Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 16:07, реферат
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Понятие личности…………………………………………………………..4
2. Условия формирования личности………………………………………….5
3. Свобода …………………………………………………………………….10
4. Ответственность……………………………………………………………14
5. Условия формирования свободы и ответственности за жизнь…………15
Заключение ……………………………………………………………………20
Список литературы …………………………………………………………..
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Понятие личности…………………………………………………………
2. Условия формирования личности………………………………………….5
3. Свобода …………………………………………………………………….10
4. Ответственность………………………………………
5. Условия формирования свободы и ответственности за жизнь…………15
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………..21
Введение
Личностное развитие человека
происходит на протяжении всей жизни.
Личность является одним из тех феноменов,
которые редко истолковываются одинаково
двумя разными авторами. Все определения
личности, так или иначе, обусловливаются
двумя противоположными взглядами на
ее развитие. С точки зрения одних, каждая
личность формируется и развивается в
соответствии с ее врожденными качествами
способностями, а социальное окружение
при этом играет весьма незначительную
роль.
Представители
другой точки зрения полностью отвергают
врожденные внутренние черты и способности
личности, считая, что личность – это некоторый
продукт, полностью формируемый в ходе
социального опыта. Очевидно, что это крайние
точки зрения процесса формирования личности.
Несмотря
на многочисленные понятийные и другие
различия, существующие между ними почти
все психологические теории личности
едины в одном: личностью, утверждается
в них, человек не рождается, а становится
в процессе своей жизни. Это фактически
означает признание того, что личностные
качества и свойства человека приобретаются
не генетическим путем, а формируются
и развиваются.
1. Понятие личности
Личность - общежитейский
и научный термин, обозначающий:
1) человеческого индивида как субъекта
отношений и сознательной деятельности
(лицо, в широком смысле слова);
2) устойчивую систему социально-значимых
черт, характеризующих индивида как члена
того или иного общества или общности.
В специальных
исследованиях понятие "личность"
обычно употребляется во втором, более
узком смысле: когда педагог говорит о
личности школьника-подростка, социолог
- о личности рабочего, криминалист - о
личности преступника, каждый из них имеет
ввиду прежде всего те черты, которые делают
человека соответственно школьником-подростком,
рабочим, и которые для них типичны и существенны.
Понятие "личность" следует отличать
от понятий "индивид" (человек как
единичный представитель некоего целого
- биологического или социального) и "индивидуальность"
(совокупность черт, которые отличают
данного индивида от всех других). Личность
появляется только с возникновением сознания
и самосознания.
Проблема личности
в философии - это, прежде всего вопрос
о том, какое место занимает человек в
мире, причём не только чем он фактически
является, но и "... чем человек может
стать, то есть может ли человек стать
господином собственной судьбы, может
ли он “сделать” себя самого, создать
свою собственную жизнь".
В ходе исторического
развития меняются не только преобладающие
социальные типы личности, их ценностные
ориентации, но и сами взаимоотношения
личности и общества.
Чем больше психических
свойств (характер, темперамент, способности,
чувства) называются "личностными",
тем глобальнее становится понятие "личность"
и тем труднее им оперировать.
Человека можно
считать личностью, если в его мотивах
существует иерархия в одном определенном
смысле, а именно если он способен преодолевать
собственные непосредственные побуждения
ради чего-то другого. В таких случаях
говорят, что субъект способен к опосредованному
поведению. При этом предполагается, что
мотивы, по которым преодолеваются непосредственные
побуждения, социально значимы. Они социальны
по своему происхождению и смыслу, то есть,
заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий
личности.
Второй необходимый критерий личности
– способность к сознательному руководству
собственным поведением. Это руководство
осуществляется на основе осознанных
мотивов-целей и принципов. От первого
критерия второй отличается тем, что предполагает
именно сознательное соподчинение мотивов.
Просто опосредствованное поведение (первый
критерий) может иметь в своей основе и
стихийно сложившуюся иерархию мотивов,
и даже “стихийную нравственность”: человек
может не отдавать себе отчета в том, что
именно заставило поступить его определенным
образом, тем не менее, продействовать
вполне нравственно. Хотя во втором признаке
также имеется в виду опосредствованное
поведение, подчеркивается именно сознательное
опосредствование. Оно предполагает наличие
самосознания как особой инстанции личности.
