Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 00:39, реферат
Психологические факторы играют огромную роль в принятии политических решений. Лидер не может проверять надежность всех предлагаемых ему аргументов, например, оценивать методику статистических расчетов. Выбор того или иного варианта действий определяется тем, насколько убедительно представили данный вариант его сторонники, в каких отношениях находятся они с лидером, насколько он им доверяет, какие мотивы им приписывает. Важная роль личностных компонентов в процессе выработки и принятия политических решений предопределяется еще и тем, что ни в какой, даже в сверхбюрократической структуре невозможно составить должностные инструкции таким образом, чтобы они предусматривали все возможные ситуации. В результате конкретное влияние данного человека определяется не только и не столько официальной позицией, сколько его собственной активностью, неформальным статусом и т.д.
Введение.
1. Варианты классификации мотивации политических лидеров.
2. Мотив власти
3. Мотив достижения
4. Мотив аффилиации
Заключение.
Список литературы.
Содержание:
Введение.
1. Варианты классификации мотивации политических
лидеров.
2. Мотив власти
3. Мотив достижения
4. Мотив аффилиации
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Психологические
факторы играют огромную роль в принятии
политических решений. Лидер не может
проверять надежность всех предлагаемых
ему аргументов, например, оценивать методику
статистических расчетов. Выбор того или
иного варианта действий определяется
тем, насколько убедительно представили
данный вариант его сторонники, в каких
отношениях находятся они с лидером, насколько
он им доверяет, какие мотивы им приписывает.
Важная роль личностных компонентов в
процессе выработки и принятия политических
решений предопределяется еще и тем, что
ни в какой, даже в сверхбюрократической
структуре невозможно составить должностные
инструкции таким образом, чтобы они предусматривали
все возможные ситуации. В результате
конкретное влияние данного человека
определяется не только и не столько официальной
позицией, сколько его собственной активностью,
неформальным статусом и т.д.
Существует
множество различных личностных потребностей,
которые так или иначе связаны с “профессиональной”
деятельностью действующих лиц политической
сцены. Современные концепции психологии
лидерства особенно отмечают некоторые
из этих потребностей.
Дж.Пейн и О.Вошински описывают пять различных
побудительных мотивов, которые движут
политиками: обожание, статус, политическая
программа, обязанность, игра.
Мотив власти
Важнейший
мотивационный источник лидерства, вне
всякого сомнения – мотив власти. Сильный
мотив власти, присущий потенциальным
и реальным лидерам, проще всего определить
их врожденными индивидуальными особенностями.
Человек , способный осуществлять власть,
испытывает потребность в ней. С 30-х годов
на исследование психологических предпосылок
лидерства значительное влияние оказывают
идеи фрейдистского психоанализа. Они
побуждают искать эти предпосылки в условиях
первичной социализации личности, в отношениях
ребенка с непосредственной социальной
средой. Чуть позже А.Адлер делает центральным
объяснительным принципом своего учения
о личности вместо сексуального влечения
“волю к власти”. Стремлением к совершенству,
превосходству и социальной власти субъект
стремится компенсировать обусловленный
своей конституцией дефицит власти, который
он воспринимает как недостаточность
своих способностей и переживает как комплекс
неполноценности. Компенсаторное объяснение
власти находим и у Г.Лассуэлла. По его
мнению, психологической основой политической
деятельности является бессознательное
вытеснение “частных конфликтов”, пережитых
личностью, в сферу общественных объектов
и последующая их рационализация в понятиях
общественных интересов. Главной чертой
таких людей, по его мнению, является “акцентуация
власти по отношению к другим ценностям
человека. Классической стала его формулировка
“Политический человек свои частные мотивы
переносит на общественные объекты, рационализируя
в терминах общественного интереса”.
А.Джордж в своей работе “Власть как компенсаторная
ценность” расширяет теоретические рамки
общей гипотезы Лассуэлла. С точки зрения
А.Джорджа, все политические лидеры являются
“стремящимися к власти”. Один из возможных
случаев образования потребности во власти
связан с наличием страха пассивности,
слабости, страха чужого доминирования.
В другом случае, мотив власти может сформироваться
при наличии агрессивных и деструктивных
черт личности. Поэтому власть может быть
желанна по многим причинам, причем у одного
и того же человека в различное время эти
причины могут быть разными.
Условно можно выделить три типа причин,
по которым политический лидер жаждет
власти: доминировать над другими и/или
ограничивать действия других; избегать
чужой власти над собой и/или вмешательства
в свои дела; осуществлять политические
достижения.
Сильные действия, которые призваны влиять
на других людей. Например: Я предлагаю
новую политику, которая изменит жизнь
людей.
Контроль и управление с помощью сбора
информации, проверки других людей.
