В русле гуманистической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:14, реферат

Описание работы

Сталкиваясь с большим количеством возможных вариантов проживания своей жизни, человек вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный путь развития. В таких условиях становятся особенно актуальными такие категории человеческого существования как осмысленность бытия, индивидуальность самовыражения, креативность, аутентичность, развитие своих возможностей, самоосуществление или самоактуализация.

Файлы: 1 файл

ппроо.docx

— 30.16 Кб (Скачать файл)

Введение

Сталкиваясь с большим  количеством возможных вариантов  проживания своей жизни, человек  вынужден интенсивно осознавать свой жизненный опыт и искать собственный  путь развития. В таких условиях становятся особенно актуальными такие  категории человеческого существования  как осмысленность бытия, индивидуальность самовыражения, креативность, аутентичность, развитие своих возможностей, самоосуществление  или самоактуализация.

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим  элементом гуманистического направления  в психологии.

Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей бытия и их осуществлению в практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития человека. Она считает главным направлением преобразования общества и его социальных институтов такое, которое позволит каждому входящему в мир ребенку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре ее внимания находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. Она предлагает теорию самоактуализации в качестве метода решения этой проблемы.

 

Самоактуализация (этимологически от слова «актуализация») обозначает переход из состояния возможности в состояние действительности, поэтому смысл самоактуализации как процесса саморазвития личности наиболее точно выражает слово «проявление». Проявить себя – выявить свои возможности, способности. Через активное проявление личности объясняют процесс самоактуализации ведущие представители экзистенциально-гуманистического направления (К. Гольдштейн, Э. Деси, А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, Р. Райн, К. Роджерс, В. Франкл).

 

 

 

 

 

Проблема самоактуализации личности в гуманистической психологии.

 
Гуманистическая психология сформировалась как течение в начале 60-х годов  ХХ века, противопоставляя себя, с одной  стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к  психологии человека по аналогии с  психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как  полностью зависимого от внешних  стимулов, и  с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о  психической жизни человека как  полностью определяемой неосознаваемыми  глубинными влечениями и комплексами. Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов под руководством А. Маслоу, уже в 60-е годы приобрела  большой вес и получила название третьей силы в западной психологии.

Гуманистическая психология, надеясь под влиянием экзистенциальной философии, в качестве предмета изучения выдвигает человека как единого  целого, в его высших, специфических  только для человека проявлениях, в  том числе развитие и самоактуализацию личности, ее высшие ценности и смысл, любовь, творчество, свободу, ответственность, автономию, переживания мира, психическое  здоровье, глубинное межличностное общение и т.п.

Представители гуманистической  психологии стремятся построить  новую, принципиальную иную методологию  познания человека как уникального  объекта исследования. Основные методологические принципы и положения гуманистической  психологии сводятся к следующему: 1) человек целостен и должен изучаться  в его целостности; 2) каждый человек  уникален, поэтому анализ отдельных  случаев не менее оправдан, чем  статистические обобщения; 3) человек  открыт миру, переживание человеком  мира и себя в мире является главной  психологической реальностью; г) человеческая жизнь должна рассматриваться как  единый процесс становления и  бытия человека; д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней  детерминации благодаря смыслам  и ценностям, которыми он руководствуется  в своем выборе; ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Истоки этих идей в философский традициях гуманистов Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философия Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.

Некоторые выдающиеся психологи  также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Э. Фромм, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мэй.

Согласно гуманистической психологии человеку присуща интенция сознания, неистребимая потребность личности в самоактуализации, самосозидании  своего феноменального мира.

Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом  гуманистического направления в  психологии. Взгляды на феномен и  природу самоактуализации, особенности  её проявления в жизни и деятельности человека практически совпадают  у представителей различных зарубежных философских и психологических  направлений (К.Гольдштейн, А. Маслоу, К.Роджерс, Ж.-П.Сартр, В.Франкл, Г.Олпорт и другие). В основе идей самоактуализации личности в зарубежной психологии лежат следующие  положения. Каждый человек в отдельности  уникален. Уникальность определяется способностью осознавать свою специфичность  в каждый момент времени. Человек  никогда не статичен, он всегда находится  в процессе становления. Основа изучения и понимания человека — это  субъективный опыт, то есть теоретические  построения и внешнее поведение  являются вторичными по отношению к  непосредственному опыту и его  уникальному значению для того, кто  его переживает. Сама сущность человека постоянно движет его в направлении  личностного роста, творчества и  самодостаточности. Люди являются активными  творцами собственной жизни.

Впервые этот термин ввел Курт Гольдштейн. Он рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. По К.Гольдштейну организм управляется тенденцией актуализировать в набольшей возможностной степени свои индивидуальные способности. Основное положение теории Гольдштейна: индивид мотивируется не многими, а одним главным мотивом – самоактуализацией (самореализацией).

 

Концепция самоактуализации А. Маслоу.

 

Ярким представителем гуманистического направления в психологии является А. Маслоу. Согласно его мнению, основная потребность человека — это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. На главный вопрос его теории — Что такое самоактуализация? — Маслоу отвечает: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них — добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы «быть или не быть». В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций.

Самоактуализирующаяся личность всегда выбирает движение вперед, преодоление препятствий. Самоактуализация — это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений.

