Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 20:59, реферат
Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом.
Призывы к долгу, обязанности — пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.
Рубрика: Статьи
Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом.
Призывы к долгу, обязанности — пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.
Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида физического труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный (или труд в природе) и ручной. Эти виды труда не только доступны, но и привлекательны, значимы для дошкольников, не требуют создания особых условий, могут иметь место в любой семье, каждом детском саду. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием, но и своим назначением.
Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.
Хозяйственно-бытовой труд имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.
Сельскохозяйственный труд (или труд в природе) направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными.
К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы, которая отнесена нами к хозяйственно-бытовому труду, так как направлена на удовлетворение потребностей больше людей, чем объектов природы. назначению он приближается к производительному труду, так как имеет овеществленный результат.
Ручной труд связан с изготовлением изделий
посредством вышивания, плетения, вязания,
шитья, а также игрушек, книг, сувениров,
украшений, подарков, ремонтом книг, пособий,
игрушек, коробок и т. д.
К ручному труду дети привлекаются только
в старшем дошкольном возрасте. К остальным
видам труда — во всех возрастных группах.
В практической деятельности некоторые виды труда совмещаются. Так, уборка на участке листьев, снега, расчистка дорожек осуществляется одновременно с трудом по уходу за растениями — укрыванием деревьев и кустов снегом, перекапыванием почвы вокруг них, побелкой стволов. Уборка группы совмещается с созданием благоприятных условий жизни растениям и животным. Ремонт книг, игрушек может быть связан с убор-кой в книжном и игровом уголках.
Чтобы удовлетворить желание и интерес детей, используются разные не только виды, но и формы организации труда. Они во многом определяют поведение ребенка, так как он часто включается в работу только потому, что будет трудиться вместе с воспитателем или детьми.
Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей. Во-первых, по количеству участвующих выделяются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (групповые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы. Во-вторых, по степени самостоятельности — формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).
Однако существует еще один признак, по которому можно классифицировать формы организации детского труда, — его обязательность. Именно это отличает труд от других видов деятельности. С данной точки зрения выделяются формы организации свободного (необязательного) труда (совместный с воспитателем труд, эпизодические поручения) и формы организации обязательного труда (дежурства, постоянные поручения и коллективный труд со сверстниками).
Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При небольшом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обязанности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом — коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необязательному) труду, который фактически не отличается от продуктивной деятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших группах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизодически используются поручения, которые тоже не носят обязательного характера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя.
Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства — по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруппой детей. В старших группах используются все формы, вводится дежурство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, постоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, в которых дети могут проявить самостоятельность.
Связь пед с др науками
о чел Совершенствование педагогической
деятельности, педагогической профессии
невозможно без знаний других наук о человеке,
его развитии и формировании.
Педагогика связана с социологией, экономикой,
биологией, психологией (прежде всего
с возрастной психологией) и физиологией.
Чем выше уровень развития педагогической
науки, тем больше ученые и учителя-практики
опираются на знания других наук о человеке,
используя их для более глубокого осмысления
сущности педагогического процесса. Не
случайно в школах появилась должность
консультанта-психолога, учащиеся школ
и детских садов должны систематически
проходить всесторонний медицинский осмотр
и т. п.
При создании государственных стандартов
образования учитываются в обязательном
порядке психологиче-
22
ские особенности возраста детей, при
разработке содержания образования используется
весь комплекс наук о природе, обществе,
мышлении и созидательной деятельности
человека. Связь педагогики и социологии
отразилась в сравнительно молодой науке
- социальной педагогике, что, в свою очередь,
привело к новой педагогической специальности
- социального педагога, организатора
воспитательной деятельности с детьми
по месту жительства, просветительской
работы среди родителей, направленной
на усиление их связи со школами и детскими
садами и, наконец, на создание в микрорайоне,
селе, поселке воспи-тывающей среды, целостной
воспитательной системы.
В деятельности социального педагога
не последнюю роль играет народная культура,
особенно ее традиции:
семейные, трудовые, празднично-игровые.
Именно народные традиции, внедряемые
и развиваемые в среде, где ребенок живет,
становятся тем основанием, на котором
может строиться целенаправленная воспитательная
деятельность учителей, воспитателей,
социальных педагогов и просто людей,
заинтересованных в воспитании нового
поколения, любящих детей. Например, интересными
для любого возраста будут праздник «Масленица»,
Новый год. Праздник урожая, День Победы;
соревнования по народным видам спорта.
Принимать участие могут все, а сколько
разнообразных развлечений будет задействовано:
и различные народные игры, и изготовление
скульптур из снега или песка в зависимости
от времени года, и конкурс на лучшую выпечку,
и лучшую народную пляску. Всем весело,
интересно, познавательно.
Педагогика не просто берет из народной
культуры какой-то элемент (в нашем случае
- праздник) и знакомит с ним учащихся.
Она его педагогизирует, т. е. включает
в учебно-воспитательную систему как средство
достижения целей воспитания.
В современных условиях возрастает удельный
вес комплексных исследований, когда ученые,
работающие в различных областях научного
знания, объединенными усилиями изучают
сложную проблему воспитания или совокупность
проблем. Скажем, экономисты исследуют
экономические предпосылки и результаты
организации образования, социологи -
общественные условия, в которых оно осуществляется,
деятели различных отраслей научного
знания - тенденции развития наук о природе,
обществе, мышлении и созидательной деятельности
человека, кото-
рые могут быть существенными для воспитания,
в особенности для того, чтобы определить
содержание общего образования. Они вместе
с тем предвосхищают и фиксируют те требования,
которые общество должно предъявить к
образованию в обозримом будущем.
Новые отношения между педагогикой и другими
науками возникают там, где в педагогических
исследованиях используются методы, разработанные
в других науках, например математике,
социологии, психологии, технике. Эти методы
применяются с учетом специфики предмета
педагогики. Все более широко в педагогических
исследованиях используются технические
средства (магнитофон, кино и телевидение).
Осуществление качественно новых связей
педагогики с другими науками является
сегодня существенной предпосылкой быстрого
продвижения к новому педагогическому
знанию.
Таким образом, необходимо уяснить, как
непедагогические знания могут ассимилироваться
педагогикой. Но всегда надо помнить о
том, что:
1. Систему педагогических знаний нельзя
вывести из какой-либо другой научной
дисциплины.
2. Данные других наук необходимы для разработки
педагогической теории и практических
рекомендаций, но педагогика этими данными
не ограничивается, исследуя педагогический
процесс как целостную качественно своеобразную
систему.
3. Существенная особенность педагогики
состоит в том, что она не просто суммирует
данные других наук, а перерабатывает
их так, чтобы это способствовало раскрытию
компонентов, закономерных связей и функций
педагогического процесса.
Возьмем, к примеру, дидактику. Общие механизмы
учения в процессе обучения и самообучения
исследует педагогическая психология.
Эти данные могут быть использованы при
разработке дидактических рекомендаций.
Но ограничиться этим источником научного
обоснования практики обучения дидактика
не может. Учение - это один из познавательных
процессов. Теорию познания разрабатывает
гносеология, которую должна использовать
дидактика. Задача дидактики специфична:
исследовать взаимосвязь гносеологических
и психологических сторон учебного познания,
соотношение между логикой образовательного
материала и психологией его усвоения,
между
преподаванием и учением, а также между
обучением и воспитанием личности. Чтобы
создать систему обучения, отвечающую
требованиям воспитания всесторонне и
гар-монически развитой личности, дидактике
нужно использовать положения теории
познания, логики, психологии, социологии
и других наук, а также обобщать практический
опыт школы.