Попытки влиять, убеждать, доказывать
свою точку зрения. Забота о славе, престиже,
репутации.. Кроме того, показателем мотива
власти в поведении политического лидера
является занятие позиции, дающей формальную
социальную власть. Главное – приобретение
и сохранение источников власти.
Если
путь политического лидера разделить
на три наиболее существенных отрезка,
то можно выделить этап выдвижения на
роль “лидера”, этап адаптации и, наконец,
этап творческой самореализации в этой
роли. Лидеры, ориентированные на власть,
достигают наибольших результатов на
первом этапе. В период адаптации к роли
эти результаты существенно снижаются,
а на этапе творческой самореализации
достижения таких лидеров уже уступают
место просчетам и упущениям.
Макиавеллизм, по-видимому, представляет
собой синдром отношения власти, не являющийся
сам по себе ни необходимым, ни недостаточным
условием для сильного мотива власти.
Все это подтверждает многообразие и сложность
мотивации политиков вообще и политических
лидеров в частности. Как бы то ни было,
мотив власти способен привести лидера
к успешному политическому поведению.
Политикам
часто приписывают “амбициозность”,
основу которой во многом составляет мотивация
достижения. Это – одна из важнейших черт,
которые должны быть присущи политическому
лидеру, поскольку люди с развитым мотивом
достижения характеризуются уверенностью,
настойчивостью, реалистичностью, инициативностью.
Эти качества воспитываются во многом
родителями, являющимися для будущего
политического лидера высокими эталонами
для подражания. Мотив достижения имеет
отношение к мастерству, манипулированию,
организации физического и социального
окружения, преодолению препятствий, установлению
высоких стандартов работы, соревнованию,
победе над кем-либо.
Особое удовольствие они получают от предвосхищения
успеха, погруженности в решение задачи,
переживания приподнятого эмоционального
состояния, связанного с работой. Мотивированные
на достижение политики рассматривают
других людей или группы в своём окружении
в качестве фактора помощи или, наоборот,
помехи для их достижений. При этом они
предпочитают быть независимыми и избегать
таких межличностных отношений, которые
могли бы привести их к зависимости. Мотив
достижения своих целей является для многих
стержнем их политической карьеры. Степень
эмоционального подъема после достигнутого
успеха или степень унижения после провала
зависят от субъективных ожиданий человека
относительно его возможности добиться
определенного результата. Таким образом,
выделяется два типа мотивационных схем:
мотивация избежать провала выше мотивации
достичь успеха. Такая мотивационная схема
описывает поведение человека, покидающего
поле боя со словами: “Я проиграл, потому
что не хотел и не пытался выиграть”; мотивация
достичь успеха выше мотивации избежать
провала. Это типичная мотивационная схема
поведения реальных политических лидеров.
Мотив достижения проявляется в заботе
о совершенстве, мастерстве; поведении,
направленном на достижение. Такой лидер
склонен к умеренному риску, модифицирует
свое поведение в зависимости от обстоятельств.
Такой политический лидер выбирает себе
в помощь хороших экспертов, а не друзей.
Ему свойственны экспрессивные движения,
перемещения без отдыха. Кроме того, можно
выделить такие индикаторы мотива достижения,
как:
Прямые, с помощью слов, указания на качество
исполнения, или косвенные, с помощью действий;
Интерес к превосходству или успеху в
соревновании; Проявление негативных
эмоций или повторных действий в случае
неудачи;
Получение уникальных, беспрецедентных
результатов.
В
текстах политических лидеров мотив достижения
проявляется в высказывании заботы о соответствии
стандартам совершенства и превосходства,
долговременном вовлечении во что-либо,
успехе в соревнованиях. Образы достижения
обнаруживаются в текстах политических
лидеров в форме сравнения государств.
Наиболее частый пример – соревнования
с другими, а также упоминания о новых,
уникальных достижениях. Долговременное
вовлечение отражается в упоминаниях
об установлении и расширении различных
аспектов национального величия. Лидеры,
избравшие целью достижение конкретных
результатов деятельности, выдвигают
на первое место конструктивные и проектировочные
способности. Они пренебрегают формой
общения и готовы идти на конфликт ради
воплощения идеи. Поэтому наибольшие трудности
выпадают на их долю на этапе адаптации
к роли лидера. Если этот этап удается
преодолеть, тогда на этапе творческой
самореализации их ждет небывалый успех.
“выкладываясь”. Одни отличаются страстностью,
другие завидным хладнокровием. Чтобы
лучше понять как самого лидера, так и
его политику, необходимо выявить его
основные стратегические цели. Для политических
лидеров с высоким мотивом достижения
нередка нечестность, когда это необходимо
для достижения цели. Иногда они могут
пойти на нарушение закона.
Очень важно знать, является ли принцип
“цель оправдывает средства” приемлемым.
Впрочем, властолюбие и карьеризм далеко
не всегда являются единственными или
главными движущими силами вхождения
человека в политику и его дальнейшей
деятельности в данной сфере.
