Виды детского труда и формы его организации в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 20:59, реферат

Описание работы

Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом.
Призывы к долгу, обязанности — пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.

Файлы: 1 файл

псих экз.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Виды детского труда и формы его организации в дошкольном возрасте

Рубрика: Статьи

Эффективность, результативность трудовой деятельности, отношение детей к труду во многом определяются методикой его руководства. Нет ленивых ребят, а есть только наше неправильное руководство детским трудом.

Призывы к долгу, обязанности — пустые слова. Надо помнить, что ребенок, тем более дошкольник, никому ничего не должен. При правильном руководстве можно найти подход к каждому ребенку и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться и выполняли любые трудовые задания с удовольствием.

Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида физического труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный (или труд в природе) и ручной. Эти виды труда не только доступны, но и привлекательны, значимы для дошкольников, не требуют создания особых условий, могут иметь место в любой семье, каждом детском саду. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием, но и своим назначением.

Самообслуживающий труд (или самообслуживание) обусловлен биологическими, социальными, игровыми и другими потребностями личности. Он связан с необходимостью содержания своего тела в чистоте, с приемом пищи, одеванием и раздеванием, уходом за своими игрушками, одеждой и т.д.

Хозяйственно-бытовой труд имеет место, когда ребенок привлекается к уборке группы, спальни, участка, сервировке столов, подготовке материала к занятиям. Он направлен на удовлетворение потребностей не только своих, но и сверстников, родственников, близких людей, и связан с необходимостью поддержания чистоты и порядка в быту.

Сельскохозяйственный труд (или труд в природе) направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными.

К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы, которая отнесена нами к хозяйственно-бытовому труду, так как направлена на удовлетворение потребностей больше людей, чем объектов природы. назначению он приближается к производительному труду, так как имеет овеществленный результат.

Ручной труд связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т. д. 
 
 
К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда — во всех возрастных группах.

В практической деятельности некоторые виды труда совмещаются. Так, уборка на участке листьев, снега, расчистка дорожек осуществляется одновременно с трудом по уходу за растениями — укрыванием деревьев и кустов снегом, перекапыванием почвы вокруг них, побелкой стволов. Уборка группы совмещается с созданием благоприятных условий жизни растениям и животным. Ремонт книг, игрушек может быть связан с убор-кой в книжном и игровом уголках.

Чтобы удовлетворить желание и интерес детей, используются разные не только виды, но и формы организации труда. Они во многом определяют поведение ребенка, так как он часто включается в работу только потому, что будет трудиться вместе с воспитателем или детьми.

Существуют различные подходы к классификации форм организации трудовой деятельности детей. Во-первых, по количеству участвующих выделяются индивидуальные (индивидуальные поручения), групповые (групповые поручения) и фронтальные (коллективный труд) формы. Во-вторых, по степени самостоятельности — формы организации самостоятельного труда (поручения, дежурства, обязанности) и формы организации труда, протекающего под руководством воспитателя (совместный с взрослым труд и коллективный труд со сверстниками, организованный воспитателем).

Однако существует еще один признак, по которому можно классифицировать формы организации детского труда, — его обязательность. Именно это отличает труд от других видов деятельности. С данной точки зрения выделяются формы организации свободного (необязательного) труда (совместный с воспитателем труд, эпизодические поручения) и формы организации обязательного труда (дежурства, постоянные поручения и коллективный труд со сверстниками).

Выбор форм зависит, прежде всего, от объема работы. При небольшом объеме выбираются индивидуальные эпизодические поручения, обязанности, дежурства, совместный с воспитателем труд, при большом — коллективный труд или групповые эпизодические поручения. На выбор форм влияет также возраст детей, их общее психофизическое развитие. Учитывая, что трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии становления, предпочтение отдается свободному (необязательному) труду, который фактически не отличается от продуктивной деятельности. Обязательный труд требует определенной подготовки, для которой необходимо время, и вводится постепенно. Так, в младших группах ведущей формой будет совместный с воспитателем труд. Эпизодически используются поручения, которые тоже не носят обязательного характера, но выполняет их ребенок самостоятельно, хотя и под контролем воспитателя.

Со второй половины года для детей, проявляющих инициативу, можно ввести дежурство по столовой, которое носит уже обязательный характер. В средних группах вводится еще один вид дежурства — по занятиям, а совместный с воспитателем труд чаще протекает с подгруппой детей. В старших группах используются все формы, вводится дежурство по уголку природы, коллективный труд со сверстниками, постоянные поручения (обязанности). Предпочтение отдается тем формам, в которых дети могут проявить самостоятельность.

