Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:37, реферат
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или не приятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [1].
Эмоции человек не только переживает, но и выражает внешне в виде телесных проявлений: мимики (изменение положения губ и бровей), пантомимики (жестов, позы), тона голоса (вокальной мимики), ряда вегетативных явлений (изменение частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснения или побледнения, изменения тонуса мышц, дрожи, потоотделения) и более или менее глубоких биохимических изменений в организме (выделения надпочечниками адреналина, увеличение сахара в крови, появление в моче белка и т. д.). Наблюдение за этими телесными проявлениями эмоций помогает их изучению, хотя и не всегда может вскрыть содержание переживаемого чувства.
Понятие «эмоции», их функции. Эмоциональная сфера личности.................................................................................................. 4
Виды эмоций, их характеристика......................................................... 7
а) аффект;
б) настроение;
в) чувство;
г) страсть;
д) стресс и другие;
Эмоциональная регуляция .................................................................... 8
Понятие «воля», ее функции. Волевая сфера личности .... ................ 10
Механизмы и методы формирования волевой регуляции ................. 14
Список использованной литературы .......................................................... 17
Воля проявляет себя в двух взаимосвязанных функциях: стимулирующей и тормозной [8].
Стимулирующая функция обеспечивается активностью человека .Активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний человека, которые возникают в момент самого действия (человек, который испытывает потребность в поддержке во время своего выступления, призывает высказаться единомышленников; пребывая в глубокой печали, человек жалуется на всех окружающих и т.д.) .
Активности присущи мимовольность и произвольность хода действий и поведения. Если активность выступает свойством воли, то она характеризуется произвольностью, т.е. предопределенность действий и поведения относительно поставленной цели. Такая активность не подчиняется актуальным побуждениям, она характеризуется способностью подниматься над уровнем требований ситуации (над ситуативностью).
Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Эта функция чаще всего выступает в единстве со стимулирующей. Человек способен тормозить возникновение нежелательных мотивов, выполнение действий, поведения, которые противоречат представлениям об образце, эталоне и осуществление которых может поставить под сомнение или повредить авторитету личности.
Волевая сфера личности это совокупность волевых качеств, характеризующую личность человека со стороны его способности достигать поставленные цели в условиях реальных трудностей. Основные из этих качеств: сила и стойкость воли, целеустремленность.
Сила воли - это степень необходимого волевого усилия, проявленного индивидом ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в трудностях, которые приходится преодолевать человеку [7].
Стойкость воли - это уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых человеком при достижении цели на протяжении достаточно заметного времени. «Факиром на час» может быть практически любой человек, поставленный в условия, вынуждающие его выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять таким условиям способен лишь тот, кто отличается стойкостью воли [7].
Целеустремленность - это степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым человек преодолевает препятствия при ее достижении. Ближайшим «окружением» воли как качества личности, благодаря которым, собственно, воля и проявляется, являются: самостоятельность, стойкость, самообладание, самоограничение, решительность, уверенность в себе, настойчивость, напористость, выдержка, обязательность, инициативность, смелость, терпеливость, упорство.
Волевые качества проявляются и в других характеристиках личности, таких, например, как локус контроля, склонность к риску и др.
Локус контроля - качество, характеризующее
склонность человека приписывать ответственность
за результаты своей деятельности либо
внешним силам и обстоятельствам, либо
собственным усилиям и способностям. Различают:
- интернальный (внутренний) локус контроля
- склонность человека принимать ответственность
за все события своей жизни на себя;
- экстернальный (внешний) локус контроля
- склонность человека приписывать причины
своих успехов и неудач внешним факторам
(судьбе, случаю, обстоятельствам, злоумышленникам
и др.).
Следует ожидать, что волевые качества в более полной мере принадлежат «интерналу», обладающему высоким уровнем самостоятельности действий, и берущему всю ответственность за принимаемые им решения на себя.
Склонность к риску - характеристика
поведения человека в ситуациях, неопределенных
относительно успеха и неудачи. Воля человека
ярко проявляется в рисковом поведении.
Ведь рисковое поведение обусловлено двумя видами мотивации
личности:
- мотивацией успеха как преимущественной
ориентацией индивида на успех своих действий
и игнорированием последствий возможной
неудачи (обычно такой человек придерживается
лозунга «или грудь в крестах или голова
в кустах»);
- мотивацией избегания неудач как ведущей
нацеленностью личности на уход от возможных
неудач, даже если при этом приходится
приносить в жертву вероятность крупного
успеха (такой человек довольствуется
житейской мудростью типа «тише едешь
- дальше будешь») [7].
5. Механизмы и методы формирования волевой регуляции.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции [6].
Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.
Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени[6].
Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов[6].
Список использованной литературы: