с собой, убедив себя в несерьезности переживаний.
Психическая защита в данном случае строится
на самоубеждении в том, что трудные положения
воспитывают умение даже из неудачи извлекать
максимум пользы. Важно четко проанализировать,
что произошло, где допущена ошибка, и
сразу же представить себе, какая может
быть польза для будущей деятельности4.
Очень важным является
прием индивидуально значимого
самоубеждения типа «Я самый опытный»,
«Я все могу», «Я могу раскрыть любое преступление»
и т.п.
Использование самоприказов.
Дисциплинированный сотрудник может хорошо
управлять собой с помощью внутренних
самоприказов типа: «Надо!», «Смелее!»,
«Терпи!», «Работай!» и т.п. В итоге должна
выработаться своего рода органическая
связь между внутренней речью и действием.
Самоприказ при этом обретает дополнительную
силу, становится своего рода пусковым
стимулом. Следует отметить, что очень
удобно объединять самоприказы с формулами
самоубеждения. Например: «Я ничего не
боюсь! Вперед!» или «Я справлюсь с этой
работой! Смелее!» и т.п.
Использование образов. Лицам
с художественным типом мышления помогает
прием, основанный на «игре в кого-нибудь».
Например, оперативный работник, выполняющий
какую-нибудь тяжелую и напряженную работу,
может представить себя в образе киногероя-сыщика.
Умение мысленно представить себе образ
для подражания, войти в нужную роль помогает
обрести свой стиль поведения и не только
регулировать свое состояние, но и, если
нужно, оказывать психологическое давление
на преступника.
Целенаправленное представление
ситуаций. Умению настроиться или снять
нервное напряжение помогает использование
воображения. У каждого человека есть
в памяти ситуации, в которых он испытывал
покой, умиротворение, расслабление. У
одних - это пляж, приятное ощущение отдыха
на теплом песке после купания, у других
- горы, чистый свежий воздух, голубое небо.
Таких ситуаций может быть очень много,
но выбрать надо самую значимую, способную
вызвать нужные эмоциональные переживания.
При настройке на
выполнение какого-либо профессионального
действия сотруднику органов
внутренних дел рекомендуется
вспомнить эмоциональные сцены,
ситуации, связанные, например, с успешным
раскрытием преступления, задержанием
преступника, героическими поступками
и т.п.
Способы отвлечения. Могут быть
состояния, когда к активным методам саморегуляции
прибегать трудно. Нередко это бывает
связано с выраженным утомлением, чувством
опустошения, отчаяния. В таких случаях
снять груз психического напряжения можно
с помощью различных средств отвлечения.
Это может быть книга, которую перечитываешь
несколько раз, не теряя к ней интереса,
может быть музыка, полюбившийся фильм
и т.д.
Сознательное управление мышечным
тонусом. Стоит нахмуриться, принять грустное
выражение лица, как станет действительно
грустно. И наоборот, улыбка способна сделать
чудо.
Дыхание как средство саморегуляции.
Важное значение для регуляции психического
состояния имеет ритм дыхания. Успокаивающий
ритм заключается в том, что каждый выдох
делается вдвое длиннее вдоха.
Хорошо показывает
себя такой прием, как дыхание
на счет. Этот прием заключается
в том, что необходимо дышать
на счет. В ситуации, когда необходимо
успокоиться: на счет 1,2,3,4 делается
вдох, потом на счет 1,2,3,4 - выдох, затем
на счет 1,2,3,4,5 делается вдох и
на счет 1,2,3,4,5 - выдох и так вдох
и выдох удлиняются до 12. Происходит
искусственная задержка дыхания,
что непроизвольно приводит к
определенному снятию эмоционального
напряжения. Наоборот, в ситуации, когда
необходимо поднять свой тонус,
активизироваться, поступают обратным
образом.
Другой прием - задержка дыхания.
В ряде случаев для того, чтобы снять острое
нервное напряжение, можно сделать глубокий
вдох и задержать дыхание на 20-30 с. Следующий
за этим выдох и последующий повторный
глубокий компенсаторный вдох будут способствовать
стабилизации состояния.
Заключение
Таким образом, в процессе оперативно-служебной
деятельности сотрудников органов внутренних
дел очень часто возникают такие ситуации,
в которых необходимо регулировать свое
состояние.
Каждый из предложенных простейших
методов саморегуляции, естественно, может
быть углублен и расширен. Поэтому сначала
необходимо выбрать те из них, которые
лучше отвечают характеру и темпераменту,
кажутся наиболее удобными для систематического
применения. Критерием отбора должны быть
индивидуальные особенности. Кроме того,
необходимо учитывать, что методы саморегуляции
могут различаться по направленности.
В одном случае они помогут снять нервное
напряжение, расслабиться, восстановить
работоспособность, в другом - будут способствовать
мобилизации, вхождению в особое психическое
состояние, наиболее адекватное оперативно-служебным
условиям.
Умение путем саморегуляции
снять эмоциональное напряжение, подавить
чувство страха и неуверенности, сконцентрировать
внимание и мобилизовать все силы для
выполнения поставленной задачи является
чрезвычайно важным качеством сотрудника
органов внутренних дел.
Неумение сотрудника
регулировать психическое состояние
и действия приводят к отрицательным,
а зачастую и тяжелым последствиям
как для него самого, так и
для окружающих. Неумение управлять
своим поведением снижает способность
социально-психологической адаптации
личности к данным условиям
среды, является серьезной помехой
в реализации ее жизненного
потенциала.
Список использованной
литературы
Асмолов А. С. Психология личности. – М., 2003.
Еникеев, М. И. Юридическая психология / М.И. Еникеев. - М : Инфра-М, 2007.