Устная научная речь: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:36, реферат

Описание работы

Устная научная речь – это речь специальная, поскольку она порождается
специалистами и обращена к специалистам, которые владеют одной и той же системой
научных понятий и профессиональных знаний. Основная лингвистическая особенность
устной научной речи состоит в том, что она, будучи максимально приближенной к
письменной научной речи, в то же время содержит в своем составе речесмысловые
комплексы и вкрапления, характерные для устно-разговорной речи.

Файлы: 1 файл

Устная научная речь.docx

— 18.14 Кб (Скачать файл)

Устная научная речь: общая  характеристика 

Устная научная речь  – это речь специальная, поскольку  она порождается 

специалистами и обращена к специалистам, которые владеют  одной и той же системой

научных понятий и профессиональных знаний. Основная лингвистическая особенность 

устной научной речи состоит  в том, что она, будучи максимально  приближенной к 

письменной научной речи, в то же время содержит в своем  составе речесмысловые 

комплексы и вкрапления, характерные  для устно-разговорной речи.

Другая особенность устной научной речи лежит вне языковой сферы и определяется

фактором специализации  наук, которые делятся на гуманитарные, экономические,

естественные, точные, медико-биологические, инженерно-технические, а поэтому  имеют 

разную тематику, разный понятийно-терминологический  аппарат, разные способы 

рассуждения и доказательств  тезиса, способы выдвижения гипотез  и формулирования

выводов. Естественно, что  все  эти факторы, с одной стороны, неизбежно влияют на

языковые особенности  устной научной речи, функционирующей  в пределах конкретной

научной области знаний, а  с другой  – обеспечивают ее языковую устойчивость и 

однотипность, поскольку  внутри каждой науки разные тематические циклы в языковом

отношении достаточно монолитны  и одноплановы. 

Третья важная особенность  устной научной речи наиболее отчетливо  проявляется в ее

жанровом членении. Набюдения  показывают, что в устной научной  речи явно преобладают 

монологические речевые  продукты разной протяженности, которыми могут быть и доклад,

и лекция, и сообщение, и  выступление в дискуссии, на семинаре, конференции, в то время 

как диалогические жанры (например беседа или научная консультация) в устной научной 

речи имеют подчинительный характер.

Монологичность устной научной  речи прямо влияет на сегментированность речевого

потока и на последствия  для его синтаксического устройства и его грамматики в целом.

Монологичность устного  научного текста повышает степень синтагматической

зависимости языковых средств  и их значений от языкового окружения, поскольку 

линеарные свойства любого монологического  речевого продукта повышают возможности 

преобразования любого языкового  знака в контексте.         

Ситуативные характеристики в устной научной речи также имеют  свою специфику.

Наличие этих характеристик  и их своеобразие показывают, что, несмотря на близость к 

письменной научной речи, для устной научной речи свойствена та же ситуативность, что и 

для устно-разго-ворной речи. Этот признак действует совместно  с фактором темы, который 

определяет набор языковых средств для выражения раскрываемой темы в пределах

конкретной ситуации устного  выступления.Материалы книги: Лебединский, С. И. Стратегии понимания и интерпретации  устной научной речи /

С. И. Лебединский. — Минск: БГУ, 2011. — 408 с.

4

Таким образом, устная научная  речь – это специфический вид  речи, который содержит

в себе  черты как устно-разговорной, так и письменной научной речи. Корреляция и 

взаимодействие обоих  функциональных стилей в системе  устной научной речи реализуется 

следующим образом: фактор устности обеспечивает функционирование устной научной 

речи в составе устно-разговорного типа современного русского языка; фактор темы

объединяет ее с письменной научной речью и влияет на отбор  языковых средств,

формирующих понятийно-смысловое  содержание порождаемых научных  высказываний;

фактор ситуации сближает устную научную  речь с устно-разговорной  речью и 

одновременно регулирует упо-требление языковых средств, в  том числе и типизированных

синтаксических конструкций  и контактоустанавливающих формул, характерных для устно-

разговорной речи.

