Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 16:19, реферат
Целью работы - изучить сущность устойчивости личности.
В связи с поставленной целью, определены задачи:
дать общее понятие личности;
дать определение устойчивости личности;
показать проблемы устойчивости личности.
РЕФЕРАТ
Устойчивость личности
Введение
Человек в своей жизни постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко не все они оказывают разрушительное воздействие на психику. Сохранять ровное настроение и внутреннюю гармонию позволяет психологическая устойчивость личности. Данный вопрос является довольно актуальным в наши дни, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Объектом исследования является личность.
Предметом изучения - устойчивость личности.
Целью работы - изучить сущность устойчивости личности.
В связи с поставленной целью, определены задачи:
дать общее понятие личности;
дать определение устойчивости личности;
показать проблемы устойчивости личности.
Данная работа выполнена на основе книг по психологии личности.
1. Понятие личности
В процессе общения и совместной деятельности между людьми устанавливаются общественные отношения, под влиянием которых у человека возникает новое качество - личность. (Сорокун П.А., 2003)
На вопрос, что такое личность, все психологи отвечают по-разному. Разнообразие их ответов и расхождения во мнениях свидетельствует о сложности самого феномена личности. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки». (Немов Р.С., 2003).
Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. (Маклаков А.Г.)
В.А. Крутецкий выделяет три важнейшие психологические характеристики личности:
) Устойчивость личности.
При всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.
) Единство личности как
тесная связь и
Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности.
) Активность личности.
Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, па изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).
А.М. Столяренко выделяет три основные психологические сферы личности:
). Сфера направленности (мотивационная сфера).
Включает в себя все внутренние побудительные силы личности - ее взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели и т.д. Эта сфера определяет то, к чему человек прикладывает свои силы, чего он добивается.
) Операциональная сфера.
Включает способы и средства, которыми обладает личность для их использования в достижении целей.
) Модуляционная (психофизиологическая) сфера.
Оказывает динамическое влияние на проявление целей мотивов и действий личности.
В свою очередь В.А. Крутецкий выделяет 3 блока в таком сложном целом как личность. Первый блок - направленность личности, система ее отношений к окружающему миру. Сюда включаются мотивы поведения личности (мотивами называют причины, побуждающие личность к тому или иному поведению, к той или иной деятельности), в частности потребности, чувства, интересы. Второй блок - это возможности личности, психологические предпосылки успешности ее деятельности (в частности, способности). Третий блок - стиль, психологические особенности поведения личности (темперамент и характер). Иными словами, личность характеризуется тем, как действует человек и почему он действует так, а не иначе.
Проанализировав вышесказанное можно заметить, что психологические сферы, выделенные А.С Столяренко и блоки (стороны) личности, сформулированные В.А. Крутецким, - имеют общий смысл.
«В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.
2. Устойчивости личности
.1 Общее представление об устойчивости личности
Психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность и сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. (Г.С. Никифоров. 2006)
Психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в котором объединены:
уравновешенность (равновесие), соразмерность;
стойкость, стабильность (постоянство);
сопротивляемость.
Уравновешенность - это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя до разрушительного стресса). Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации, а под стабильностью - постоянный уровень настроения. Сопротивляемость - это способность сохранять свободу поведения и выбора образа жизни, это самодостаточность как свобода от зависимости.
К составляющим психологической устойчивости необходимо отнести:
способность к личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличиостных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых
относительную стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения;
развитую волевую регуляцию.
Стойкость в преодолении трудностей, сохранение веры в себя, уверенности в себе, своих возможностях, совершенство психической саморегуляции, постоянный, достаточно высокий, уровень настроения - неотъемлемая часть психической жизни. Или, говоря старинным языком, жизни души. Способность сохранять постоянный уровень настроения без обращения к психоактивным веществам и быть отзывчивым, чувствительным к разным аспектам жизни, иметь разносторонние интересы, избегать одной единственной мотивационной доминанты - также важная составляющая психологической устойчивости (на этом, собственно психологическом, уровне). Наконец, нельзя не отметить постоянное межличностное взаимодействие, включенность во множество социальных связей, открытость воздействию, с одной стороны, а с другой - сопротивляемость излишне сильному взаимодействию. Последнее может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешает слышать свое Я, следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь. Говоря другими словами, в психологическую устойчивость входит способность находить баланс между конформностью и автономностью и удерживать это равновесие.
