Виды наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

Наблюдательность - это способность человека, проявляющая в умении подмечать существенные, характерные (в том числе и мало заметные) свойства людей, предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и обычно приобретается с жизненным опытом или в профессиональной деятельности. Наблюдательность зависит и от природных особенностей человека, влияющих на развитость его внимания.

Содержание работы

Введение……………….…………………………………………………….3
Наблюдение…………………………………………………………………4
Виды наблюдения……………….………………………………………….8
Наблюдательность и её взаимосвязь с наблюдением...…………………11
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат ОПП.docx

— 36.42 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………….…………………………………………………….3

Наблюдение…………………………………………………………………4

Виды наблюдения……………….………………………………………….8

Наблюдательность и её взаимосвязь с наблюдением...…………………11

Заключение………………………………………………………………..14

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психологи все чаще обращаются к наблюдению как способу познания психики людей.  Как метод психологического исследования наблюдение призвано выявить  новые факты, явления, претендуя  на их достоверность, объективность.

Возможности наблюдения таковы, что позволяют открывать новые  психические феномены, типизировать и обобщать эмпирические данные, давая  характеристики новым категориям и  типам людей, отношений. Наблюдение используется как один из этапов при  разработке других методов и при  объяснении данных, полученных с помощью  эксперимента, тестов или анкет, выполняет  различные функции в практической работе психологов.

Сегодня особое место занимает и наблюдательность как одно из профессионально важных качеств людей, работающих в системе «человек—человек».

Наблюдение является основой для развития наблюдательности, но в то же время без развития в себе этого качества, т.е. наблюдательности  невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности.

Наблюдательность - это способность человека, проявляющая в умении подмечать существенные, характерные (в том числе и мало заметные) свойства людей, предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и обычно приобретается с жизненным опытом или в профессиональной деятельности. Наблюдательность зависит и от природных особенностей человека, влияющих на развитость его внимания.

Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека.

 

 

Наблюдение

 

Наблюдение - это  старейший метод психологической  диагностики, с  его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых. [4]

Наблюдение позволяет  судить о состоянии тех или  иных  психических функций в  процессе спонтанной деятельности и  поведении  человека при минимальном  вмешательстве со стороны психолога.  Наблюдение должно обеспечивать естественность психических проявлений,  и при  этом  быть целенаправленным.[6]

В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения.

Предметом наблюдений служат вербальные и невербальные акты поведения, имеющие место в определенной ситуации или среде. Именно они, выделенные и зарегистрированные должным образом, становятся характеристиками интеллектуального и личностного развития, динамики достижений, выраженности состояний и многого другого. (горбатов)

Главными особенностями метода наблюдения являются:

— непосредственная связь наблюдателя  и наблюдаемого объекта;

— пристрастность (эмоциональная  окрашенность) наблюдения;

— сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. [2]

 

К психологическому наблюдению как научному методу предъявляются  следующие требования: 1) целенаправленность, 2) избирательность, 3) плановость, 4) системность, 5) организованность, 6) фиксируемость, 7) адекватность, 8) полнота.

Наличие осознанной цели создает соответствующую установку на объект и предмет наблюдения. Наблюдатель уже знает, что он должен заметить в той или иной ситуации. Именно на этих фактах и явлениях он сосредоточивает свое внимание, подмечая их даже в тех случаях, когда они не явны, малозаметны, замаскированы другими событиями.[3]

В психологических наблюдениях  наиболее типичны следующие цели:

• изучение содержательных характеристик тех или иных психических  явлений (определение свойств, признаков, присущих явлению);

• изучение людей как  носителей тех или иных известных  психических особенностей и  сопоставление  результатов наблюдения данных конкретных лиц с известными признаками;

• изучение причин, лежащих  в основе тех или иных проблем  у разных групп людей, в разных условиях деятельности и общения;

• изучение особенностей поведения, деятельности и общения людей, имеющих  различные психические характеристики.[5]

 Целенаправленность наблюдения  обусловливает его избирательный характер, выделяя главное, существенное для исследователя в складывающихся ситуациях. На первый взгляд, избирательность наблюдения как будто противоречит требованию полноты, которое иногда понимается даже как абсолютное соответствие фиксируемых данных наблюдаемой ситуации, а в пределе – фотографичности. Но, как известно, «никто не обнимает необъятное». В данном случае речь идет о принципиальной невозможности отметить все бесконечное многообразие действительности даже в ограниченных в пространстве и времени условиях конкретной наблюдаемой ситуации.

Планомерность же, обеспечивает необходимую полноту знаний о предмете наблюдения.

Планомерность предполагает и системность наблюдения, т. е. такое восприятие предмета, которое может дать целостное представление о нем. А это уже позволяет избежать существенных пробелов в знаниях об объекте и предмете исследования. Планомерность и системность вносят в наблюдение элемент единообразия установок и условий восприятия.

Целенаправленность и  вытекающие из нее планомерность  и системность наблюдения оформляются  в конечном итоге в его организованность. Под организованностью понимается определенная упорядоченность действий наблюдателя, повышающая рациональность и эффективность восприятия и регистрации наблюдаемого явления. Сознательно организованное наблюдение представляет собой специальную процедуру по получению знаний о предмете исследования. [3]

Наблюдение может проводиться  непосредственно либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К их числу относятся аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.

Фиксация результатов  наблюдения может производиться  в процессе наблюдения либо по прошествии времени. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, «страдает» полнота и надежность регистрации поведения, а следовательно, и достоверность полученных результатов. Особое значение имеет проблема наблюдателя. Поведение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, если он авторитетен, значим и может компетентно оценить поведение испытуемых. Особенно сильно эффект наблюдателя проявляется при обучении сложным навыкам, выполнении новых и сложных задач, а также в ходе групповой деятельности.

Наблюдение является незаменимым  методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.[2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды наблюдения

 

Классификация наблюдений проводится по разным основаниям.

 По степени  формализованности наблюдение может быть

  • неконтролируемым, при котором исследователь пользуется общим принципиальным планом;
  • контролируемым, при котором регистрация поведения идет по детально разработанной процедуре.[4]

В зависимости от степени  вовлеченности исследователя в  изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:

  • включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности. При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;
  • стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы «со стороны».

По характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений:

  • скрытое, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми;
  • открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе.

В зависимости от объекта наблюдений противопоставляют друг другу два вида:

  • внешнее, за поведением других людей;
  • интроспекцию (от лат. «гляжу внутрь», «всматриваюсь»), то есть самонаблюдение. Результаты последнего в современной психологии не принимаются на веру, но учитываются в качестве фактов, требующих объективного научного истолкования.

Относительно времени  исследования различают наблюдение:

  • однократное, единичное, производимое только один раз;
  • периодическое, осуществляемое в течение определенных промежутков времени;
  • лопгнтюдное (от англ. «долгота»), характеризующееся особой протяжённостью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени.[1]

По характеру восприятия различают:

  • «сплошное», исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
  • и выборочное наблюдение, исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т. д.[2]

По характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на:

  • констатирующее, где задача исследователя - четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты;
  • оценивающее, где исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне.

По степени стандартизированности процедур выделяют:

  • свободное или поисковое наблюдение, которое, хотя и связано с определённой целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. п.
  • структурированное или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдательность  и её взаимосвязь с наблюдением

 

Изучая людей, в процессе наблюдения, исследователь может  наблюдать:

1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность,  частоту, направленность, интенсивность);

2) экспрессивные реакции  (выразительные движения лица, тела);

3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию,  скорость, направление движений);

4) физические контакты (касания,  толчки, удары, передачи, совместные усилия).

При этом очень многое зависит, естественно, от наблюдательности - способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Без развития в себе такого качества невозможно эффективное выполнение исследовательской деятельности. Однако дело только этим не ограничивается.

Если, к примеру, весьма наблюдательный человек посмотрит вокруг, не имея определенных целей наблюдения и никак не фиксируя его итогов, то он лишь увидит множество лиц и станет свидетелем различных событий. Собранную им информацию нельзя будет рассматривать как доказательство или опровержение фактов, закономерностей, теорий. Такой человек видел и слышал многое, но не вел наблюдений в строгом значении слова.[1]

Наблюдательность — это  психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии и являющееся свойством сенсорной организации.

Благодаря наблюдательности человек различает признаки и  объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит  их при быстром движении, при изменившемся ракурсе, имеет возможность сократить  до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.

Прежде всего она опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия и условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.

Информация о работе Виды наблюдения