 

Связь пед с др науками о чел  Совершенствование педагогической деятельности, педагогической профессии невозможно без знаний других наук о человеке, его развитии и формировании.  
Педагогика связана с социологией, экономикой, биологией, психологией (прежде всего с возрастной психологией) и физиологией. Чем выше уровень развития педагогической науки, тем больше ученые и учителя-практики опираются на знания других наук о человеке, используя их для более глубокого осмысления сущности педагогического процесса. Не случайно в школах появилась должность консультанта-психолога, учащиеся школ и детских садов должны систематически проходить всесторонний медицинский осмотр и т. п.  
При создании государственных стандартов образования учитываются в обязательном порядке психологиче-  
22  
ские особенности возраста детей, при разработке содержания образования используется весь комплекс наук о природе, обществе, мышлении и созидательной деятельности человека. Связь педагогики и социологии отразилась в сравнительно молодой науке - социальной педагогике, что, в свою очередь, привело к новой педагогической специальности - социального педагога, организатора воспитательной деятельности с детьми по месту жительства, просветительской работы среди родителей, направленной на усиление их связи со школами и детскими садами и, наконец, на создание в микрорайоне, селе, поселке воспи-тывающей среды, целостной воспитательной системы.  
В деятельности социального педагога не последнюю роль играет народная культура, особенно ее традиции:  
семейные, трудовые, празднично-игровые. Именно народные традиции, внедряемые и развиваемые в среде, где ребенок живет, становятся тем основанием, на котором может строиться целенаправленная воспитательная деятельность учителей, воспитателей, социальных педагогов и просто людей, заинтересованных в воспитании нового поколения, любящих детей. Например, интересными для любого возраста будут праздник «Масленица», Новый год. Праздник урожая, День Победы; соревнования по народным видам спорта. Принимать участие могут все, а сколько разнообразных развлечений будет задействовано:  
и различные народные игры, и изготовление скульптур из снега или песка в зависимости от времени года, и конкурс на лучшую выпечку, и лучшую народную пляску. Всем весело, интересно, познавательно.  
Педагогика не просто берет из народной культуры какой-то элемент (в нашем случае - праздник) и знакомит с ним учащихся. Она его педагогизирует, т. е. включает в учебно-воспитательную систему как средство достижения целей воспитания.  
В современных условиях возрастает удельный вес комплексных исследований, когда ученые, работающие в различных областях научного знания, объединенными усилиями изучают сложную проблему воспитания или совокупность проблем. Скажем, экономисты исследуют экономические предпосылки и результаты организации образования, социологи - общественные условия, в которых оно осуществляется, деятели различных отраслей научного знания - тенденции развития наук о природе, обществе, мышлении и созидательной деятельности человека, кото-  
 
рые могут быть существенными для воспитания, в особенности для того, чтобы определить содержание общего образования. Они вместе с тем предвосхищают и фиксируют те требования, которые общество должно предъявить к образованию в обозримом будущем.  
Новые отношения между педагогикой и другими науками возникают там, где в педагогических исследованиях используются методы, разработанные в других науках, например математике, социологии, психологии, технике. Эти методы применяются с учетом специфики предмета педагогики. Все более широко в педагогических исследованиях используются технические средства (магнитофон, кино и телевидение).  
Осуществление качественно новых связей педагогики с другими науками является сегодня существенной предпосылкой быстрого продвижения к новому педагогическому знанию.  
Таким образом, необходимо уяснить, как непедагогические знания могут ассимилироваться педагогикой. Но всегда надо помнить о том, что:  
1. Систему педагогических знаний нельзя вывести из какой-либо другой научной дисциплины.  
2. Данные других наук необходимы для разработки педагогической теории и практических рекомендаций, но педагогика этими данными не ограничивается, исследуя педагогический процесс как целостную качественно своеобразную систему.  
3. Существенная особенность педагогики состоит в том, что она не просто суммирует данные других наук, а перерабатывает их так, чтобы это способствовало раскрытию компонентов, закономерных связей и функций педагогического процесса.  
Возьмем, к примеру, дидактику. Общие механизмы учения в процессе обучения и самообучения исследует педагогическая психология. Эти данные могут быть использованы при разработке дидактических рекомендаций. Но ограничиться этим источником научного обоснования практики обучения дидактика не может. Учение - это один из познавательных процессов. Теорию познания разрабатывает гносеология, которую должна использовать дидактика. Задача дидактики специфична: исследовать взаимосвязь гносеологических и психологических сторон учебного познания, соотношение между логикой образовательного материала и психологией его усвоения, между  
 