Итак, личность
– это человек, взятый в системе таких
его психологических характеристик, которые
социально обусловлены, проявляются в
общественных по природе связях и отношениях,
являются устойчивыми, определяют нравственные
поступки человека, имеющие существенное
значение для него самого и окружающих.
2. Условия формирования
личности
Личность человека
формируется и развивается в результате
воздействия многочисленных факторов,
объективных и субъективных, природных
и общественных, внутренних и внешних,
независимых и зависимых от воли и сознания
людей, действующих стихийно или согласно
определенным целям. При этом сам человек
не мыслится как пассивное существо, которое
фотографически отображает внешнее воздействие.
Он выступает как субъект своего собственного
формирования и развития.
Имея в виду
то, что человеческую личность формируют
в своем единстве генетическая и социальная
программы, отметим существование субъективных
и объективных
условий становления личности, ее совершенствования
в ходе жизни, а также в результате развития
и воспитания.
Биологические факторы: наследственность
(передача от родителей психофизиологических
свойств и задатков: цвет волос, глаз, кожи,
темперамент, скорость психических процессов,
а также способность к речи, мышлению,
прямохождению — общечеловеческие признаки
и национальные особенности) в значительной
степени определяют субъективные условия,
влияющие на формирование личности. Строение
психической жизни личности и механизмы
ее функционирования, процессы формирования
как отдельных, так и целостных систем
свойств составляют субъективный мир
личности.
Человек
- это живой организм, жизнь которого подчинена
как общим законам биологии, так и специальным
законам анатомии и физиологии. Но по наследству
передаются не качества личности, а определенные
задатки. Задатки - природная расположенность
к той или иной деятельности. Различают
задатки двух видов - общечеловеческие
(строение мозга, центральной нервной
системы, рецепторов); индивидуальные
различия природных данных (особенности
типа нервной системы, анализаторов и
т.п.).
Природные
особенности обусловливают разные пути
и способы формирования психических свойств.
Они могут влиять на уровень, высоту достижений
человека в какой-либо области. При этом
их воздействие на личность не прямое,
а косвенное. Ни одна врожденная особенность
не является нейтральной, так как она социализируется,
пронизывается личностным отношением
(например, карликовость, хромота и т.п.).
Роль природных факторов неодинакова
на разных возрастных этапах: чем меньше
возраст, тем в большей мере природные
особенности сказываются на формировании
личности.
Природные
особенности являются важными предпосылками,
факторами, но не движущими силами формирования
личности. Мозг как биологическое образование
является предпосылкой появления сознания,
но сознание - продукт общественного бытия
человека. Чем сложнее по своему психическому
строению образование, тем меньше оно
зависит от природных особенностей.
Но влияние
биологических факторов всегда опосредуется
обучением, воспитанием и социальными
условиями. Формирование личности идет
в единстве с объективными условиями,
на него влияющими. Психическая деятельность
человека, будучи детерминирована внешними
условиями, развивается по своим специфическим
внутренним законам. [5, 15c.] «Идея, чувства
и верования, — говорил Г. В. Плеханов,
— сочетаются по своим особым законам.
Но эти законы приводятся в действие внешними
обстоятельствами, не имеющими ничего
общего с этими законами».
Социальные факторы (они же — «внешние
обстоятельства»): общественно-экономические
условия жизни, семья и целенаправленное
воспитание образуют, систему объективных
условий, влияющих на формирование личности.
Именно среда — вся окружающая человека
социальная действительность, в условиях
которой происходит его развитие и становление
личности, — является объективным условием
формирования его личности, определяющим
чисто человеческие задатки — мышление
и речь. Объективные условия дают возможность
развиться человеческим задаткам посредством
общения с людьми. Поскольку если изолировать
ребенка после рождения от общества, у
него будет характер, темперамент, способности
и ряд других свойств личности, но личностью
он не будет, так как будет развиваться
вне человеческих отношений, человеческого
общества.
