ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА
КАНТА
Доклад
Виды игр, их
классификация. Характер игр по содержанию
и по форме.
Выполнила: студентка 3 курса
Очной формы обучения
Направления: Педагогика
Смирнова А.П.
Проверила: ст. преп. Вакина
Н.В.
Калининград
2009
Виды игр, их классификация. Характер
игр по содержанию.
Игры различаются
по содержанию, характерным особенностям,
по тому, какое место они занимают в жизни
детей, в их воспитании и обучении.
Сюжетно-ролевые
игры создают
сами дети при некотором руководстве воспитателя.
Основой их является детская самодеятельность.
Иногда такие игры называют творческими
сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети
не просто копируют те или иные явления,
а творчески их осмысливают и воспроизводят
в создаваемых образах, игровых действиях.
Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются
игры-драматизации и строительные.
В практике воспитания
используются и игры с правилами, создаваемые для детей взрослыми. К
играм с правилами относятся дидактические, подвижные,
игры-забавы. В основе их лежит четко определенное
программное содержание, дидактические
задачи, целенаправленность обучения.
Самодеятельность детей при этом не исключается,
но она в большей мере сочетается с руководством
воспитателя. При овладении опытом игры,
развитии способности к самоорганизации
дети проводят и эти игры самостоятельно.
Сюжетно-ролевые
игры являются наиболее характерными
играми дошкольников и занимают значительное
место в их жизни. Отличительной особенностью
сюжетно-ролевой игры является то, что
ее создают сами дети, а их игровая деятельность
носит ясно выраженный самодеятельный
и творческий характер. Эти игры могут
быть кратковременными и длительными.
Самодеятельный
характер игровой деятельности детей
заключается в том, что они воспроизводят
те или иные явления, действия, отношения
активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено
особенностями восприятия детей, понимания
и осмысления ими тех или иных фактов,
явлений, связей, наличием или отсутствием
опыта и непосредственностью чувств.
Психолог А. В.
Запорожец замечает: «Игра, как и сказка,
учит ребенка проникаться мыслями и чувствами
изображаемых людей, выходя за круг обыденных
впечатлений в более широкий мир человеческих
стремлений и героических поступков».
В развитии и
обогащении самодеятельности детей, творческого
воспроизведения и отражения фактов и
явлений окружающей жизни огромная роль
принадлежит воображению.
В сюжетно-ролевых
играх отчетливо выступает оптимистический,
жизнеутверждающий характер, самые трудные
дела в них всегда заканчиваются успешно
и благополучно: капитаны проводят корабли
сквозь штормы и бури, пограничники задерживают
нарушителей, доктор излечивает больных.
В сюжетно-ролевой
игре средством изображения являются
роль и игровые действия. По своему характеру
они чаще всего бывают подражательными,
близкими к реальным. Играя в магазин,
дети подражают действиям продавца и покупателя,
играя в поликлинику - действиям врача
и больного.
С помощью игр-драматизаций дети лучше усваивают
идейное содержание произведения, логику
и последовательность событий, их развитие
и причинную обусловленность. Объединенные
общими переживаниями, они учатся согласованным
действиям, умению подчинять свои желания
интересам коллектива.
Для развертывания
игр-драматизаций необходимы: возбуждение
и развитие интереса к ним у детей, знание
ими содержания и текста произведений,
наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх
дополняет образ, но не должен стеснять
ребенка. Если нельзя сделать костюм, нужно
использовать отдельные его элементы,
характеризующие отличительные признаки
того или иного персонажа: гребешок петушка,
хвост лисы, уши зайчика и т. п. К изготовлению
костюмов хорошо привлекать самих детей.
С дошкольниками
не следует специально разучивать сказку.
Прекрасный язык, увлекательный сюжет,
повторы в тексте, динамика развития действия
- все это способствует быстрому ее усвоению.
При повторном рассказывании сказки дети
достаточно хорошо ее запоминают и начинают
включаться в игру, выполняя роли отдельных
персонажей. Играя, ребенок непосредственно
выражает свои чувства в слове, жесте,
мимике, интонации.
Строительная
игра -
это такая деятельность детей, основным
содержанием которой является отражение
окружающей жизни в разнообразных постройках
и связанных с ними действиях.
