Виды деятельности. Умения, навыки, привычки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:22, контрольная работа

Описание работы

В психологии есть такое понятие, как деятельность. Для того чтобы рассмотреть это понятие необходимо узнать, что конкретно рассматривает такая наука как психология. Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие деятельности человека.
3. Виды деятельности.
4. Умения. Навыки. Привычки.
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная по психологии.docx

— 35.71 Кб (Скачать файл)

Поскольку навыки входят в  структуру действий и различных  видов деятельности в большом количестве, они обычно взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности до противодействия, от полного слияния до взаимно отрицательного тормозного влияния — интерференции. Согласование навыков происходит тогда, когда:

а) система движений, входящих в один навык, соответствует системе  движений, включенных в другой навык;

б) когда реализация одного навыка создает благоприятные условия  для выполнения второго (один из навыков служит средством лучшего усвоения другого);

в) когда конец одного навыка является фактическим началом  другого, и наоборот. Интерференция  имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих  противоречий:

а) система движений, включенных в один навык, противоречит, не согласуется  с системой движений, составляющих структуру другого навыка;

б) когда при переходе от одного навыка к другому фактически приходится переучиваться, ломать структуру старого навыка;

в) когда система движений, входящих в один навык, частично содержится в другом, уже доведенном до автоматизма  навыке (в этом случае при выполнении нового навыка автоматически возникают  движения, характерные для ранее  усвоенного навыка, что приводит к искажению движений, нужных для вновь усваиваемого навыка);

г) когда начала и концы  последовательно выполняемых навыков  не состыкуются друг с другом. При полной автоматизации навыков явление интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезает.

Важное значение для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т.е. распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным до автоматизма.

Умения в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения  в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия, т.е. получение в результате надежного итога действия. Само действие в структуре умения контролируется по его цели. Например, учащиеся младших классов при обучении письму выполняют ряд действий, связанных с написанием отдельных элементов букв. При этом навыки держания карандаша в руке и осуществления элементарных движений рукой выполняются, как правило, автоматически. Главное в управлении умениями заключается в том, чтобы обеспечить безошибочность каждого действия, его достаточную гибкость. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Например, умение делать что-либо собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда будет работать хорошо и способен сохранить высокое качество труда в любых условиях. Умение обучать означает, что учитель в состоянии научить любого нормального ученика тому, что знает и умеет сам.

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается  в том, что человек в состоянии изменять структуру умений — навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умения от навыков. Активизация интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. Управление умениями на уровне центральной нервной системы осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне коры головного мозга.

Умения и навыки делятся  на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Большое значение в формировании всех типов умений и навыков имеют  упражнения. Благодаря им происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных, систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности — это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

 

Движения, действия, деятельность. Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера. Деятельность категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.

Деятельность является важнейшей  составляющей жизни человека. Он осваивает различные виды деятельности прямо с рождения и до самой смерти.

В освоении деятельности большую  роль играют навыки и умения. Они  помогают ускорить деятельность, довести ее до автоматизма и сделать ее более эффективной. Получению навыков способствует процесс учения, а труд помогает сформироваться личности.

Несомненно, даже не проводя  специальных исследований и наблюдений можно сказать, что любая деятельность, осваиваемая человеком, приносит ему новые знания, новые возможности и именно поэтому человек должен стремиться к освоению новых, интересных ему видов деятельности, и с помощью этого самосовершенствоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список использованной литературы.

 

 

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т. I. - М., 1989.

 

  1. Немов Р.С. Психология. Кн.1./ Р.С. Немов. В 3-х книгах. М: Владос, 2000

 

  1. Маклаков А. Г. Общая психология./Маклаков А. Г. СПб.: Питер. 2000

 

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Пед. общ-во России, 1999.

 

  1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

 

  1. Общее понятие о деятельности и ее структура. Освоение деятельности // http://www.4medic.ru/page-id-508.html

 

  1. Деятельность // http://ru.wikipedia.org/wiki/Деятельность

 


Информация о работе Виды деятельности. Умения, навыки, привычки