Социализация представляет собой
процесс становления личности, постепенное
усвоение требований общества приобретение
социально значимых характеристик сознания
и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения
с обществом. Социализация личности начинается
с первых лет жизни и заканчивается к периоду
гражданской зрелости человека, хотя,
разумеется, полномочия, права и обязанности,
приобретенные им, не говорят о том, что
процесс социализации полностью завершен:
по некоторым аспектам он продолжается
всю жизнь.
Социализация осуществляется
как система двух взаимодействующих факторов:
1) воздействие общества на личность в
процессе воспитания, образования, общения
с родителями, сверстниками, в процессе
пользования средствами массовых источников
информации;
2) собственная личная активность, проявляющаяся
как в распредмечивании явлений и предметов,
так и в опредмечивании их.
Действительно,
социальный индивид не получает своего
общественного содержания наследственно
и вынужден приобретать его в онтогенезе
и в ходе всей своей жизни. Условно процесс
социализации имеет три периода:
- первичная социализация, или социализация
ребенка;
- промежуточная социализация, или социализация
подростка;
- устойчивая, целостная социализация,
то есть социализация взрослого, сложившегося
в основном человека.
Являясь важным фактором,
воздействующим на механизмы формирования
личности, социализация предполагает
развитие в человеке его социально-обусловленных
свойств (убеждения, мировоззрение, идеалы,
интересы, желания).
Воспитание так же выступает важным
фактором в развитии личности. Оно обеспечивает
социализацию личности, программирует
параметры ее развития с учетом многогранности
воздействия различных факторов. Воспитание
— это спланированный, долгосрочный процесс
специально организованной жизни детей
в условиях обучения и воспитания. Ему
присущи такие функции:
- диагностика природных задатков, теоретическая
разработка и практическое создание условий
их проявления и развития;
- организация учебно-воспитательной деятельности
детей;
- использование положительных факторов
в развитии качеств личности;
- содержания воспитания, средств и условий
социальной среды;
- воздействие на социальные условия, устранение
и преобразование (по возможности) негативных
средовых влияний;
- формирование специальных способностей,
обеспечивающих приложение сил в разных
сферах деятельности: научной, профессиональной,
творческо-эстетической, конструктивно-технической
и т.д.
Итак, личность
всегда живет и действует в составе определенной
нации, класса, социальной группы, коллектива
и разделяет с другими материальные и
культурные условия жизни и, что вполне
естественно, психологию социальной группы,
в состав которой она входит. Это обстоятельство
определяет особенное в психическом облике
личности (национальные черты характера,
потребности, интересы, отношение к различным
сторонам социальной жизни).
Психологический момент формирования
личности обусловлен микросредой — частью
среды и теми условиями, в которых человек
живет непосредственно (например, семья).
Микросреда объективно влияет на психический
облик человека. Как следствие этого влияния,
обнаруживаются индивидуально неповторимые
черты, отражающие конкретный жизненный
путь отдельной личности.
Рассмотрение
вопроса о влиянии объективных условий
на формирование личности будет неполным,
если не отметить решающее значение в
развитии человека социальной наследственности.
Каждая личность представляет в той или
иной мере весь человеческий род; в ее
человеческой, телесной организации воплощен
итог развития не только рода человеческого,
но и ближайших его предков. Общечеловеческая
природная организация личности формировалась
по законам биологии, а потому и выступает
как общественно-детерминированная природа
человека.
Человек наследует
от предыдущих поколений орудия труда
и опыт организации производства, материальные
и духовные ценности, традиции и т. п. Овладевая
всем этим, он приобщается к общечеловеческой
и национальной культуре, становится способным
к труду, творческому развитию оставленного
ему наследства
Таким образом, формирование
личности — сложный длительный, обусловленный
социализацией процесс, в котором внешние
воздействия и внутренние силы, постоянно
взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости
от стадии развития. Базисом личности
является совокупность ее общественных
по своей природе отношений к миру, но
отношений, которые реализуются; а они
реализуются ее деятельностью, точнее,
совокупностью ее многообразных деятельностей.
3. Свобода
Человек отличается от животного
не только речью, наличием труда и
разумом. Не менее важным является свобода
выбора человека. Он учится языку, воспринимает
общественные нормы поведения, пропитывается
общественно значимыми ценностями, регулирующими
общественные отношения, выполняет определенные
общественные функции и играет специфически
социальные роли, постоянно делает выбор,
решает, какой пойти дорогой. И общество
не всегда влияет на принимаемые решения.
