Установка и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе, в эпоху научно-технической революции, когда стала совершенно ясной необходимость использования достижений психологической науки в производстве и общественной жизни, особенно повысился интерес к теории установки, поскольку она дает возможность учитывать роль "человеческого фактора" в жизни.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ В ПСИХОЛОГИИ
2. ВИДЫ УСТАНОВКИ В ТЕОРИИ Д.Н. УЗНАДЗЕ
3. ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Кот А И..doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Установка создается на почве единства ситуации и потребности и лежит  в основе целесообразной деятельности. И в этом отношении установка  выполняет ту роль, которую приписывают  свойству. В то же время, как отмечалось, установка — более широкое понятие: она определяет интеграцию психической жизни человека, а роль свойства берет на себя один из ее видов — фиксированная установка.

Фиксированная установка  может выполнять также мотивационную  и направляющую функции. Известно, что установка может выработаться на первом уровне психического — на основе единства жизненных потребностей и ситуации их удовлетворения, а также на уровне объективации — на стыке потребностей "я" (высших потребностей) и воображаемой ситуации. Для человека в основном характерно это последнее. В этом отношении возможны индивидуальные различия: для некоторых большую силу имеют высшие потребности, чем витальные, для других же, наоборот, последние играют ведущую роль в жизни.

В связи с этим Д. Н. Узнадзе отмечал, что здесь решающее значение имеет прошлое каждого  человека, та ситуация, в которой  протекала его жизнь и в  которой он воспитывался, те впечатления  и переживания, которые имели  особенный вес для него. Несомненно, в силу всего этого у каждого человека выработаны свои, отличные от других фиксированные установки, которые так или иначе, с большей или меньшей наглядностью выявляются и в соответствующих условиях становятся основой готовности действия в определенном направлении. Личность человека создают в особенности именно эти установки. Они являются причиной того, что для некоторых людей основным источником энергии является одна система потребностей, а для других — другая. Когда перед человеком встает вопрос, как ему поступить, то возникает следующее обстоятельство: из тех возможных действий, которые его разум считает целесообразными, лишь некоторые привлекают его в каком-то отношении, лишь к некоторым он чувствует готовность, лишь некоторые он принимает как истинно целесообразные. Смысл мотивации состоит именно в том, что он ищет и находит такие действия, которые соответствуют основной, упрочненной в жизни установке личности. "Когда субъекту удается найти такое поведение, он по-особому переживает его: чувствует некоторое притяжение к нему, переживает готовность к его выполнению; Это именно то переживание, которое проявляется при акте решения в виде специфического переживания, охарактеризованного выше под названием "я действительно хочу". Это переживание наглядно указывает, что у субъекта создалась установка определенного поведения: свершился акт решения, и теперь вопрос касается его исполнения".

Д. Н. Узнадзе ясно показывает, какова связь между фиксированными установками большого личностного  веса (свойствами) и мотивацией личности. Создание мотива предполагает создание соответствующей поведению установки, однако каково будет содержание такой установки, зависит от потребностей личности и в особенности от арсенала фиксированных в прошлом, установок большого личностного веса.

Например, если содержание фиксированных установок личности носит социальный характер (аффиляционные, высокоморальные и др.), то, когда перед ней встает вопрос, как поступить — отдать преимущество витальным импульсам или нравственным, он выбирает высокоморальное поведение. Созданная в нравственно-смысловой ситуации установка легко включается с помощью воли, в систему диспозиционных установок и потребностей. Поведение же развертывается в соответствии с такой установкой.

Таким образом, фиксированные  установки большого личностного веса являются основой, побудительным феноменом, обусловливающим то, какое решение примет личность, к каким потребностям человек обратится, чтобы в соответствии с нравственно-смысловой ситуацией создать установку — принять решение и сделать эту установку актуальной для личности. "Успешность волевого акта зависит от того, сможет ли мысленная ситуация вызвать те установки, которые являются основой волевого поведения... имеется ли у личности способность актуализации установки под влиянием данной ситуации, т. е. имеется ли у нее эта установка диспозиционно. Таким образом, получается, что то, что обычно называют характером, в действительности должно представлять собой диспозиционную установку личности, способность актуализации определенных установок".