    По мнению Маслоу, самоактуализация-явление врожденное, она входит в природу человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности,доброжелательности. Они составляют ядро человека. И человек должен уметь эти потребности реализовать. Следовательно, самоактуализация –это одна из врожденных  потребностей.

 

 

Существуют самоактуализированные люди, их черты:

  • доброжелательность
  • стремление к реализации своего творческого потенциала
  • философское невраждебное чувство юмора
  • адекватная самооценка
  • опыт внешних переживаний.

Пути достижения самоактуализации:

  • неравнодушие к себе, самопознание.
  • умение “самонастраиваться” со своей внутренней природой; способность к самоуправлению - умение управлять собой.
  • умение делать адекватный жизненный выбор.
  • умение нести ответственность за свой жизненный путь, за свое природное становление.
  • отношение к самоактуализации как к мировоззрению, образу жизни.

Самоактуализация - это постоянный труд человека над собой во имя  реализации своего потенциала.

Структура потребностей по Маслоу:

Маслоу выделил 5 основных групп потребностей, которые образуют иерархию:

  1. потребность жизнеобеспечения (в еде, во сне, в сексе, в материальной обеспеченности)
  2. потребность в безопасности (уверенность в завтрашнем дне, социальная защищенность)
  3. потребность социальных контактов (потребность в любви, дружбе, принадлежности к группе).
  4. потребность в признании (в уважении со стороны окружающих и самоуважении)
  5. потребность в самоактуализации;

1-4 группы являются насыщаемыми  потребностями, которые можно  полностью удовлетворить.  
5-я потребность - человек может очень долго реализовывать свой личный потенциал.

По мнению Маслоу, для  того чтобы человек мог реализовать  свой творческий потенциал, у него должны быть удовлетворены все предыдущие группы потребностей. Первые четыре группы потребностей, являясь более низшими  по сравнению с потребностью самоактуализации, в то же время являются самыми насущными. До тех пор пока не удовлетворены  потребности 1-4 уровня активность человека будет направлена на удовлетворение именно этих потребностей.

 

 

Тенденция к самоактуализации в концепции К. Роджерса.

 

Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма.

Роджерс считает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого из нас. Так же, как  растения развиваются, чтобы вырасти  здоровыми, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и  человек склоняется к тому, чтобы  обрести целостность и наиболее полно реализовать себя. Хотя Роджерс  не включал в свои формулировки никаких  религиозных или духовных аспектов, другие ученые развили его теории и внесли в них понятия о  трансцендентных переживаниях.

Стремление к здоровому  развитию не является подавляющей силой, которая сметает в сторону  любые препятствия на своем пути. Роджерс видит ее просто как преобладающую  и мотивирующую силу в человеке, действующем свободно, силу, которая  не ослаблена ни событиями прошлого, ни установками настоящего.

Абрахам Маслоу пришел к  аналогичным выводам, назвав эту  тенденцию тихим, едва различимым внутренним голосом. Утверждение о том, что  рост возможен и является главной  целью организма — один из главных  постулатов Роджерса.

Можно заметить, что основная тенденция к актуализации является единственным побуждением, которое  утверждается в этой теоретической  системе... «Я», например, является центральным  понятием в нашей теории, но «я»  ничего не «делает», оно просто выражает господствующую тенденцию организма  вести себя таким образом, чтобы  поддерживать и усиливать себя.

Для Роджерса тенденция к  самоактуализации является не просто каким-то одним побуждением среди  множества других, а центром, на котором  сфокусированы все остальные  стремления.

Тенденция самоактуализации человека берет свое начало в физиологических  процессах организма — это  не психологическая тенденция, а  биологический факт. Она, с одной  стороны, нацелена на снижение напряжения, на сохранение жизненных процессов  и поиски комфорта и покоя, а с  другой — на повышение напряженности, так как поведение индивидуума  мотивировано его потребностью развиваться  и улучшаться. Наиболее важным аспектом этой тенденции, с точки зрения личности, является стремление человека к самоактуализации (сделать себя таким, как ты хочешь).

Ответвлениями тенденции  самоактуализации является потребность в позитивном внимании и потребность в позитивном внимании к себе . Обе эти потребности считаются вторичными или приобретенными, обычно они развиваются в раннем младенчестве и представляют собой особые проявления всеобщей тенденции актуализации. Потребность в позитивном внимании относится к удовлетворению, которое испытывает человек, получая одобрение со стороны других людей, и к фрустрации, возникающей в случае неодобрения . Потребность в позитивном внимании к себе – более интериоризированный вариант первой потребности. Другими словами, под потребностью в позитивном внимании к себе понимается удовлетворение человека при одобрении и неудовлетворение при неодобрении самого себя. Обладая потребностью в позитивном внимании, человек чувствителен к отношениям к нему со стороны значимых в его жизни людей, эти отношения могут воздействовать на него. В процессе получения одобрения и неодобрения от значимых других у него разовьется сознательное ощущение того, что он собой представляет, называемое самостью или Я-концепцией. Наряду с этим у него разовьется потребность в позитивном внимании к себе, которая обеспечивает то, что тенденция самоактуализации примет форму предпочтения поведения и развития, соответствующих Я-концепции. Вряд ли человек будет настойчиво действовать в противоречии со своей Я-концепцией, поскольку это фрустрировало бы его потребность в позитивном внимании к себе.

Информация о работе В русле гуманистической психологии