Виды и свойства ощущений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования, рассмотреть различные виды и классификации ощущений.
Задачи:
1. Дать общее понятие ощущений в психологии.
2. Рассмотреть свойства и функции ощущений.
3. Рассмотреть классификации видов ощущений существующие в психологической науке.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 45.33 Кб (Скачать файл)

·          Источник раздражения.

·          Среда или энергия (от источника до субъекта).

Следует отметить, что ощущения человека – это продукт исторического  развития, и поэтому они качественно  отличаются от ощущений животных. У  животных развитие ощущений целиком  ограничено их биологическими, инстинктивными потребностями. У человека способность  ощущать не ограничена биологическими потребностями. Труд создал у него несравненно  более широкий, чем у животных, круг потребностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались  способности человека, в том числе  и способность ощущать. Поэтому  человек может ощущать гораздо  большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное.

Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания  – это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т.е. чувство, непосредственно связанное  с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у  нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы – приятны, имеют положительный  эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины – неприятны, имеют отрицательный  эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в  жизни взрослого человека, но с  точки зрения происхождения и  развития эмоций значение их очень  велико [4, с. 91–93].

Выделяют следующие  функции ощущений.

Сигнальная – уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная (образная) – построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная – адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности [2, с. 48].

Существует несколько  теорий ощущений.

Рецептивная. Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.

Диалектико-материалистическая. Согласно этой теории «ощущение –  есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В.Л. Ленин).

Рефлекторная. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора [2, с. 49–50].

Ощущения начинают развиваться  сразу после рождения. Однако не все виды чувствительности развиваются  одинаково. Сразу после рождения у ребенка развивается осязательная, вкусовая и обонятельная чувствительность (ребенок реагирует на температуру  среды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнского молока; отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этих ощущений продолжается достаточно долго (мало развиты  в 4–5 лет).

Менее зрелыми к моменту  рождения являются зрительные и слуховые ощущения. Быстрее начинают развиваться  слуховые ощущения (реагирует на звук – в первые недели жизни, на направление  – через два-три месяца, а на пение и музыку – на третьем-четвертом  месяце). Речевой слух развивается постепенно. Сначала ребенок реагирует на интонацию речи (на втором месяце), затем – на ритм, а способность различать звуки (сначала гласные, а потом согласные) появляется к концу первого года жизни.

Абсолютная чувствительность к свету у младенца низка, но заметно  возрастает в первые дни жизни. Различение цветов наступает лишь на пятом месяце.

В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее  развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте).

Ощущения в известных  пределах можно развивать методом  постоянных тренировок. Благодаря возможности  развития ощущений происходит, например, обучение детей (музыке, рисованию).

Среди нарушений ощущений выделяют количественные и качественные изменения.

К количественным нарушениям относятся: утрата или снижение способности  ощущать различные виды раздражителей  и повышение этой способности. Потеря чувствительности распространяется, как  правило, на тактильную, болевую, температурную  чувствительность, но может охватывать и все виды чувствительности.

Обычно это связано  с различными заболеваниями индивида. К качественным расстройствам ощущений относят синестезию. Еще один вид  патологии ощущений проявляется  в различных, неприятных ощущениях: онемении, покалывании, жжении, ползании мурашек и др. При различных  патологических заболеваниях могут  быть изменения болевой чувствительности. Они заключаются в разной болевой  чувствительности и выносливости к  боли.

Индивидуальные различия в ощущениях – мало изученная  область психологии. Известно, что  чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают  влияние особенности центральной  нервной системы (у индивидов  с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных  более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения – в 20–30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие – хуже); пол (женщины  более чувствительны к высоким  звукам, а мужчины – к низким); характер деятельности (сталевары различают  тончайшие оттенки раскаленного потока металла и пр.) [2, с. 62–63].

 

2. Классификация  видов ощущений 

 

Существуют различные  подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация  ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г. Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А.Р. Лурия считал, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам – систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения – с другой) [16, с. 101].

