Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 10:52, доклад
Основные процессы: запечатление (фиксация), сохранение (ретенция), воспроизведение, забывание материала.
Процесс запоминания имеет избирательный характер. Запоминается та информация, которая связана с деятельностью человека. Основным условием успешного запоминания является активное взаимодействие субъекта с объектом, несущим информацию. В процессе запоминания устанавливаются связи между новой информацией и ранее усвоенной. Благодаря этим связям запоминание становится прочным и длительным.
Память
Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.
Основные
процессы: запечатление (фиксация), сохранение
(ретенция), воспроизведение, забывание
материала.
Процесс запоминания имеет избирательный характер. Запоминается та информация, которая связана с деятельностью человека. Основным условием успешного запоминания является активное взаимодействие субъекта с объектом, несущим информацию. В процессе запоминания устанавливаются связи между новой информацией и ранее усвоенной. Благодаря этим связям запоминание становится прочным и длительным.
Преднамеренное запоминание и воспроизведение осуществляется всегда с определенной целью, непреднамеренное без всякой цели, как бы само собой. Непреднамеренное запоминание и воспроизведение осуществляется легко и свободно, если оно связано с активной умственной или практической деятельностью, и с применением жизненно важной информацией. Преднамеренное запоминание и воспроизведение направлено на приобретение сложной научной информации, имеющей отвлеченный характер. Усвоение и восстановление такой информации требует от субъекта больших волевых усилий.
Сохранение имеет избирательный характер. Вся информация, имеющая важное жизненное значение сохраняется полно и прочно иногда на всю жизнь. Сохраняется также длительное время информация, обеспечивающая осуществление практической и теоретической деятельности. Помнится и сохраняется в сознании человека все то, что связано с его поведением, с его потребностями, интересами, желаниями, целями и стремлениями. Вся остальная информация, не применяемая в жизни, исчезает из памяти, забывается.
Виды памяти:
1. по модальности: Слуховая,
зрительная.
2. по характеру психической
активности:
3.По характеру целей
деятельности:
4.По продолжительности
сохранения информации:
Эйдейтическая память – абсолютно
точное запоминание образа.
Свойства памяти
Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения.
Объем памяти — это важнейшая характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.
Такой параметр, как быстрота воспроизведения, характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.
Другая характеристика памяти — точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть — искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти.
Важнейшей характеристикой памяти является длительность, она отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.
Внимание
Внимание – направленность
(выбор) и сосредоточенность (углубление)
сознания на каком-нибудь предмете, явлении
или деятельности. Направленность сознания
- выбор объекта, а сосредоточенность предполагает
отвлечение от всего, что не имеет отношения
к этому объекту.
В зависимости от объекта, выделяют
формы внимания:
Непроизвольное – возникает и поддерживается
независимо от сознательных намерений
и целей человека, основным условием его
возникновения могут быть отличительные
качества раздражителей, их новизна. НВ
связано с общей направленностью личности.
Основная функция : быстрая
и правильная ориентация в постоянно меняющихся
условиях среды, в выделении объектов,
которые могут иметь в данный момент наибольший
смысл.
Произвольное – сознательно направляемое
и регулируемое сосредоточение. Оно связано
с сознательно поставленной целью и волей.
Основная функция: активное
регулирование психических процессов.
Основные свойства внимания
Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени:
· сосредоточенность (концентрация) - выделение сознанием объекта и направление на него внимания;
· устойчивость - большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии;
· объем внимания - количество объектов воспринимаемых одновременно;
· распределение - умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий;
· переключение - сознательное перемещение внимания на новый объект.
Список использованной литературы
1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельный подход к изучению познавательных процессов. - М.: Высшая школа, 1985.
2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М.: Наука, 1980.
3. Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий / А.А. Плигин // Психология обучения. - 2009. - №5.
«Рука все помнит»
(сенсорная память)
Ведущий раскладывает на столе 6-10 различных
предметов, которые необходимо запомнить
за 20-30 секунд. Он завязывает глаза одному
из играющих, называет два предмета и предлагает
ему поменять их местами, запомнив новое
место их расположения. При этом надо безошибочно
положить руки на те предметы, которые
называет ведущий. При первой же ошибке
водящий лишается права продолжать игру.
Если же он справился с заданием правильно,
ему предлагают поменять местами следующие
два предмета и т.д. Победит тот, кто сумеет
переложить большее количество предметов
и т. д.