Строительная
игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой
и рассматривается как ее разновидность.
У них один источник - окружающая жизнь.
Дети в игре строят мосты, стадионы, железные
дороги, театры, цирки и многое другое.
В строительных играх они не только изображают
окружающие предметы, постройки, копируя
их, но и привносят свой творческий замысел,
индивидуальное решение конструктивных
задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных
игр заключается и в том, что они объединяют
детей на основе общих интересов, совместной
деятельности и являются коллективными.
Различие между
этими играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой
игре прежде всего отражаются разнообразные
явления и осваиваются взаимоотношения
между людьми, а в строительной основным
является ознакомление с соответствующей
деятельностью людей, с применяемой техникой
и ее использованием.
Дидактическая
игра одновременно
является формой обучения, наиболее характерной
для маленьких детей. Истоки ее в народной
педагогике, которая создала много обучающих
игр на основе сочетания игры с песней,
с движениями. В потешках, игровых песенках,
в играх «Ладушки», «Сорока-белобока»,
в играх с пальчиками мать привлекает
внимание ребенка к окружающим предметам,
называет их.
В дидактической
игре содержатся все структурные элементы
(части), характерные для игровой деятельности
детей: замысел (задача), содержание, игровые
действия, правила, результат. Но проявляются
они в несколько иной форме и обусловлены
особой ролью дидактической игры в воспитании
и обучении детей дошкольного возраста.
Наличие дидактической
задачи подчеркивает обучающий характер
игры, направленность ее содержания на
развитие познавательной деятельности
детей. В отличие от прямой постановки
задачи на занятиях в дидактической игре
она возникает и как игровая задача самого
ребенка. Важное значение дидактической
игры состоит в том, что она развивает
самостоятельность и активность мышления
и речи детей.
Например, в игре
«Раскроем тайну волшебных колпачков»
(старшая группа) воспитатель ставит задачу
учить детей рассказывать о предмете,
развивать их связную речь. Игровая задача
- узнать, что под колпачком. В случае правильного
решения ребенок получает поощрительный
значок. Педагог в качестве участника
игры поднимает первый колпачок и, рассказывая
о находившейся под ним игрушке (например,
матрешке), дает образец ее описания. Если
играющий ребенок затрудняется дать такое
описание или указывает мало признаков,
воспитатель говорит: «А колпачок, который
поднял Вова, сказал, что Вова еще мало
рассказал о том, что колпачок прятал».
Игровая задача
иногда заложена в самом названии игры:
«Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто
в каком домике живет» и т. п. Интерес к
ней, стремление выполнить ее активизируется
игровыми действиями. Чем они разнообразнее
и содержательнее, тем интереснее для
детей сама игра и тем успешнее решаются
познавательные и игровые задачи.
Результат дидактической
игры - показатель уровня достижений детей
в усвоении знаний, в развитии умственной
деятельности, взаимоотношений, а не просто
выигрыш, полученный любым путем.
Игровые задачи,
действия, правила, результат игры взаимосвязаны,
и отсутствие хотя бы одной из этих составных
частей нарушает ее целостность, снижает
воспитательное и обучающее воздействие.
В дидактических
играх перед детьми ставятся те или иные
задачи, решение которых требует сосредоточенности,
произвольного внимания, умственного
усилия, умения осмыслить правила, последовательность
действий, преодолеть трудности. Они содействуют
развитию у дошкольников ощущений и восприятий,
формированию представлений, усвоению
знаний. Эти игры дают возможность обучать
детей разнообразным экономным и рациональным
способам решения тех или иных умственных
и практических задач. В этом - их развивающая
роль.
Созданы специальные
типы дидактических игр: с парными картинками,
типа картинного лото, домино, с тематическими
сериями картинок и др. Начальный показ
игровых действий воспитателем, пробный
ход, поощрительно-контрольные значки,
жетончики, фишки - все это также входит
в фонд наглядных средств, которые используются
для организации игр и руководства ими.