Личность обладает свободой выбора.
Свобода - одно из основных понятий
философии, связанное с его характеристикой
как разумного (духовного) существа, возвышающегося
над сферой природной необходимости в
актах самообладания (господство над страстями
и инстинктивными побуждениями), нравственного
выбора, в игре, творчестве и т.п.
Но личной мерой
свободы для каждого в таком случае выступает
ответственность личности перед собой
и другими. Не зря известные философы говорили:
"Свобода одного человека заканчивается
там, где начинается свобода другого".
Ведь разрешая себе какой - то поступок,
необходимо учитывать негативные последствия
и для других людей. Например, опаздывая
на работу, потому что "хотелось еще
поспать, а без меня все равно ничего не
случится", мы подводим начальника отдела.
А разрешая себе ночью послушать погромче
любимую музыку, мы ущемляем права ни в
чем не виноватой бабушки соседки. Не все
люди считают, что надо отвечать за свои
поступки, но любой начнет возмущаться,
лишившись премии на работе, или услышав
стук по батарее в ночи. А что, если все
забудут про ответственность, и будут
говорить: "Это не мои проблемы"? А
многие в свое оправдание говорят: "Я
не подумал, что так нельзя, я не знал, что
это запрещено". Многие с детства действуют
по искажённому принципу свободы "можно
все, что не запрещено". Если человек
о чем-то не слышал, на уровне интуиции
он понимает, что стоит перед выбором,
поступить только в угоду себе, или учесть
мнение окружающих.
Мы живем в обществе, и вне общества человек
не может существовать. Поэтому просто
необходимо учитывать все особенности
окружающих нас людей. Ведь никогда не
знаешь, в какой ситуации можешь оказаться
сам.
«Свобода» — одна
из основных философских категорий, характеризующих
сущность человека и его существование.
Свобода — это возможность личности мыслить
и поступать в соответствии со своими
представлениями и желаниями, Поэтому
стремление к свободе — естественное
состояние человека. Однако решить вопрос
о том, что есть свобода, оказалось не так
просто. И диапазон понимания этого показался
чрезвычайно широк. В категории философии
предлагались различные варианты понимания
свободы от отрицательной свободы до положительной
(свободы «для»), и даже «бегства свободы».
Оказалось также, что то или иное понимание
свободы соотносится с такими понятиями,
как произвол, воля, необходимость и т.
д.
Для человека
характерно стремление к так называемой
уютной свободе, которая никем и ничем
не ограниченна.
Волюнтаризм
рассматривает волю в качестве основного
принципа жизни человека. Свобода воли
означает возможность беспрепятственного
внутреннего самоопределения человека
в выполнении тех или иных целей и задач.
Волюнтаризм — это признание примата
воли над другими проявлениями духовной
жизни. Корни волюнтаризма уходят в христианскую
догматику, учения Канта, Фихте, Шеллинга
Шопенгауэра, Ницше. Действовать в духе
волюнтаризма — значит не считаться с
объективными законами бытия, произвольно
решать вопросы жизни общества, выдавая
свой произвол за высшую мудрость.
Под необходимостью
часто понимается предопределение, Божий
промысел, судьба, рок. Именно необходимость
становится точкой отсчета для всех представителей
фатализма, для которого характерно представление
о мире как о некоем механизме, работа
которого подчиняется объективным, т.
е. независимым от сознания человека законам,
которые и выступают как необходимость.
Фаталисты, таким образом, напротив предопределяют
изначально весь ход жизни человека и
его поступки, объясняя это судьбой, волей
Бога, детерминизмом, где каждое последующее
событие жестко связано с предыдущим.
При таком подходе не остается места свободе
выбора человека". В мире господствует
жесткая необходимость, предсказуемость
основных этапов жизни человека и общества.
В XVIII в.
Бенедикт Спиноза стремился разрешит
противоречие между свободой и необходимостью.
Именно он сформулировал известный тезис
«свобода — есть познанная необходимость».
Логика его рассуждений сводилась к следующему.