Здесь Д. Н. Узнадзе подчеркивает то обстоятельство, что совокупность свойств в личности (характер) —  это не что иное, как совокупность фиксированных диспозиционных установок. Как видим, эти установки характеризуются  теми признаками, которые приписываются свойству. В данном случае по сравнению с понятием свойства понятие установки имеет преимущество большего личностного веса, поскольку для выработки и фиксации установки личности можно создать соответствующие условия, а ее протекание превратить в предмет непосредственного наблюдения. И самое главное, эмпирически можно обосновать, что основа устойчивости, идентичности и стабильности поведения связана с природой установки, созданной на стыке потребностей и ситуации, в частности характерные для нее признаки (константность, стабильность, генерализация и т. д.) обусловливают характерные для поведения специфические свойства.

 

 

3. ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ

социальный установка  предиспозиция психология

Понятие фиксированной  установки дает возможность изучения образования и генезиса данных свойств. Следует отметить то обстоятельство, как писал Д. Н. Узнадзе, что в ребенке (несомненно, в неразвернутом виде) даны те социальные потребности, которые должны выявиться и сформироваться в воспитательной среде (по Узнадзе, в возрастной среде). Такого рода данных нет у животных, поэтому у них невозможно возникновение и развитие социогенных потребностей.

Именно от воспитательной среды ребенка, а также от того культурного окружения, в котором  живёт и создает человек, зависит  какие потребности возникнут или пробудятся у него и, что самое главное, в какой социальной среде придется ему их удовлетворять, т. е. какие фиксированные установки сформируются у субъекта на основе этих потребностей и ситуации их удовлетворения.

Согласно Д. Н. Узнадзе, совершенно невозможно возникновение установки без участия объективного фактора, внешней ситуации, установочной диспозиции каждого из нас; наш характер формируется в условиях внешнего воздействия, однако, с другой стороны, установка не может быть создана лишь средой, если у субъекта не будет определенных потребностей, установка предполагает субъективный фактор. Потребности имеют свои биологические органические основы, однако большинство потребностей человека, их многообразие созданы в процессе его исторического развития: потребности человека больше зависят от его истории, чем от протекающих в его организме процессов".

Социальная потребность  ребенка, пробуждающаяся у него во взаимоотношениях с другими людьми, в соответствующих  условиях может превратиться в фиксированную установку, например в фиксированную установку аффилиации, т. е. в определенных условиях она может приобрести большой личностный вес и превратиться в диспозиционную установку, включиться в систему ценностей "я" и стать основой мотивации поведения личности. На основе потребностей при соответствующей внешней ситуации могут сформироваться фиксированные установки большого личностного веса, которые приобретут все те признаки, которые характерны для свойств личности.

Все вышесказанное может  быть распространено и на ценности "я" личности. Известно, что относительно понятия "я" личности существует множество различных воззрений как в философии, так и в психологии; принять или отвергнуть их целиком одинаково трудно. Несмотря на это разнообразие, большинство исследователей, раскрывая содержание понятия "я", подразумевают единство самосознания, самообраза и переживания идентичности протекания духовной жизни. Нас интересует сознательное "я" личности как один из важнейших компонентов ее структуры. Для установления свойств характера личности имеет значение знание того, 1) что считает человек принадлежностью собственного "я", на чем концентрировано его сознание, 2) что считает он консистентным и устойчивым в самом себе, благодаря чему он убеждается в реальности собственной личности, в выделенности из внешнего мира, в уникальности собственного "я", 3) какого характера упроченное у личности представление, точнее, сознательный образ (схема) о самом себе, насколько устойчива и в то же время динамична эта схема, 4) как связана она с другими системами целостной личности (волей, темпераментом, разумом и пр.), наконец, 5) какое значение имеет она для активного приспособления человека к среде, и интеграции всех систем личности.

Для изучения структуры  характера личности наибольшее значение имеет знание человека об особенностях "схемы" собственной личности: что подразумевает сама личность под собственной "я" схемой. Исследователи характера личности отмечают, что в этом случае наиболее важным является то; что считает личность частью собственного "я", что устойчиво включено в нее, так, что оно ясно переживается как принадлежность "я", т. е. подчиняется ее контролю. В личности заложен интерес к внешне совершенно отличным друг от друга предметам и социальным явлениям (друзья, дети, любимое дело, виды развлечения, предметы культуры, искусство, абстрактные идеи и т. д.). Эти интересы объединяются в собственном "я" и создают схему собственной личности. Анализ "я" приводит нас к тому положению, что такая схема возникает, развивается и формируется на основе активации способности к объективации. Субъект, у которого нарушена способность к объективации, — импульсивное существо, лишенное способности к саморегуляции, управлению собственными импульсами и самореализации. В таком субъекте нарушен феномен, называемый "эго". Как указывалось, на уровне объективации перед субъектом встают проблемы, решение которых требует выбора (на сознательном уровне) такого действия, которое не только соответствует требованиям среды и собственным магистральным целим, но и согласуется с фиксированными установками большого личностного веса (с основами мотивации), т.е. адекватно как сознательному образу "я", так и бессознательно представленным основам мотивации, в единстве которых сознательная цель получает животворную силу.