преподаванием и учением, а также между обучением и воспитанием личности. Чтобы создать систему обучения, отвечающую требованиям воспитания всесторонне и гар-монически развитой личности, дидактике нужно использовать положения теории познания, логики, психологии, социологии и других наук, а также обобщать практический опыт школы.  
Нам, конечно, могут задать вопрос: «Зачем же учителю, начинающему или уже имеющему опыт, знать, как взаимодействует педагогика с другими областями научного знания, если уже разработаны и содержание образования, и методы, и формы организации обучения и воспитания, и даже государственные стандарты как цель образования?»  
Прежде всего учителю и воспитателю необходимы знания по детской психологии. Ведь психические функции любого человека (ребенка или взрослого) имеют врожденные индивидуальные особенности, а к детскому саду и тем более к начальной школе - уже и определенный, индивидуальный уровень развития. У детей различная память, восприятие, эмоции, темперамент, у них различный «жизненный опыт», неодинаковые знания и умения, одни из них замкнутые, другие общительны и т. д. Поэтому с самого начала обучения и воспитания в новых для детей условиях (детский сад, школа) воспитателям и учителям нужно узнать каждого ребенка, продумать, спланировать индивидуальную работу с ним. А для этого и нужны знания по детской и педагогической психологии.  
Учителю и воспитателю необходим минимум знаний по физиологии, детской гигиене, ибо забота о здоровье детей не только задача медицины, но и педагогики. Ведь только в детском саду и школе возможно дополнить знания ребенка, полученные в семье, о личной гигиене, гигиене труда и игры. Учитель и воспитатель регулируют физические нагрузки на организм ребенка, предупреждают умственные перегрузки и переутомление. Приобщение детей к началам здорового образа жизни - одна из значимых задач воспитания.  
А зачем же воспитателю детского сада или учителю начальной школы такая далекая от педагогики абстрактная математическая наука, как кибернетика? Но именно эта наука впервые поставила, а в дальнейшем и решила проблему управления любыми целенаправленными процессами. Воспитание же и обучение являются как раз такими. Во-первых, оба процесса подчинены целям, которые фор-  
 
мируются обществом в связи с потребностями его экономического, социального и духовного развития. Во-вторых, для достижения целей педагог-ученый и воспитатель-практик создают содержание обучения и воспитания, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса. В-третьих, учителя и воспитатели корректируют, изменяют учебно-воспитательный процесс на основе результатов обучения и воспитания. Педагог сравнивает полученные им в учебно-воспитательном процессе результаты (знания, умения, оценочные суждения, уровень сформированности нравственных качеств и др. ) с целями, которые ему заданы обществом в виде государственных стандартов образования, нравственных требований к личности и т. д. И если они ниже, хуже, чем цели, то необходимо искать, совершенствовать и содержание обучения и воспитания, методику и ор-ганизационные формы воспитательной деятельности.  
А это и есть основная идея теории управления как части кибернетики: цели деятельности - способы ее выполнения - деятельность - результат - сравнение с целями -коррекция, совершенствование способов деятельности -новая деятельность и т. д.  
Так что и кибернетика нужна учителю, воспитателю. Ни от чего нельзя отказываться воспитателю и учителю. Как говорили в старину: «Всякое знание ко благу». Поэтому, чтобы вы ни прочитали - статью в журнале или газете, художественную или научно-популярную книжку, сказку, басню, занимательную историю о животных или растениях, о звездах и планетах, рассказы из жизни замечательных людей, - подумайте обязательно о том, как это можно использовать в работе с детьми. Ибо чем больше знает и умеет учитель, тем интереснее и богаче его работа с детьми, родителями, с коллегами, со всеми людьми, которые заинтересованы в воспитании нового поколения. 

Батурина Г. И. , Кузина Т. Ф. Введение в педагогическую профессию: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УО «Беларусская государственная академия музыки могилёвский филиал »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Связь педагогики с другими науками о человеке.Виды детского труда,требования к организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса

Бондарева Валерия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Могилёв,2015

1.

2.


Информация о работе Виды детского труда и формы его организации в дошкольном возрасте