Виды и роль эмоций в жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:13, доклад

Описание работы

Эмоции- особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных проблем. Это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Файлы: 1 файл

эмоции.docx

— 19.24 Кб (Скачать файл)

Тарламазян Офелия, сц-12

Виды и роль эмоций в жизни человека.

1.Определение  и функции эмоций

Эмоции- особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний  приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных проблем. Это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

У человека главная функция  эмоций состоит в том, что благодаря  эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о  состояниях друг друга и лучше  можем взаимодействовать в совместной деятельности и общении. Например, люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого  лица, определять по нему такие эмоциональные  состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится  и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контакте друг с другом.

 Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет речь.

2. Виды эмоциональных состояний

По форме протекания все  эмоциональные состояния делятся  на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Аффекты. Наиболее мощная эмоциональная реакция- аффект - сильная, бурная и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом. Порой эта реакция и воздействующие раздражители осознаются недостаточно- и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Аффекты протекают бурно, быстро сопровождаются резко-выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности.

Собственно эмоции- более длительные состояния, реакция не только на совершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщающей субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребности человека. Эмоции воспринимаются человеком как собственные внутренние переживания.

Чувства- высший продукт культурно-эмоционального развития ч-ка., устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам.  Человек не может переживать чувство безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-нибудь или кому-нибудь называется страстью. Устойчивые чувства именуются настроениями.

Настроения- самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

3. Виды эмоций

Соматические  эмоции

А. Стимулы. Аристотель говорил, что главным стимулом среди живых  организмов есть функция рождения себе подобных. Но во время экстремальных  ситуаций выяснилось, что в случае сокращения стимулов остаются лишь голод, жажда и сон, то есть функция зачатия  исчезает раньше.

Б. Эмоциональный фон. Лерш называет эмоциональный фон настроение тембром переживания жизни. С  одной стороны он характеризует  человека либо как жизнерадостного, либо как унылого. А с другой стороны  разные ситуации постоянно изменяют наш эмоциональный фон. Так те, кто не любит просыпаться рано, утром недовольны.

В. Испуг. Во время этой эмоции на некоторое время может отказать пульс, дыхание и даже сознание. Шок- крайняя форма этой эмоции.

Г. Страх. Он также сковывает. Физически он проявляется в учащении пульса, расширении зрачков и так  далее, психически- эмоция безысходности. Страх это как продукт так  и повод (Шульц-Генке). Не смотря на негативное восприятие страха, люди и даже дети при случае добровольно хотят  испытать его, и рассматривают страх  как удовольствие.

Ситуативные эмоции

А. Радость. Шиллер назвал радость "искрой богов". Радость делает нас внутренне свободными и согревает  нас. Как эмоция радость настает, тогда когда мы переживаем удачные  события.

Б. Гнев- короткое сумасшествие (Гораций). Гнев причина многих несчастий, возникает в последствии не удовлетворяющих  нас событий и при длительном присутствии может стать стрессором.

В. Тревога. Фрэйд назвал ее работой скорби: переживание горя в душе. Это опасения и переживания.

Г. Удивление. Результат свершения  того, чего мы не ожидаем. Неожиданная  новость и так далее.

Социальные эмоции

А.Любовь. Высокая степень  эмоционального положительного отношения, выделяющего его объект среди  других и помещающего его в  центр жизненных потребностей и  интересов субъекта. Психическую  основу любви составляет взаимное доверие, взаимопонимание и готовность к  самопожертвованию.

Б. Самоотверженность. Аристотель назвал это чувство сочувствием  к ближнему из добрых побуждений. Это  чувство часто проявляется в  дружбе, т.к. мы жертвуем своими интересами ради другого, в этом и состоит  суть проблемы дружбы.

В. Антипатия. Собранное обозначение  всех негативных эмоций без открытой вражды, часто начинается с неуважение, а заканчивается острым отвращением.

Г. Агрессия. У Бенеша есть ни меньше 37 групп теорий агрессии. Агрессивность проявляется на нескольких уровнях- мышления, языка и деятельности. Агрессия между целыми народами может  выливаться в войну и даже геноцид.

Когнитивные эмоции

А. Интерес. Инглиш в 1958 году обозначил "интерес" как эмоцию значения: приятную эмоцию, которая  сопровождает деятельность. Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая более полному и глубокому ознакомлению с новыми фактами.

Б. Надежда. Одна из фундаментальных  эмоций, отображает уверенность в  себе, оптимистическую позицию, желание  будущего.

В. Эстетические чувства. Наслаждение  предметами, от непосредственно наслаждения  до ощущения значимости этого предмета. Зависит от эпохи.

Г. Религиозные чувства. В  зависимости от религиозного центра и личного отношения. 

Рефлексивные  эмоции

А. Стыд. Эмоция, возникающая  в результате осознания ч-ком  реального или мнимого несоответствия его поступков или тех или  иных индивидуальных проявлений принятым в данном обществе. Переживается как  неудовлетворенность собой, осуждение или обвинение себя.

Б. Чувство собственного достоинства имеет три составляющих: самоопределение, самоуважение и оценка со стороны других.

В. Чувство вины. Возникает  в последствии ошибочной реакции, действия. Имеет две стороны: чувство  ответственности и самокритика.

Г.  Моральные чувства. Моральные (нравственные) чувства —  высшие чувства, переживания, связанные  с отношением человека к другим людям, к обществу и к своим общественным обязанностям. Моральные чувства  испытывает человек при восприятии явлений действительности с точки  зрения нравственных ценностных ориентаций, выработанных обществом. Такие чувства  возникают при наличии у человека не только представлений о долге, но и потребности соответствовать  нравственным требованиям общества. Развитое чувство долга творит совесть  — нравственную ответственность  за свое поведение перед другими людьми, обществом.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может  идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний  человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии  повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в  направлении постепенного включения  в нравственную регуляцию более  высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности  т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Основы психологии- Л.Д.  Столяренко-2000г.

2. Краткий психологический  словарь- 1985г.

3. Гельмут Бенеш -Психология- 2007г.

4. http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00104475_0.html

5. http://www.u-lekar.ru/content/view/474/12/


Информация о работе Виды и роль эмоций в жизни человека