Устойчивость личности представляет собой сложную «биопсихосоциальную конструкцию, которая включает психическую устойчивость человека, социальную роль и статус личности, религиозную принадлежность (веру), профессию, культуру и мировоззрение, а так же психосоматическое здоровье. (М.Ф. Секач. 2013)
Ядром психологической устойчивости личности является психическая устойчивость человека, которая включает три психологических компонента: эмоциональный, интеллектуальный и волевой.
Человек в обществе приобретает профессию и зарабатывает на жизнь, выполняет определенную социальную роль и приобретает социальный статус, овладевает мировоззрением и верит (или не верит) в Бога, обладает крепким (или не очень) психосоматическим здоровьем, принадлежит к какому то культурному слою населения страны в которой он проживает. И все это имеет непосредственное отношение к психологической устойчивости личности. Так как «провал» хотя бы в одном из упомянутых компонентов психологической устойчивости грозит дестабилизацией состояния личности. Именно поэтому организация всей этой системы выходит на первый план, так как всё остальное - лишь частности, составляющие целое. Система начинает рушиться, если организующие силы дисгармонизированы, но если координационные возможности останутся в целостности, то даже выход из строя или сбой в отдельных фрагментах системы будут лишь эпизодами. (М.Ф. Секач. 2013)
.2 Факторы, влияющие
на психологическую
личность нравственный психологический устойчивость
Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена - зависит от множества факторов. Психологическую устойчивость поддерживают: внутренние (личностные) и внешние (межличностная, социальная поддержка) ресурсы.
Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.
Факторы социальной среды:
факторы, поддерживающие самооценку;
условия, способствующие самореализации;
условия, способствующие адаптации;
психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах).
Личностные факторы:
1. Отношения личности (в том числе к себе):
оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом;
философское отношение к трудным ситуациям;
уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение;
терпимость, принятие других такими, какие они есть;
чувство общности, чувство социальной принадлежности;
удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли;
достаточно высокая самооценка;
согласованность Я-реального и Я-идеального.
2. Сознание личности:
- вера (в разных ее формах);
экзистенциальная определенность - понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения;
установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью;
осознание социальной принадлежности к определенной группе.
3. Эмоции и чувства:
- доминирование позитивных эмоций;
переживание успешности самореализации;
эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувства сплоченности, единства.
4. Познание и опыт:
- понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования;
рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации;
адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов; структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.
5. Поведение и деятельность:
- активность в поведении и деятельности;
использование эффективных способов преодоления трудностей.
В этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов, влияющих на психологическую устойчивость. При наличии этих факторов (положительных полюсов качеств) сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние становится негативным, а настроение сниженным, неустойчивым.
Если факторы социальной среды поддерживают самооценку, способствуют самореализации, получению психологической поддержки, то все это в целом способствует возникновению повышенного настроения и поддержанию состояния адаптированности. Если же факторы социальной среды снижают самооценку, затрудняют адаптацию, ограничивают самореализацию, лишают человека эмоциональной поддержки, то все это способствует возникновению снижению настроения и появлению состояния дезадаптированности». (Немов Р.С.)
.3 Проблемы устойчивости личности
Во многих исследованиях было обнаружено, что поведение человека довольно вариативно. В этой связи естественно возникает вопрос: насколько и в чем личность и ее поведение действительно устойчивы? Длительные по времени исследования развития одних и тех же людей в течение, например, десятка и более лет показывают, что определенная степень устойчивости у личности все же имеется, хотя мера этого постоянства для различных личностных свойств неодинакова. Имеются значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость психологических особенностей личностного характера, напротив, обнаруживается довольно поздно: только в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами. Менее всего личностно изменяются и довольно рано обнаруживают устойчивые черты характера те люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не вступали в конфликты со взрослыми, сверстниками, социальными ценностями и нормами.
Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врожденными анатомо-физиологическими задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся: темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие качества.
Сторонники теории социального научения, подчеркивающие значение конкретной ситуации в определении образа действий человека, полагают, что мнение о наличии у него устойчивых черт личности недостаточно обосновано и обычно связано со следующими типичными умозаключениями ошибочного характера:
. Многие индивидуальные особенности людей, такие, например, как физический облик, манера говорить, вести себя, мимика, жесты и т.п., действительно достаточно устойчивы. Их устойчивость побуждает нас приписывать стабильность и другим, внутренним психологическим свойствам человека, которые могут не быть устойчивыми.