Усвоение ребенком родного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 22:17, контрольная работа

Описание работы

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Файлы: 1 файл

Контрольная психолингвистика 3 курс весна.docx

— 49.62 Кб (Скачать файл)

Первый этап характеризует нерасчлененное употребление одного слова, которое соответствует не отдельным позициям, а ситуации в целом. Например, ребенок применяет слово "возьми!" или слово "дай!" не только тогда, когда отдает предмет, но и когда просит его. Этим словом ребенок лишь как бы отграничивает данную микроситуацию от всех остальных. Для ребенка безразлично, кто занимает какую позицию. Знаком целой ситуации служит знак любой позиции в ней (возраст от года до полутора лет).

На втором этапе (вторая половина второго года жизни) в речи и поведении ребенка появляются все знаки ситуации, но еще нет распределения ролей. Например, когда ребенок передает какой-то предмет другому человеку, для него важно, чтобы было сказано и "дай", и "на". Хотя для него еще не имеет значение распределения ролей, важно, чтобы все слова в ситуации были сказаны или невербально воспроизведены. Дети этого возраста охотно играют в симметричные, парные игры, такие как "катание шара", "дай игрушку", "прятки", "куку" и т.п. Именно в этих парных играх начинают вырисовываться для ребенка разные позиции, они становятся для него объектом ориентировки, и тогда в знаковом, словесном плане ребенок начинает воспроизводить как разговор за себя и за другого, так и знаки всех позиций.

Ребенок сам вводит разграничение позиций: он меняет интонацию, когда в спонтанной речи говорит за другого, оставляет место для взрослого, ждет от него ответа в разговоре, охотно меняется с партнером в парных играх.

На третьем этапе (конец второго – третий год жизни) для ребенка важно установить, что должен сказать каждый со своей позиции в актуальной социальной ситуации. Для ребенка на этом уровне развития важно, чтобы они обязательно вели себя соответственно той позиции, которую они занимают в социально-иструктуре. Ребенок уже точно выполняет свою роль. В диалоге он ведет не любую, а именно свою партию, но при этом имеет в виду всю ситуацию, где есть и другие позиции.

К концу раннего возраста речь ребенка с формальной стороны строится достаточно правильно. Он строит свои высказывания в соответствии со своей позицией в ситуации и с учетом позиции другого человека, он начинает правильно использовать слова "я", "ты", "мой", "твой" и т.д., то есть такие слова, употребление которых зависит от позиции говорящего.

На этих примерах можно проследить, как внутри социальной ситуации выделяются позиции, как ребенок овладевает своей позицией и может строить высказывания в соответствии с ней. Таким образом, мы проследили, как первоначально нерасчлененная ситуация развития ребенка постепенно дифференцируется, в ней выделяются разные позиции.

Анализ жизненных ситуаций ребенка и относящихся к ним высказываний детей показывает, что высказывания, отражающие временные отношения, формируются у ребенка задолго до того, как у него появляется понятие о времени. В социальной ситуации развития ребенка уже сложилась структура диалога: "вопрос-ответ". Можно часто наблюдать, что сначала ребенок в разных ситуациях отвечает на вопросы теми же словами, но без вопросительной интонации. Дальнейшая дифференциация структуры диалога состоит в том, что на определенный круг вопросов следует определенный круг ответов.

В возрасте около двух лет ребенок улавливает, что если есть вопрос

"когда?", то нужно  ответить словами из категории  времени. Эти слова ребенок сначала  использует недифференцированно. Слово "вечером" для ребенка может  быть знаком любой ситуации, где  говорится о времени. Постепенно  эта смутная категория времени  дифференцируется. Мир разделяется  на категории "сейчас" и "не  сейчас". Ребенок начинает различать  настоящее и ненастоящее: "сегодня" - все настоящее, "завтра" - все  ненастоящее.

Когда слово-маркер начинает терять свое недифференцированное значение, ребенок использует два слова и ставит их рядом в одном предложении для обозначения ненастоящего времени: "завтра-вчера". К трем годам ребенок может уже четко выразить временную иерархию.

В 2,5 года ребенок правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях, значение предлогов в привычной конкретной ситуации. Правильно произносит звуки: с, з, л.

К 3 годам словарный запас 250-700 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов, употребляет в предложении простые предлоги и союзы, понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Развитие речи ребенка - от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку). Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе [2].

Удовлетворение познавательных интересов детей приводит к углублению их знакомства с окружающим и к вовлечению в сферу их внимания мира людей - объектов и процессов социального мира. При этом перестраивается и форма общения детей - она становится внеситуативно - личностной. Ее отличительные признаки:

1) внеситуативно - личностное общение протекает на фоне игры как ведущей деятельности;

2) содержанием потребности детей в общении является их потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взглядами старших служит для детей критерием правильности этих оценок;

3) среди мотивов общения ведущее место занимают личностные, олицетворенные во взрослом как субъекте, имеющем свои особые моральные качества, нравственные достоинства, всестороннюю богатую индивидуальность.

В связи с этим у дошкольников происходят изменения в самой материи речи, характере используемой детьми лексики, конструкции предложений, в общей выразительности речи [6].

 

 

 

 

                                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, существует шесть закономерностей естественного процесса усвоения родного языка:

1. Родной язык  усваивается, если усваивается «материя  языка» в процессе мускульной  речевой деятельности ребенка. Развиваются  кинестезические (речедвигательные) ощущения.

2. Родной язык  усваивается, если развивается способность  понимать языковые значения разной  степени обобщенности, если лексические  и грамматические навыки приобретаются  синхронно. При этом развивается  мышление, воображение ребенка.

3. Родной язык  усваивается, если параллельно с  пониманием лексических и грамматических  единиц появляется восприимчивость  к их выразительности. При этом  развивается эмоциональная и  волевая сфера ребенка.

4. Родной язык  усваивается, если развивается чувство  языка, т. е. интуитивное (неосознанное) правильное (в соответствии с  нормой) владение всеми компонентами  языка. При этом развивается память  ребенка.

5. Письменная  речь усваивается, если ее опережает  развитие устной речи, если она  является как бы «переводом», перекодировкой звуковой речи  в графическую. При этом развиваются  все познавательные способности, эмоции и воля ребенка.

6. Если на предшествующем  возрастном этапе развитие речи  ребенка было проведено в полную  меру его возможностей, то на  следующем этапе процесс обогащения  речи и усвоения ее ребенком  идет быстрее и легче.

Поскольку каждый речевой навык образуется на базе развития определенной познавательной способности (ощущения, памяти, воображения, мышления) или эмоционального и волевого состояния, то и закономерности естественного процесса усвоения родного языка можно определить как зависимость совершенствования структуры речевых навыков от развития познавательных способностей и эмоциональной и волевой сферы ребенка.

Исследовательские данные о принципах речевого онтогенеза могут быть использованы в педагогической практике, направленной на совершенствование и коррекцию речи детей, нуждающихся в помощи извне.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. – М.: 1961. - 158с.
  2. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. - М.: Едиториал УРСС, 2003. – 248с.
  3. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1999. – 287с.
  4. Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
  5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
  6. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии / Психологический журнал, т. 20, № 3, 1999 г., С. 59-70.
  7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. –М.: Педагогика, 1988 г. – 416 с.
  8. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1977 г. – 240с.

 

 

 

 


 



Информация о работе Усвоение ребенком родного языка