Согласно концепции  Д. Н. Узнадзе, в результате объективации импульсивного поведения мышление прибегает к воле, дабы созданную  на сознательном уровне установку включить в систему мотивационных основ  личности — фиксированных установок. Именно здесь проявляет себя роль активности воли как наиболее значительного звена системы "я": на волю возлагается учет находящихся в регионе "я" личности интимных ценностей — выбор целесообразного поведения на основе единства требований среды и внутренних склонностей субъекта. Несомненно, правомерен тот взгляд, согласно которому воля — сущность самосознания. Понижение или нарушение активности воли означает уничтожение основы различия между собственным "я" и не "я". Объекты, люди, объективные ценности связываются с собственным "я" до тех пределов, пока они контролируются и подчиняются мотивам личности в широком смысле, на основе которых протекает волевой акт.

Образ своего "я", включающий наиболее интимные ценности личности (например, идеалы, любимые люди, культурные ценности), опирается на бессознательные готовности — установки , выработавшиеся у личности в процессе накопления жизненного опыта, воспитания, воздействия социальной среды вообще; они представляют собой фиксированные установки большого личностного веса. Все свойства характера как диспозиционные установки обусловливают волевое поведение личности, в особенности процесс сознательного решения; сознательное решение человек выносит на основе активации установок большого личностного веса. Решение, принятое аффиляционно настроенным человеком (аффиляция — его личностное свойство), вероятно, будет протекать на основе согласованного с такой установкой сознательного мотива; чем более согласованы друг с другом сознательные и бессознательные схемы личности, тем более адаптирована личность. Чем больше сознательный идеал "я" опирается на фиксированные установки большого личностного веса, тем целостнее личность, тем сильнее контролированы волей все входящие в регион "я" личности компоненты, а воля — сила "я" — тверда, и ее позитивным и негативным функциям удается сознательно управлять всеми аспектами личности. Слабость воли означает дезинтеграцию "я", когда вышеуказанные два аспекта личности — сознательное и бессознательное — разъединяются, когда воле не удается их согласовать, когда в регионе "я" есть такой компонент (ценность), который не подчиняется контролю воли.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе теории установки  впервые стало возможным изучение психологической природы тех  связей, которые существуют между  средой, человеческим поведением и его сознанием. Одновременно ею преодолевалась теория непосредственной и механистической связи между средой и сознанием. Наряду с фундаментальными вопросами психологии стало возможным изучение проблем психологической типологии, поскольку они оказались в существенной связи с типологией установки человека.

Значение понятия установки  и экспериментальных исследований Д.Н. Узнадзе в сфере мышления было признано и зарубежными психологами. А. Лачинс, в частности, отмечал, что  достижения психологии мышления обусловлены тем большим классическим наследием, которое было оставлено М. Вертхеймером, К. Бюллером, О. Зельцем и Д. Н. Узнадзе. По его признанию, американская психология обычно изучает те операциональные элементы мышления, логический учет и машинная имитация которых возможны. Но с этих позиций невозможно понять природу интеллектуальной активности человека. Необходим учет тех исследований, в которых изучается роль установки и активности личности в процессе мышления.

Психологическое наследие Д. Н. Узнадзе и по сей день представляет собой живую действенную теорию, которая испытывает непрерывный рост и развитие, приобретает все большую роль в решении теоретических и практических задач.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
  2. Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2001.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969.
  5. Магун В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.
  6. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. М., 1997.
  7. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  8. Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси,1974.
  9. Тихомандрицкая О. А. Социальные изменения и изменение социальных установок // Социальная психология в современном мире. М., 2002.
  10. Узнадзе Д. И. Экспериментальные основы исследования установки // Психологические исследования. М., 1966.
  11. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М. 1966.
  12. Хьюстон М., Штребе В., Стефенсон Дж. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. М, 2001.
  13. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М., 1999 (Гл. 6).
  14. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Информация о работе Установка и ее виды