В историко-педагогической и дидактической
литературе воззрения Каменского обычно
сводят к обосновыванию обьяснительно-репродуктивного
способа обучения. Между тем теоретические
представления Каменского, апологета
учения как познания истины, связаны с
сочетанием репродуктивной и продуктивной
деятельности ученика, с идеей самостоятельности
и умственной активности. Не бесспорна
используемая в педагогической литературе
аналогия разработанной первым дидактом
формы организации обучения с классно-урочной
системой в ее современной трактовке.
Термин «класс» потребовался теоретику
для того, чтобы расположить образовательный
материал по годам обучения и таким образом
организовать совместную работу учеников,
рационализировать их труд и труд учителя
(в традиционной школе каждый обучался
индивидуально). С определенной дозой
образовательного материала для отдельного
занятия связывалось и понятие «урока».
Само же значение – это и школьная лекция,
и наблюдение природы, и изучение с помощью
школьного телескопа звездного неба, и
работа в школьной мастерской или студии
(в таких картинках представлена школа
на титульном листе прижизненного издания
сочинений Каменского).
В иерархии задач воспитания высшие
ступени Каменский связывал с непосредственным
обращением к внутреннему миру человека,
воспитанием его духовности. Ценностным
отношением к знаниям пронизан образовательный
процесс. Известный прагматизм установок:
нацеленность научных знаний на деятельность
человека в «мире вещей» – «уравновешивается»
возвышенной трактовкой человека как
«владыки мира». На каждой возрастной
ступени вводятся этические и теологические
представления и правила, нормы поведения,
назначение которых – одухотворить внутреннюю
жизнь ученика ценностным отношением
к людям, к самому себе. В системе ценностей,
необходимых гуманной личности, Каменский
специально выделил «кардинальные добродетели»,
выношенные в христианской этике средневековья,
истоками уходящие в философию Платона:
мудрость, умеренность, мужество, справедливость.
В искусстве развивать и возвышать
духовность человека педагог-гуманист
стремился к природосообразности.
Главное основание формирования
нравственности и благочестия –
это непрестанная духовная жизнь
и практическая деятельность человека:
«Добродетели учатся, постоянно осуществляя
честное». В таком ключе: человек сам выстраивает
свой внутренний мир – предстают «шестнадцать
правил искусства развивать нравственность».
Воспитатель ориентирован на стимулирование
самодисциплины растущего человека (сдерживание
влечений, обуздывание нетерпеливости,
гнева и т.п.), нравственных стремлений
(справедливость по отношению к другим
людям, готовность уступить, услужить,
оказать пользу своими услугами возможно
большему числу людей и др.). Его «инструменты»
- и наставление, и «примеры порядочной
жизни», и упражнения, главное же – организация
упорядоченной, разнообразной, нравственно
направленной деятельности, деятельности
достаточно длительной, чтобы заложить
привычки к труду, полезным занятиям, которые
противостояли бы лени, праздности и безделью.
Кладези нравственной мудрости и благочестия
для воспитателя и для воспитанника
– священное писание и размышления
великих людей. «Почему и как
нужно избежать зависти? Каким оружием
защищать сердце от печалей и всяких человеческих
несчастий? Как умерить радость? Каким
образом сдерживать гнев и умерить преступную
любовь?» – приведя этот перечень вопросов,
Каменский ориентирует учителя на стимулирование
напряженной, нравственно направленной
сознательной внутренней жизни воспитанников,
в которой он пытается преодолеть слабости
и пороки, противостоять разрушительной
силе негативных чувств, влечений, сохранить
душевное равновесие. При этом определенно
и четко обозначены и «предьявлены» требования
к человеку как духовно-нравственному
существу. Для гуманиста Каменского это
отнюдь не проявление авторитарности,
насилия над личностью. В его антрополого-педагогической
концепции за человеком, «образом подобным
Божьим» всегда остается право свободного
выбора между добром и злом. В то же время
воспитание призвано максимально помочь
определиться в нравственной позиции,
«предохранить молодежь от всех поводов
к нравственной испорченности», научить
«преодолевать самих себя».
В этой связи и в учении о школьной
дисциплине, «искусстве проявлять строгость»,
доминирует установки на самодисциплину,
на такую строгость, которая бы пользовалась
лаской и обращалась в любовь, а главное
на создание в школе атмосферы «искреннего
и открытого расположения», «господства
бодрости и внимания как у учащих, так
и у учащихся», «любви и радостной бодрости»,
когда не требовалось бы делать что-то
против воли, по принуждению, а давалось
бы все самостоятельно и добровольно,
когда ученики любили и уважали бы своих
воспитателей, «охотно позволяли вести
себя туда, куда подобает,… и сами к тому
же стремились.