Доминирующей функцией устной научной  речи является ее информативность,

которая порождается высоким  уровнем интеллектуализированности  научной речи.

Коммуникативня функция  также присуща устной научной  речи, но не является основной и 

проявляется по-разному в  разных жанрах (минимально – в научном  докладе, максимально –

в научной консультации). Так, например, если в повседневно-бытовой  речи общение носит 

двусторонний характер даже в случае преимущественной речевой  деятельности одной 

стороны, то в устной научной  речи общение обычно одностороннее, поскольку роли

говорящего и слушающих  распределены заранее. Контакт с  аудиторией устанавливается, но

особый – при активном участии одной стороны и пассивной  речевой роли другой. Фактор

публичности в совокупности с требованиями жанров обусловливает  форму развернутого

монолога большой протяженности. Пожалуй, лишь в дискуссии создается  видимость 

диалога, хотя и в этом случае диалог имеет весьма специфический  характер, поскольку в 

нем доминирует ярко выраженная монологическая направленность.

В ряде случаев устная научная  речь может достаточно сильно напоминать

письменную научную речь, например при устном озвучивании  письменного текста во

время чтения научного доклада. К подобной форме изложения содержания научного

сообщения докладчики прибегают  при наличии особых экстралингвистических 

обстоятельств, например из-за нуверенности докладчика в точности изложения научной 

информации без визуальной построчной опоры на текст доклада. В основной же массе 

устных научных выступлений  докладчик прибегает к непосредственному  продуцированию

текста доклада с эпизодичной  визуальной опорой на содержание первоисточника. Такая 

речь изобилует всевозможными  языковыми вкраплениями и синтаксическими 

конструкциями, характерными для устно-разговорной речи.

Наблюдения показывают, что  в устной научной речи в полной мере представлены

такие следствия сегментации, как глагольные добавления, расщепление  имени, нарушение 

и деструкция синтаксической перспективы высказывания. Такой  «свободный» синтаксис 

устной научной речи вступает в противоречие со  «строгими» синтаксическими 

структурами письменной научной  речи. При этом наблюдается весьма устойчивая

закономерность, согласно которой, чем ближе текст устной научной  речи к писменной 

речи, тем более острыми  оказываются противоречия с законами, действующими в сфере 

устной речи.

Наблюдения также показывают, что в устной научной речи по сравнению  с книжно-

письменной научной речью  значительно меньше глаголов с ослабленным  лексическим 

значением и больше полнозначных глаголов, меньше предикативов на -но и -то и длинных 

генетивных цепочек, предложно-падежным конструкциям предпочитаются придаточные  Материалы книги: Лебединский, С. И. Стратегии понимания и интерпретации  устной научной речи /

С. И. Лебединский. — Минск: БГУ, 2011. — 408 с.

5

предложения, меньше средств  союзной связи между предложениями  и многословных

словосочетаний. Предложения  большой длинны и усложненного характера, присущие

письменной научной речи, в устной научной речи уступают место  устно-литературной

сегментации. В свою очередь  сегментированное строение устно-речевого потока,

соответствующее устной литературной норме, приводит к усилению диффузности,

неотчетливости границ предложений [27, с. 301–302]. При этом устную спонтанную

научную речь отличают также  такие специфические черты, как  высокая частотность 

сочетания недискретности с  неточной семантической организацией речевого продукта,

немотивированное употребление средств союзной связи предложений, нарушение 

семантической связанности  частей высказывания, высокочастотное  употребление лишних

по смыслу речевых сегментов  и лексических повторов, несоответствие синтаксических

схем высказываний их семантике, незавершенность синтаксических структурных  схем,

прямое изменение синтаксической перспективы высказываний, интонационная 

невыраженность разных типов  синтаксических отношений частей предложений, чрезмерно 

«разговорный» порядок слов, а также ненормативное использование  прилагательных-

определений в постпозиции.