Специфика политической деятельности – публичность – требует наличия у политика личностной потребности в общении, мотива аффилиации. Это связано с необходимостью находить контакт с самыми различными людьми. Потребность политического лидера в аффилиации, то есть в принадлежности к группе и получении одобрения, также проявляется в заботе политического лидера о близких отношениях с другими. Мотив аффилиации подразумевает дружественные отношения с другими людьми. Но они возникают только в условиях “безопасности” (то есть с себе подобными, с теми, кто взаимен в этой дружбе). С непохожими или представляющими хоть какую-либо угрозу людьми, политические лидеры с ведущим мотивом аффилиации часто оборонительны и неустойчивы. Их взаимодействие, привязанность, сходство или соглашение с другими людьми являются взаимными и подкреплёнными, также как их избегание, нелюбовь и разногласия. Политический лидер проводит время в личных контактах и общении с другими людьми и часто ведёт себя как конформист. Они в результате таких свойств более вероятно изберут своими советниками лояльных друзей, а не экспертов.
Для политических лидеров, имеющих подобные притязания, главное – быть не у власти, а на трибуне. Поэтому они не особенно борются за места в исполнительных органах власти. Их стихия – митинги, выступления в парламенте по любому обсуждаемому вопросу. Они не могут сосредоточить усилия на длительной, индивидуальной работе. Поэтому, пройдя в парламент, они не составляют число тех, кто работает над составлением проектов законов. Они готовы встречаться с самыми разными людьми (будь то террористы или бизнесмены), выступать сколько угодно раз и в любых аудиториях, участвовать в любых политических мероприятиях.
В
речи политических лидеров мотив аффилиации
проявляется в заботе об установлении,
сохранении и восстановлении дружественных
отношений, общения.
В текстах этих политических лидеров наиболее
часто присутствуют образы границ и барьеров
между людьми или нациями. Особенно характерны
такие термины, как “друзья” или “дружба”,
“сотрудничество” между государствами,
союзниками и в целом на международной
арене:
Выражение позитивных, дружеских чувств
по отношению к другим, нациям и т.п.
Одним из важных аспектов мотива аффилиации
является поиск одобрения со стороны других,
который имеет, по меньшей мере, три варианта.
Политический лидер рассматривает свою
политическую деятельность как способ
заслужить одобрение у референтных для
него лиц. Он старается проводить свой
внутри- или внешнеполитический курс исходя
из разделяемых ими норм и ценностей, максимально
стремясь к прототипу политического лидера
в их глазах. Кроме того, политический
лидер может действовать на международной
арене таким образом, чтобы его одобрили
референтные лица – лидеры других стран,
движений, блоков. И в том, и в другом случае
собственный положительный образ в массовом
сознании как своей страны, так и зарубежной,
не трогает глубоко политического лидера
(конечно же, он
“работает” на этот образ для дальнейшего
продолжения политической карьеры, но
общественное мнение не является для него
столь уж значимым). Поиск одобрения значимых
лидеров других государств часто успешно
удовлетворяется в деятельности посредников
при урегулировании международных конфликтов.
Эта деятельность является одобряемой
со стороны большого числа стран и их лидеров.
В то же время политики, стремящиеся заслужить
одобрение у других лидеров, не могут,
как правило, удовлетворить свою потребность
путём военных акций, так как в этом случае
их агрессивность будет восприниматься
с удвоенной силой в результате проекции
на них собственной агрессивности у референтных
политических лидеров.
Следовательно, политический лидер, ориентированный
на признание, может быть эффективен только
на этапе адаптации к роли лидера. На этом
этапе избегание конфликтного общения
вполне возможно, ибо еще нет острой необходимости
принимать какие-то радикальные решения.
На этапе творческой самореализации достижения
таких лидеров снижаются. В межличностных
отношениях типа “торга” он склонен к
сотрудничеству в условиях малого риска,
в рискованных же условиях полон тревоги,
защищается, иногда склонен к эксплуатации
партнёра.
Поскольку такие лидеры бывают оборонительны
и сверхчувствительны в условиях риска
или конкуренции, то часто они оцениваются
обществом как менее популярные, чем те,
у кого эта потребность развита менее.
В любом случае такие лидеры обычно пассивны
и подвержены влиянию других людей, особенно
тех, кто им более привлекателен. Качество
советов, полученных от привлекательных,
лояльных, но не экспертных советников
часто бывает очень низким. Нередко благодаря
влиянию советников, а также специфики
их стиля принятия решений, администрации
президентов с преобладающим мотивом
аффилиации могут оказаться втянутыми
в политический скандал. Однако в целом
мотивированные на аффилиацию президенты
имеют тенденцию быть более подвижными
во внешнеполитическом взаимодействии.
Они находятся в менее враждебных военных
отношениях с соперниками.
Информация о работе Варианты классификации мотивации политических лидеров