Выше отмечалось, что в современном
обществе феномен бездуховности, дефицит
человечности - следствие доминирующих
в общественном сознании прагматического
отношения к вопросам морали, сциентистских
трактовок духовного развития человека,
противопоставления науки и религии, непосредственно
связываются с глобальным мировым кризисом,
а их преодоление с выходом к новому гуманному
витку цивилизационного развития. Тем
значимее для современности опыт тех педагогов,
которые, как Каменский усматривали в
воспитании духовности человека главное
назначение образования, главное направление
педагогической деятельности.
Педагогическую систему Каменского
возможно представить как гуманистическую
модель педагогического процесса, цель
которого ценностно-направленное и целостное
развитие природных сил и способностей
растущего человека. Цель реализуется
в организации жизнедеятельности воспитанников
в нравственно здоровой, духовно богатой,
стимулирующей разностороннее развитие
среде: в системе разнообразных видов
деятельности, соответствующих природосообразному
развитию сил и способностей, человеческому
в человеке, в системе гуманных отношений
между воспитанниками, отношений взаимодействия
педагога и учащихся как субьектов педагогического
процесса, в нарастающей субьектности
воспитанников, что переводит цель и задачи
педагогического процесса в их собственные
цели и задачи, а воспитание «перерастает»
в самовоспитание. Результат педагогического
процесса – достигнутый воспитанником
уровень его личностного индивидуального
развития, включая самосознание, самоопределение,
потребности и способности к дальнейшему
саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию.
Свобода развития личности воспитанника
обеспечивается равными для каждого возможностями
саморазвития, «ненасильственным» педагогическим
влиянием. Эта модель отчетливо выявляется
в образцовых, высокоэффективных воспитательных
системах прошлого, органически вписывается
в современные поиски гуманизации школы,
что свидетельствует об универсальности
педагогических открытий Каменского.
Обстоятельства сложились так,
что о Каменском – ученом, философе,
при жизни признанном «наставником
мира», забыли вплоть до конца Х1Хв.,
и многие его идеи пришлось «переоткрывать»
другим педагогам. Каменский настолько
обогнал свое время, что и сегодня не в
полном мере, осознана вся глубина его
воззрений, многое остается невостребованным.
В европейском историко-педагогическом
процессе педагогическая система Я.А.Каменского
предстает гениальным обобщением многовекового
гуманистического опыта христианского
средневековья и вместе с тем началом
нового этапа в развитии гуманистической
традиции, идеологически связанного с
просвещением.
Гуманистическая традиция в педагогике
западной цивилизации органически
связана с гуманистической традицией
западной культуры. Интерпретируя и синтезируя
гуманистические идеи и опыты развития
европейской философии, науки, искусства,
религии, педагогика, в свою очередь, средствами
воспитания и образования способствовала
их передаче от поколения к поколению,
укоренению их в индивидуальном и общественном
сознании.
Гуманистическая педагогика целенаправленно
служила утверждению «человеческого
в человеке», духовно-нравственному
обогащению его внутренней жизни,
возвышению жизнесмыслов его деятельности.
Она сыграла свою историческую роль в
признании европейским человечеством
в качестве высших духовных ценностей
самоценности человеческой личности,
права человека на свободное развитие,
самоопределение и самореализацию, абсолютной
ценности Истины, Добра, Красоты как идеальных
стремлений человеческой природы, вытекающих
из них кардинальных добродетелей, норм
и правил гуманистической морали. Генезис
гуманистической педагогической традиции
в процессе европейского культурного
развития (от средневековья до конца ХХ
в) происходил на базе антропологических
концепций (принцип природосообразнсоти),
на основе познания природы воспитания
как явления культуры (принцип культуросообразности)
и как целенаправленного саморазвития
человека (выявлялись условия, возможности,
средства педагогической поддержки и
помощи воспитаннику в его духовно-нравственном,
личностном становлении и развитии). В
том, что именно в гуманизации воспитания
и образования высший смысл и назначение
педагогической науки, убеждает классическая
педагогика, педагогические системы ее
корифеев Каменского, Локка, Руссо, Песталоцци,
Гербарта, Дистервега.
ХХ век продолжил и развил
в новых социальных и культурно-исторических
условиях гуманистические идеи педагогов-просветителей,
умножил их имена. Педагоги-гуманисты
ХХ века стремились противостоять обострению
социальных противоречий, дефициту гуманности
и духовности, нараставшему во всех сферах
человеческой жизнедеятельности, в том
числе в образовательно-воспитательной
сфере.
Философия и история образования,
обращение к многовековому духовному
опыту педагогов гуманистов помогает
всесторонне обьяснить и верно
оценить бытующие в современном
общественном и педагогическом сознания
проявления бездуховности и прагматизма,
авторитарности и социоцентризма, косности
и реакционного консерватизма, сознательно
и убежденно противостоять им, целенаправленно
утверждать в своей педагогической деятельности
гуманистические общечеловеческие и педагогические
идеалы и ценности.
Использованная литература:
1. История педагогики.
А.И.Пискунова
2. История образования
и педагогической мысли.
В.Г.Праникова
З.И.Равкин
3. Философия и история
образования.
Л.А.Степашко