В природе все подчинено необходимости,
здесь нет свободы (и случайности). Человек
— часть природы и, следовательно, также
подчинен необходимости. Однако естественным
состоянием человека остается стремление
к свободе. Не желая лишать человека состояния
свободы, Спиноза утверждал, что свободен
человек, только когда познает. При этом
он не может изменить хода событий, но,
зная законы действительности, может сорганизовать
с ними свою деятельность, тем самым, превратившись
из «раба» действительного мира, в его
«господина».
Точку зрения Спинозы
разделяли впоследствии Гегель и Маркс.
В марксизме необходимость выступает
как выражение закономерного, объективно
обусловленного для развития событий.
Однако в своих произведениях Маркс полагал,
что задача заключается не только в том,
чтобы познать и объяснить мир, но и преобразовать
его. И хотя и Гегель, и основоположники
марксизма не исключали случайных явлений,
способных повлиять на объективные процессы,
но им все же отводилась второстепенная
роль.
Отмеченное
выше понимание свободы, связывающее ее
с необходимостью, даже и познанной, на
деле, однако, лишает человека этой свободы.
Если все однозначно необходимо, если
практически нет случайностей, новых возможностей,
то человек превращается в автомат, робот,
действующий по заданной программе.
На эту особенность
данного толкования свободы обращают
внимание как представители русской философии,
так западноевропейской философии. Таким
образом, свобода — это специфически человеческое
качество, лежащее в основе формирования
его индивидуальности, а также творческой
инновационной деятельности. Мера необходимости
и свободы, коллективистской и индивидуалистической
устремленности в человеке той или иной
эпохи, той или иной культуры различна.
Именно эта мера задает определенные типы
личности.
Типологии
личности наряду с прочим очень часто
вытекают из моделей взаимоотношения
личности и общества по поводу свободы
и ее атрибутов. В качестве таких моделей
называют следующие:
- отношения борьбы за свободу (человек
вступает в открытый и непримиримый конфликт
с обществом);
- бегство от мира (эскапистское поведение,
когда человек не в силах обрести свободу
среди людей идет в монастырь, уходит «в
себя», чтобы там обрести свободу самореализации);
- человек адаптируется к миру, добровольно
подчиняется ему, жертвуя стремлением
обрести свободу.
Реальное свободное
действие человека выступает, прежде всего,
как выбор поведения. Свобода есть там,
где есть выбор. В такой ситуации особый
интерес представляет проблема моральной
и правовой ответственности человека
за свои поступки.
4. Ответственность
Ответственность
- это категория этики и права, отражающая
особое социальное и морально-правовое
отношение личности к обществу, человечеству
в целом. Построение современного общества,
внедрение сознательного начала в социальную
жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному
управлению обществом и историческому
созиданию резко увеличивает меру личной
свободы и одновременно социальной и моральной
ответственности каждого.
В праве гражданская,
административная и уголовная ответственность
устанавливается не формальным путем
выяснения состава преступления, но и
с учетом воспитания правонарушителя,
его жизни и деятельности, степени сознания
вины и возможности исправления в дальнейшем.
Это сближает правовую ответственность
с моральной, то есть осознание индивидом
интересов общества в целом и в конечном
счете понимания законов поступательного
развития истории.
Соблюдение прав
и свобод личности и ответственность перед
законом за совершенное преступление
- является одним из признаков правового
государства.
Развитие человеческой
цивилизации требует и цивилизованного
развития права, поэтому возникла концепция
правового государства как определяющая
любую государственность. Прошло время
правового беспредела, когда права и свободы
личности ничем не гарантировались и не
защищались. Общество имеет новые пути
правового обустройства человека, который
будет уверен в завтрашнем дне, будет смело
идти по жизни.
Правовое государство
гарантирует личности его права и свободы
и их правовую защиту - важнейший принцип.
Следующий принцип - подчинение только
закону и деятельность на основании закона,
принятого обществом в условиях полной
демократии.
Правовое
государство является своего рода сочетанием
свободы и ответственности, когда человек
полностью свободен в моральном и правовом
смысле с одной стороны, а за совершение
преступления наступает ответственность
- с другой стороны.
