Виды наблюдения в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:50, творческая работа

Описание работы

Появление разных видов наблюдения связано с развитием понимания
предмета психологии, а также с развитием самого метода наблюдения.
Выделение таких видов наблюдения, как самонаблюдение и объективное
наблюдение, обусловлено решением вопроса о том, имеет ли психика объективные

проявления, возможно ли, наблюдая за ними, изучить психику другого человека.
Долгое время ответ на этот вопрос был отрицательным. Психологи считали, что
познать внутренний мир (психику, душу, сознание) может только специалист-
психолог путем погружения в себя (через интроспекцию), т. е. занимаясь само-
наблюдением. Подтверждением тому служит пословица: чужая душа потемки.
Одна из задач интроспективной психологии заключалась в выяснении круга

явлений, которые составляют содержание сознания.

Файлы: 1 файл

Общий пссихологический практикум.2.ЗП-1102-81Подсадняя О.В.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Барнаульский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Общий психологический  практикум 

Тема

Виды наблюдения в психологии

Фамилия студента

Подсадняя

Имя студента

Ольга

Отчество студента

Васильевна

№ контракта

15408110201002


 

Содержание

 

                     Виды наблюдения в психологии                                                                    3

 

Основная часть

 

Виды наблюдения в психологии

 

          Появление разных видов наблюдения связано с развитием понимания

 

 предмета психологии, а также с развитием самого  метода наблюдения.

 

          Выделение таких видов наблюдения, как самонаблюдение и объективное

 

 наблюдение, обусловлено  решением вопроса о том, имеет ли психика объективные

 

проявления, возможно ли, наблюдая за ними, изучить психику другого человека.

 

 Долгое время ответ на этот вопрос был отрицательным. Психологи считали, что

 

познать внутренний мир (психику, душу, сознание) может только специалист-

 

психолог путем погружения в себя (через интроспекцию), т. е. занимаясь само-

 

наблюдением. Подтверждением тому служит пословица: чужая душа потемки.

 

Одна из задач интроспективной психологии заключалась в выяснении круга

 

явлений, которые составляют содержание сознания.

 

Самонаблюдение способствовало решению этой задачи, но уже в начале XIXв. пси-

 

хологи стали критически относиться как к самонаблюдению, так и к его результатам

 

 При анализе роли  самонаблюдения С. Л. Рубинштейн, У. Джемс и другие отмечают

 

 следующее. Во первых, осознание наблюдателем факта наблюдения за каким-либо

 

своим психическим процессом  приводило к искажению его  естественного хода или

 

 вообще к его  прекращению. Понаблюдайте за собой во время эмоциональных

 

 реакций или познавательных  процессов. Можно с уверенностью сказать, что и

 

реакции, и процессы, и  состояния изменяют свое течение  под влиянием вашего за

 

 ними наблюдения.

 

           Во-вторых, наблюдатель, как правило, описывал не сам процесс психической жизни, а воспоминания о нем, поскольку в противном случае ему пришлось бы

одновременно переживать эмоции и фиксировать их протекание, а это практически 

 

невозможно.

          Познакомьтесь с записями самонаблюдений, проводившихся

психологами прошлого. Возможно, вы согласитесь с теми характеристиками

самонаблюдения, которые  привели к тому, что возникла необходимость  поиска

 

 других методов  психологии:

   

          Моя сила зрительного воспроизведения, насколько я могу судить, очень слаба

 

 сравнительно с  окружающими людьми, и представляет некоторые особенности.

 

Я представляю себе любое  минувшее событие, не в виде ряда отчетливых

 

образов, но в виде панорамы, в которой детали как бы просвечивают сквозь густой

 

 туман. Закрыв глаза мои, я не могу представить себе какую-нибудь из этих деталей,

 

 хотя несколько лет тому назад я еще был в состоянии делать это, после чего

 

способность эта мало-помалу совершенно исчезла… Я ничего не вижу в деталях.

 

 Всего характернее то обстоятельство, что я даже не могу сказать в точности, что я

 

вижу. На сколько я припоминаю, окраска предметов в воспроизведении бывает та

 

же, что и в восприятии, только представляется сильно полинявшей. Быть может,

 

 всего отчетливее  я вижу цвет скатерти, лежащей на столе, и, может быть, я был бы

 

 в состоянии видеть  цвет обоев, если бы я помнил его (это описание

 

самонаблюдений зрительного  воображения приведено в кн.: Джемс У. Психология. —

СПб.: Издание К. Л. Риккера, 1911. — С. 258).