Устная научная речь дифференцируется по смысловой направленности, по

назначению или цели использования, а также по характеру порождения. Она охватывает

различные по лингвистическим  характеристикам речевые жанры  от типично разговорных 

неофициальных диалогических  высказываний до таких устных специализированных

монологических произведений, как лекция, научный доклад, узкопрофессиональная речь.

По характеру порождения принято выделять три разновидности  устной научной речи: 1)

устная научная речь, имеющая  в качеопорной основы письменный текст; 2) устная научная 

речь, которая может иметь, но не обязательно имеет письменный прототип; 3) устная

научная речь, которая порождается  спонтанно и не имеет письменного  прототипа. Первые

две разновидности условно  можно назвать устной репродукцией письменной научной речи.

Последняя разновидность  представляет собой подлинно устную научную речь, которая в 

максимальной степени  приблежена к устно-разговорной  речи и изобилует речевыми

ошибками, хезетациями, паузами  обдумывания, различного рода речевыми вставками и 

вкраплениями.  

Устная научная речь отличается от письменной научной речи, прежде всего,

необратимостью речевого потока и звуковым делением высказываний на отдельные 

сегменты. Поскольку речевые  сегменты  порождаются говорящим  последовательно, то

вследствие этого становится невозможным фиксирование всех смысловых  и 

синтаксических связей, что  существенно влияет на оформление научных  высказываний и 

нередко приводит к нарушениям в структурированности и связанности  порождаемого

научного текста. Не случайно лингвисты определяют положение  устной научной речи на

пересечении письменных разновидностей научной речи и ее устно-разговорной 

разновидности. В силу своей  специфической тематики научная  речь максимально 

интеллектуализирована, а  поэтому близка к книжной научной  речи. Устная же форма 

реализации делает неизбежным появление в ней стилевых особенностей спонтанной речи, в 

которой развертывание замысла  в связный научный текст и  его реализация происходят

одновременно, без предварительного обдумывания. Отсутствие момента обдумывания  во

время произнесения устной научной  речи приводит к тому, что в ней  появляются

конструкции, характерные  для разговорной речи. Так, например, начав оформление

научного высказывания, говорящий  может заметить определенную неточность в изложении Материалы книги: Лебединский, С. И. Стратегии понимания  и интерпретации устной научной  речи /

С. И. Лебединский. — Минск: БГУ, 2011. — 408 с.

6

научных фактов или нарушения  в выражении подчинительных связей и попытается найти 

новую форму выражения  мысли, но при этом упустит из-под  контроля уже произнесенную 

часть высказывания. В результате этого может произойти смещение синтакси-ческой

перспективы высказывания, которое  выразится в отказе говорящего от продолжения 

начатого построения высказывания. Спонтанность устной научной речи порождает  не

только семантико-синтаксическую незавершенность высказываний, но и  использование 

частых пауз обдумывания (например:  Хотелось бы / э-э / буквально / м-м / в нескольких

словах / э-э / высказать / так  сказать / соображения / относительно причин этого 

физического явления), разного  рода вставок, вставных конструкций, повторов и 

актуализаторов, усиливающих  членение речевого потока (например:  Вот по данному 

эпизоду / допрошен был свидетель / э-э / вот представитель истца / и / э-э /

представитель ответчика // Я  прошу суд учесть / вот эти вот / доводы и аргументы / вот

эти вот / доказательства / убедительные / я бы сказал / доказательства).

Для того чтобы понять, как  воздействует фактор устности на языковые

характеристики научной  или научно-профессиональной речи, воспользуемся сравнительно

несложными по смыслу текстами, относящимися к судебной речи. Для  этого сравним 

письменный текст речи, написанный адвокатом до начала судебных прений, и устный

вариант этого же текста, озвученный им непосредственно в  ходе судебных прений (см.

таблицу 1.1). 


Информация о работе Устная научная речь: общая характеристика