Рассмотрим систематическую  классификацию ощущений (рис. 3). Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности [10, с. 170].

Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление  о внешнем мире.

Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних  ощущений на один больше, поскольку  моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает. Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические  ощущения.

Рис. 3. Систематическая классификация основных видов ощущений

Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек  получает до 80% от общего объема информации. Орган зрительных ощущений – глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т.е. расщепления света  – всем известные «Каждый охотник  желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым – черный, белый и серый  цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в  другой, воспринимаются глазом в зависимости  от параметров световой волны.

Зрительные ощущения оказывают  большое влияние на человека. Все  теплые цвета положительно влияют на работоспособность человека, возбуждают его и вызывают хорошее настроение. Холодные цвета успокаивают человека. Темные цвета угнетающе действуют  на психику. Цвета могут нести  предупреждающую информацию: красный  говорит об опасности, желтый – предостерегает, зеленый – сигнализирует о  безопасности и т.п.

Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и  шумовые. Их отличие состоит в  том, что музыкальные звуки создаются  периодическими ритмическими колебаниями  звуковых волн, а шумы – неритмичными и нерегулярными колебаниями [16, с. 109].

Слуховые ощущения тоже имеют  большое значение в жизни человека. Источником слуховых ощущений являются разнообразные звуки, действующие  на орган слуха. Слуховые ощущения отражают шумовые, музыкальные и речевые  звуки.

Ощущения шума и шороха сигнализируют о наличии предметов  и явлений, издающих звуки, о месте  их нахождения, о приближении или  удалении. Они могут предупреждать  об опасности и вызывать определенное эмоциональное переживание.

Музыкальные ощущения характеризуются  эмоциональным тоном и мелодичностью. Эти ощущения формируются у человека на основе воспитания и развития музыкального слуха и связаны с общей  музыкальной культурой человеческого  общества.

Речевые ощущения являются чувственной  основой речевой деятельности человека. На базе речевых ощущений формируется  фонематический слух, благодаря которому человек может различать и  произносить звуки речи. Фонематический слух оказывает влияние не только на развитие устной и письменной речи, но и на овладение иностранным  языком [16, с. 110].

У многих людей существует интересная особенность – сочетание  звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие  между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми  ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или  слово.

Несколько реже встречается  синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща  людям с развитым обонянием. Таких  людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции – для  них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические  ассоциации, позволяющие сложный  язык запахов перевести в более  универсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чаще всего у людей не очень сильно развит. Люди, подобные герою романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», – явление редкое и уникальное [5, с. 20–23].

Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ  в наиболее выгодном месте – впереди, в выдающейся части тела. Путь о  рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие  от обонятельных рецепторов, непосредственно  без промежуточных переключений попадают в головной мозг.

Часть мозга, которая называется обонятельной, также является и наиболее древней, и чем ниже живое существо стоит на эволюционной лестнице, тем  большее пространство в массе  головного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватывает практически всю поверхность  полушарий, у собак – около  одной ее трети, у человека его  относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерно одной  двадцатой части.

Указанные различия соответствуют  развитости других органов чувств и  тому жизненному значению, которое  данный вид ощущений имеет для  живых существ. Для некоторых  видов животных значение обоняния выходит  за пределы восприятия запахов. У  насекомых и высших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.

Система классификации запахов, известная как «Призма Хеннинга» (цветочный, фруктовый, пряный, смолистый, пригорелый, гнилостный), образует углы призмы с промежуточными качествами, расположенными на плоскостях (рис. 4).

Рис. 4. «Призма Хеннинга»

Имеются и другие классификации. В практике часто используют сравнение  данного запаха с известным эталоном (сирень, сено и т.д.) [2, с. 52–53].

Ощущения вкусовые – отражение  качества пищи, обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и  надгортаннике.

Информация о работе Виды и свойства ощущений