 

          С появлением в начале XX в. объективного  наблюдения самонаблюдение

 

 ушло из психологии как метод исследования, а наблюдение, направленное на

 

познание психики через ее объективные  проявления, начало развиваться. Но

 

 самонаблюдение не исчезло  из жизни наблюдательных людей  и существует как

 

 способ самопознания, самоанализа.  Свидетельством тому служат примеры из

 

художественной литературы, где раскрытие внутреннего мира человека чаще всего

 

 основывается на самонаблюдении.

 

          К настоящему времени произошло возрождение метода самонаблюдения, но,

 

 правда, уже в совершенно  ином по сравнению с прошлым веком виде. Во-первых,

 

самонаблюдение используется в тех случаях, когда исследователь ставит задачу

 

 узнать что-то о человеке, его психике от него самого. Наблюдателем является не

 

психолог, а носитель этих психических свойств. Часто такого рода исследования

 

 проводятся в психологии  труда при самонаблюдении процесса творчества, при

 

 анализе профессиональных  ошибок и удач; используется самонаблюдение и в

 

 психопатологии. Ярчайшие  примеры таких самонаблюдений  дают исследования А.

 

Р. Лурия. Книга «Потерянный  и возвращенный мир» (18) представляет собой

 

 дневник самонаблюдений  больного, имевшего ранение черепа  левой теменно-

 

затылочной области. Во-вторых, самонаблюдение является механизмом, на котором

 

строится заполнение психологических анкет. Анкета — письменный самоотчет и

 

 заполняется на  основе тех данных о себе, которые человек получает через

 

 самонаблюдение. В этом легко убедиться, заполняя любую из психологических

 

 анкет.

          Исследователь, ведущий наблюдение, может занимать разные позиции по

 

 отношению к людям,  которых он наблюдает: он может войти в состав наблюдаемой

 

 группы, заниматься  ее делами, жить ее жизнью, а может оставаться в позиции

 

 постороннего человека, занимающегося своим делом. К нему постепенно

 

 привыкают и перестают  обращать внимание на его присутствие,  хотя он продолжа-

 

ет смотреть на происходящие события со стороны. В некоторых случаях

 

 включенное наблюдение  является единственным возможным  видом наблюдения,

 

 поскольку при других способах организации наблюдения испытуемые не

 

 адаптируются к присутствию постороннего и не ведут себя естественно. Включен-

 

ное наблюдение широко используется, например, в медицинской психологии при

 

 изучении некоторых  видов психических расстройств, порой оно незаменимо в

 

 детской психологии. Иногда выделяют виды наблюдения (например, М. Я. Басов)

 

по форме записи, которая ведется при наблюдении. Это может быть

 

 фотографическая, обобщенная, интерпретационная запись или одновременно

 

сочетание фотографической и интерпретационной или фотографической и

 

 обобщенной.

 

          В современных методиках наблюдения все чаще применяются схемы, бланки

 

 наблюдения, в которых  обозначены объекты наблюдения  во всем их многообразии

 

(естественно, полученные  в предшествующих исследованиях), а наблюдатель

 

 выбирает какие-либо знаки, которыми фиксирует наличие или отсутствие

 

наблюдаемого признака. Появление методик наблюдения с такой формой записи

 

 заставило нас подумать  о выделении еще одного вида  наблюдения, который на

 

 предшествующих этапах  развития этого метода не выделялся.  При характеристике

 

 наблюдения авторы  прошлых лет настоятельно подчеркивали  пассивную позицию

 

 наблюдателя, который мог только смотреть и никак не влиять на наблюдаемое

 

явление. Но уже сам факт разработки стандартных бланков для фиксации на-

 

блюдаемых фактов говорит  о довольно активной позиции исследователя, который

 

должен предполагать, прогнозировать появление тех объектов, к регистрации

 

 которых он готовится  и которые обозначены в бланке. И в отношении выбора

 

 ситуации наблюдатель также может проявить избирательность и активность. Не

 

 нарушая естественного хода наблюдаемых событий, с помощью предвари-

 

тельной подготовки наблюдатель становится активным исследователем.

 

Анализируя данные наблюдений, полученные в 1930–1950-е гг. (М. Я. Басов, А. А.

 

 Люблинская, Н. А.  Менчинская и др.),  пришли к  выводу, что современные 

 

исследователи ведут  наблюдение несколько иного вида. Оно является более

 

 рациональным, активным, позволяет не только собирать единичные, уникальные

 

факты, но и устанавливать их причины, выявлять типичное в деятельности и по-

 

ведении людей. На основе такого вида наблюдения разрабатываются

 

конкретные методики, которыми могут пользоваться как  искусные

 

наблюдатели, так и психологи, владеющие общими правилами наблюдения.

 

 Выделенные виды  наблюдения существуют во взаимосвязи:

 

включенное или не включенное наблюдение может быть выборочным или

 

сплошным, формализованным  или неформализованным.

 

         

 

 

                                      




Информация о работе Виды наблюдения в психологии