Правовое государство
и народовластие - это неразделимые понятия,
управление и самоуправление народных
масс, подотчетность выборных органов
своим избирателям и смена этих органов
при несправлении с возложенными на них
обязанностями и задачами, нарушением
ими закона.
Правовое
государство предполагает закрепление
интересов личности на первом месте, устраняет
неравноправие наций, ставит на одну линию
мужчину и женщину, создает все условия
для абсолютного равенства всех членов
общества перед законом независимо от
происхождения, положения в обществе.
Конституция
России поставила интересы личности на
первое место. Первоочередная задача для
правоохранительных органов - охрана личного,
государственного и общественного имущества,
установила статус личности, гарантии
прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую
роль личности в современных условиях
для ее развития в обществе.
5. Условия формирования
свободы и ответственности за жизнь
Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Бердяева и Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с необходимостью, с произволом и анархией, с равенством и справедливостью.
Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (бихевиоризм), до "бегства от свободы" (Э. Фромм), в условиях совершенно цивилизованного общества. В русской философской традиции категория свободы соотносилась с понятием "воля" или "вольницы". Понятие свободы родилось в христианстве, как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможностью для человека свободного выбора на пути к Богу. Свобода воли ― понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. В истории философской мысли воля трактовалась двояко: во первых, как следствие природной и сверх природной детерминации (Бог, Абсолют); во вторых - как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс человека. Волевые качества человека определяются отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в структуру характера личности. Чтобы понять сущность феномена свободы личности нужно разобраться в противоречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, без которой немыслима реализация свободы. Воля считается слепым неразумным первоначалом, особенно если реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Это проблема - как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и уравниловке стоит перед каждым обществом и государством. Решая ее, приходится ориентироваться на ту или иную систему культурных норм и ценностей. Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно подчеркнуть, что это понятие универсальное и не сводимо к "полезности" человека для общества. Попытки делить людей на "нужных" и "ненужных" порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека, и общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. История многократно доказывает, что истинный масштаб и направленность деяний и помыслов многих личностей становиться, очевиден спустя много лет, а то и столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы непрерывно возрастает и, в тоже время, немало примеров, когда время развенчивает дутые авторитеты мира, диктующим свои законы человеку. Действовать в духе вамонтаризма – значит не сочетаться с объективными условиями бытия, с законами природы, выдавая свой произвол за высшую мудрость.Фатализм напротив предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой, то ли волей Бога, то ли детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связанно с предыдущими. Здесь по сути дела не остается места для свободного выбора, ибо нет альтернатив. Таким образом, можно прийти к выводу, что свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устранения внешних ограничений. Гораздо более существенна внешняя свобода, “свобода для”, свобода в выборе истины, добра и красоты.
Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в тоже время тяжким бременем, не зря в западной философии формировалось явление “бегство от свободы”. Потому ценность человека в принципе несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи, детей и идеи, человек не может быть сведен к сумме этого наследства. Важным феноменом мира культуры являются вещи. Мир вещей обнимает собой все – от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей. Это мир материальной культуры, созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, внешний мир стал “второй природой” человека и не случайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием личности самого человека. Все религии строго осуждают стремление к накоплению материальных ценностей. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны, как и сам феномен свободы, хотя человечество в течение тысячелетий мечтало переплавить “мечи на орала”. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. В полной мере это относится и к системе духовных ценностей и их роли в становлении личности.
Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия. Природа духовных ценностей исследуется в аксиологии, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идет, прежде всего, о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются внешними, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей. В истории человечества можно отметить несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей, формирующих соответствующий тип личности. Наиболее древняя -гедонизм- утверждает что наслаждение высшее благо жизни и критерий поведения человека. В этике аскетизма идеалом жизни провозглашалось добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений.
В концепции утилитаризма величайшей ценностью и основой нравственности считается польза. С точки зрения Д. Милля "удовольствие является единственным добром". Принцип соборности, означающий сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям. Тоже самое можно отнести и к этическим ценностям. Известное выражение Ф.М. Достоевского “красота спасет мир” нужно понимать не изолированно, а в общем, контексте развития идеалов человечества.
Понятие личности, свободы,
ценностей обогащают и
Информация о работе Условия формирования свободы и ответственности за жизнь