К настольным играм относятся разнообразные игры-пособия
типа картинок, предметного лото, домино;
тематические игры («Где что растет», «Когда
это бывает», «Кому это нужно» и др.); игры,
требующие двигательной активности, сноровки
и т. д. («Летающие колпачки», «Гусек», «Попади
в цель» и др.); игры типа мозаики. Все эти
игры отличаются от игр с игрушками тем,
что обычно проводятся за столиками, требуют
2-4 партнеров. Настолько-печатные игры содействуют
расширению кругозора детей, развивают
сообразительность, внимание к действиям
товарища, ориентировку в изменяющихся
условиях игры, умение предвидеть результаты
своего хода. Участие в игре требует выдержки,
строгого выполнения правил и доставляет
детям много радости.
Малышам нужны
игры с доступным содержанием. На карточках
лото, парных картинках, книжках-ширмах
изображаются игрушки, предметы обихода,
простейшие виды транспорта, овощи, фрукты.
Подбор картинок парами, соответствующих
картинок к основной карте, называние
изображенного предмета, того или иного
его качества содействуют развитию словаря,
краткой поясняющей речи (яблоко красное,
морковка оранжевая, растет на грядке).
Для малышей интересны игры типа «Ку-ку-ре-ку»
(автор В. М. Федяевская), игры «Картинки
малышам» (автор Н. Р. Эйгес).
Для детей старших
групп интересны настолько-печатные игры,
в которых отражены явления природы, представлены
разные виды транспорта («Кто на чем ездит,
плавает, летает»), действуют герои сказок
(«Сказки Пушкина», «Смелые и ловкие» и
др.). Эти и подобные им игры требуют от
детей припоминания и применения знаний,
усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений
на экскурсиях. Ценными и интересными
для старших детей являются игры, в содержании,
игровых действиях и правилах которых
имеется элемент соревнования в ловкости,
точности, быстроте, сообразительности
(«Настольный кольцеброс», «Настольные
кегли», «Волчок», игры-бирюльки и др.).
В каждом детском саду должны быть наборы
самых разнообразных игр и созданы условия
для свободного доступа детей к ним во
время, отведенное для самостоятельной
деятельности.
Особую группу
составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного,
неожиданного, смешного, содержатся шутка,
безобидный юмор. Основное их назначение
- повеселить, позабавить детей, порадовать
их. Содержание и правила многих игр требуют
или быстрого игрового действия, или отсроченного.
Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную
реакцию, а другие учат детей проявлять
волевое усилие. К играм-забавам относятся
такие известные, как «Поймай зайчика»,
«Жмурки с колокольчиком» (определение
направления по звуку), «Кто быстрее соберет
картинку» (на координацию движений) и
др.
Подвижные
игры прежде
всего средство физического воспитания
детей. Они дают возможность развивать
и совершенствовать их движения, упражнять
в беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле
и т. д. Разнообразные движения требуют
активной деятельности крупных и мелких
мышц, способствуют лучшему обмену веществ,
кровообращению, дыханию, т. е. повышению
жизнедеятельности организма.
Большое влияние
оказывают подвижные игры и на нервно-психическое
развитие ребенка, формирование важных
качеств личности. Они вызывают положительные
эмоции, развивают тормозные процессы:
в ходе игры детям приходится реагировать
движением на одни сигналы и удерживаться
от движения при других. В этих играх развиваются
воля, сообразительность, смелость, быстрота
реакций и др. Совместные действия в играх
сближают детей, доставляют им радость
от преодоления трудностей и достижения
успеха.
Источником подвижных
игр с правилами являются народные игры,
для которых характерны ясность замысла,
содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры
определяется движениями, которые входят
в ее состав. В «Программе воспитания в
детском саду» для каждой возрастной группы
детей предусмотрены подвижные игры, в
которых развиваются движения разных
видов: бег, прыжки, лазанье и т. д. Игры
подбираются с учетом возрастных особенностей
детей, их возможностей выполнять те или
иные движения, соблюдать игровые правила.
Правила в подвижной
игре выполняют организующую роль: ими
определяется ее ход, последовательность
действий, взаимоотношения играющих, поведение
каждого ребенка. Правила обязывают подчиняться
цели и смыслу игры; дети должны уметь
ими пользоваться в разных условиях.