Условия развития способностей у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:55, реферат

Описание работы

Основанием о наличии у человека способностей служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. Человека считают способным, если он, во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки и, во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.
Почему при всех прочих равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают какой-нибудь деятельностью и добиваются в ней больших успехов, чем другие?

Содержание работы

Понятие о способностях и их природе;
Виды способностей;
Способности и личность;
Условия развития способностей у детей.

Файлы: 1 файл

L_-_Sposobnosti.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Очень важны такие  качества личности, как самокритичность, требовательность к себе. Эти качества рождают неудовлетворенность первыми результатами труда и желание сделать еще лучше, совершеннее.

Очень важна и такая черта характера, как скромность (во избежание зазнайства, самовосхищения и самолюбования, пренебрежения к окружающим).

Высокий уровень развития способностей называют талантом. Талант — это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней — с другой, большого трудолюбия и настойчивости — с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства.

Высокая способность  к конкретному виду деятельности -  талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, - одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, - гениальность.

Образно говоря,  талант – это попадание в цель, в  которую никто не может попасть; гениальность – попадание в цель, которую еще никто не видит.

 

4.

Для развития способностей необходимо включать ребенка с ранних лет в доступную его возрасту деятельность.   Уже   в  дошкольном  возрасте  дети   учатся   рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и узнавать мелодии, чувствовать их ритм. Немного позже они начинают конструировать,  занимаясь с детским  «Конструктором»,  пробуют сочинять рассказы, простые стихотворения. С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную деятельность.  Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам.

Каждый нормальный и  здоровый в психическом отношении  ребенок имеет общие способности, необходимые для успешного обучения в школе, иначе говоря, каждый способен получить среднее образование, овладеть учебным материалом в пределах школьных программ. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или иному учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знаний и умений, из-за пробелов в знаниях, тех или иных проявлений темперамента.

Помимо общих способностей к учению, каждый ученик обладает возможностью развития и специальных способностей. «Бесталанных» людей нет. Надо только помочь человеку найти себя, показать ему его возможности. Здесь велика роль учителя.

Способности формируются  и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям.

Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные  и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.

Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. Например, для развития литературных способностей полезно постоянно и систематически упражняться в написании очерков, рассказов и стихотворений и в их последующем детальном разборе в кружке; полезны специальные экскурсии в природу с установкой на наблюдательность и эстетическое восприятие действительности с последующим красочным и выразительным описанием виденного и слышанного.

В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, что бы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности. Особенно нуждаются во все более усложняющихся и разнообразных творческих заданиях дети с уже определившимися способностями.

Развитию способностей детей содействуют различные  формы внеклассной и внешкольной, в частности кружковой, работы: математические, технические, биологические, литературные, музыкальные, художественные, драматические кружки, в которые следует привлекать и младших школьников.

Во многих школах созданы  уголки живой природы, оборудованы специальные помещения, где дети в свободное время занимаются моделированием, столярными и слесарными поделками, работают с наборами «конструкторов» и т. д. Важно развивать склонность к ручному труду, которая свойственна, в частности, всем младшим школьникам. На занятиях по труду в начальных классах дети изготовляют несложные изделия из дерева, картона, бумаги, пластилина, проявляя незаурядную смекалку, изобретательность, творчество. На этих занятиях у ребят развивается умение организовывать и планировать свою деятельность, складываются навыки самоконтроля.

Воспитывая способности  детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата.

Стремясь развить способности  детей, нужно воспитывать у них  такие черты личности, как требовательность к себе, умение критически отнестись к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям.

Необходимо, чтобы способный  ребенок, школьник хорошо понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое-то особое положение по отношению к окружающим, предъявлять им высокие требования. Наоборот, к нему предъявляются повышенные требования именно потому, что он способный.

 

Вопросы для повторения

  1. Дайте определение способностей и поясните его.
  2. Назовите  общие условия  формирования   и  развития  способностей.
  3. Что такое задатки  и какова их роль  в развитии способностей?
  4. Какие виды способностей вы знаете?
  5. Раскройте сущность одного из  видов  специальных способностей (в зависимости от вашей специальности).
  6. Какова роль  интересов и склонностей в развитии способностей?
  7. Покажите, в чем заключается связь развития способностей с   трудолюбием и настойчивостью человека.
  8. В чем заключаются условия формирования способностей у школьников?

 

Практические задания

1. Внимательно понаблюдайте 2—3 учащихся, проявляющих способности к музыке, рисованию, технике, математике или литературному творчеству (выбирайте в зависимости от вашей специальности), и опишите проявления их способностей. Проанализируйте не только процесс, но и результаты деятельности школьников (например, при оценке способностей к рисованию проанализируйте рисунки детей на свободную тему, обратив внимание на тематику, композицию, использование художественно-изобразительных средств: цвета, светлотных отношений, технику исполнения, правильную оценку пропорций, изображение деталей и т. д.; при оценке музыкальных способностей проанализируйте музыкальный слух, чувство ритма).

  1. Понаблюдайте,    какие    средства    и    приемы    использует    руководитель кружка для развития способностей учащихся (кружок  изберите в зависимости от вашей специальности).
  2. Понаблюдайте  в  школе за учеником,  которого учителя  считают совсем не способным  или малоспособным к учению.  Выясните,  почему он не  проявляет способностей.  Наметьте педагогические мероприятия для развития этого ученика. 

Информация о работе Условия развития способностей у детей