Нам, конечно, могут задать вопрос: «Зачем
же учителю, начинающему или уже имеющему
опыт, знать, как взаимодействует педагогика
с другими областями научного знания,
если уже разработаны и содержание образования,
и методы, и формы организации обучения
и воспитания, и даже государственные
стандарты как цель образования?»
Прежде всего учителю и воспитателю необходимы
знания по детской психологии. Ведь психические
функции любого человека (ребенка или
взрослого) имеют врожденные индивидуальные
особенности, а к детскому саду и тем более
к начальной школе - уже и определенный,
индивидуальный уровень развития. У детей
различная память, восприятие, эмоции,
темперамент, у них различный «жизненный
опыт», неодинаковые знания и умения, одни
из них замкнутые, другие общительны и
т. д. Поэтому с самого начала обучения
и воспитания в новых для детей условиях
(детский сад, школа) воспитателям и учителям
нужно узнать каждого ребенка, продумать,
спланировать индивидуальную работу с
ним. А для этого и нужны знания по детской
и педагогической психологии.
Учителю и воспитателю необходим минимум
знаний по физиологии, детской гигиене,
ибо забота о здоровье детей не только
задача медицины, но и педагогики. Ведь
только в детском саду и школе возможно
дополнить знания ребенка, полученные
в семье, о личной гигиене, гигиене труда
и игры. Учитель и воспитатель регулируют
физические нагрузки на организм ребенка,
предупреждают умственные перегрузки
и переутомление. Приобщение детей к началам
здорового образа жизни - одна из значимых
задач воспитания.
А зачем же воспитателю детского сада
или учителю начальной школы такая далекая
от педагогики абстрактная математическая
наука, как кибернетика? Но именно эта
наука впервые поставила, а в дальнейшем
и решила проблему управления любыми целенаправленными
процессами. Воспитание же и обучение
являются как раз такими. Во-первых, оба
процесса подчинены целям, которые фор-
мируются обществом в связи с потребностями
его экономического, социального и духовного
развития. Во-вторых, для достижения целей
педагог-ученый и воспитатель-практик
создают содержание обучения и воспитания,
методы и формы организации учебно-воспитательного
процесса. В-третьих, учителя и воспитатели
корректируют, изменяют учебно-воспитательный
процесс на основе результатов обучения
и воспитания. Педагог сравнивает полученные
им в учебно-воспитательном процессе результаты
(знания, умения, оценочные суждения, уровень
сформированности нравственных качеств
и др. ) с целями, которые ему заданы обществом
в виде государственных стандартов образования,
нравственных требований к личности и
т. д. И если они ниже, хуже, чем цели, то
необходимо искать, совершенствовать
и содержание обучения и воспитания, методику
и ор-ганизационные формы воспитательной
деятельности.
А это и есть основная идея теории управления
как части кибернетики: цели деятельности
- способы ее выполнения - деятельность
- результат - сравнение с целями -коррекция,
совершенствование способов деятельности
-новая деятельность и т. д.
Так что и кибернетика нужна учителю, воспитателю.
Ни от чего нельзя отказываться воспитателю
и учителю. Как говорили в старину: «Всякое
знание ко благу». Поэтому, чтобы вы ни
прочитали - статью в журнале или газете,
художественную или научно-популярную
книжку, сказку, басню, занимательную историю
о животных или растениях, о звездах и
планетах, рассказы из жизни замечательных
людей, - подумайте обязательно о том, как
это можно использовать в работе с детьми.
Ибо чем больше знает и умеет учитель,
тем интереснее и богаче его работа с детьми,
родителями, с коллегами, со всеми людьми,
которые заинтересованы в воспитании
нового поколения.
Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.
УО «Беларусская государственная академия музыки могилёвский филиал »
Реферат на тему:
Связь педагогики с другими науками о человеке.Виды детского труда,требования к организации.
Выполнила студентка 3 курса
Бондарева Валерия
Могилёв,2015
1.
2.
Информация о работе Виды детского труда и формы его организации в дошкольном возрасте