Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 11:41, контрольная работа
Описание работы
В современной методологической литературе указывают, как правило, на существование трёх основных методов сбора первичной социологической информации. К ним относят метод прямого наблюдения, метод анализа документов и метод опроса. Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий.
Содержание работы
Введение 1. Сущность метода наблюдения 2.Процедура наблюдения 3. Виды наблюдений 4. Достоинства и недостатки метода наблюдения Заключение Список литературы
В современной методологической
литературе указывают, как правило, на
существование трёх основных методов
сбора первичной социологической информации.
К ним относят метод прямого наблюдения,
метод анализа документов и метод опроса.
Наблюдение - древнейший метод
познания. Его примитивной формой - житейскими
наблюдениями пользуется каждый человек
в повседневной практике. Регистрируя
факты окружающей социальной действительности
и свое поведение, человек пытается выяснить
причины тех или иных поступков и действий.
Но житейские наблюдения случайны, неорганизованны
и бесплановы, в отличие от этого, научное
наблюдение связано с прямым, непосредственным
восприятием событий или участием в них,
психолог воспринимает происходящее,
анализирует и объясняет поведение людей,
связывает его с характеристиками условий
деятельности, запоминает и обобщает события,
очевидцем которых он становится.
Наблюдение опосредовано исследовательскими
целями, определяющими предмет наблюдения
и область фактов, которые включаются
в изучаемую реальность. Оно опосредовано
также теоретическими представлениями
об изучаемой реальности и выдвигаемыми
познавательными гипотезами. Для наблюдения
характерна существенная особенность:
теоретические представления исследователя
включены не только в объяснения наблюдаемого,
но и в сам процесс наблюдения, в само описание
наблюдаемого.
Метод наблюдения используется
в социальной психологии при исследовании
поведения индивидов и групп в труде и
общественно-политической жизни, в сфере
досуга, при изучении самых разнообразных
форм общения между людьми. К наблюдению
как методу сбора социологической информации
обращаются в различных обстоятельствах:
- во-первых, для того чтобы
получить предварительный материал
для уточнения направлений планируемого
исследования. Осуществляемое в
подобных целях наблюдение расширяет
видение изучаемого явления, способствует
выделению значимых ситуаций, определению
"действующих лиц". Более того,
непредубежденное, профессионально
выполненное наблюдение тем и
плодотворно, что открывает перед
исследователем неизвестные ему
ранее пласты, "срезы" социальной
действительности, дает ему возможность
отойти от традиционного понимания
стоящей перед ним социальной
проблемы.
- во-вторых, метод наблюдения
используют, когда надо получить иллюстративные
данные. Они, как правило, существенно
"оживляют", делают зримым несколько
суховатый анализ статистики или результатов
массового опроса.
- в-третьих, наблюдение выступает
в качестве основного приема
получения первичной информации.
Если перед исследователем стоит
эта цель, то ему необходимо
соотнести позитивные и негативные
аспекты метода.
Актуальность темы. Каждый из
нас ежедневно использует метод наблюдения
в повседневной жизни: мы наблюдаем за
детьми, за пациентами поликлиники во
время ожидания приёма и т. д. Иногда мы
обобщаем наблюдения и делимся ими с другими
людьми, иногда - это просто мимолётные
взгляды. С профессиональным подходом
к наблюдению мы встречаемся, когда комментатор
информирует нас о событиях на футбольном
поле, кинооператор снимает камерой участников
демонстрации, учитель, апробируя новую
методику преподавания, наблюдает за поведением
класса на уроке и т. п. Таким образом, во
многих сферах социальной практики наблюдение
успешно используется для изучения реальности.
Естественно, что в науке метод наблюдения
применяется уже много столетий, приобретая
специфические формы в связи с тем или
иным объектом и предметом исследования.
Цель работы - изучение видов
метода наблюдение.
Основные задачи контрольной
работы - рассмотреть:
1. Сущность метода наблюдения
2.Процедура наблюдения
3. Виды наблюдений
4. Достоинства и недостатки метода наблюдения.
наблюдение восприятие мониторинг
выборочный
1. Сущность метода
наблюдения
Наблюдение представляет собой
общенаучный метод, широко используемый
в естествознании, а также в обыденной
жизни. Его применение в социологии имеет
ограничения, т.к. далеко не все социальные
явления поддаются непосредственному
визуальному и слуховому восприятию. Но
когда социолог имеет дело с объектами,
которые можно наблюдать, т.е. воспринимать
с помощью зрения и слуха, он обязан делать
это. Однако не следует забывать, что наблюдение
должно применяться в комплексе с другими
методами сбора информации.
Наблюдение в социологии - это
метод целенаправленного, определенным
образом фиксируемого восприятия исследуемого
объекта. В процессе его осуществления
социолог непосредственно воспринимает
действия людей в конкретных условиях
и в реальном времени, причем он фиксирует
не только состояние, но и развитие явлений
и процессов, а также взаимодействие всех
участников наблюдения.
Итак, для того, чтобы превратить
визуальное и/или слуховое восприятие
изучаемого объекта в научный метод, необходимо
осуществить следующий ряд исследовательских
процедур:
· вычленить в программе исследования
те задачи и гипотезы, которые будут решаться,
и обосновываться данными наблюдения.
· определить в общей программе
исследования или специальной программе
наблюдения:
· объект наблюдения (весь коллектив
предприятия, отдельная группа его, лидеры
забастовочного движения или что-то другое);
· предмет наблюдения, т.е. совокупность
интересующих наблюдателя свойств (признаков)
объекта (факторов его поведения);
· категории наблюдения, т.е.
конкретные признаки из вышеназванной
совокупности, которые одновременно отвечают
следующим требованиям: они особенно значимы
для решения определенных в общей программе
исследования задач и гипотез, выражают
те операционалистские понятия, которые
определены в программе и имеют количественный
характер, т.е. могут быть замерены;
· наблюдаемые ситуации, т.е.
те, при которых могут проявиться категории
наблюдения;
· условия наблюдения, т.е. те
требования к ситуации, при наличии которых
наблюдение производить можно (или нельзя);
· единицы наблюдения, то есть,
те акты поведения наблюдаемых, в которых
проявляются категории наблюдения в оговоренных
ситуациях при определенных условиях.
· подготовить инструментарий
наблюдения:
§ дневник наблюдения, где будут
фиксироваться его результаты в закодированной
или общепонятной форме, а также действия
наблюдателя и реакции наблюдаемых;
§ карточки для регистрации
единиц наблюдения в строго формализованном
и закодированном виде (этих карточек
должно быть ровно столько, сколько единиц
наблюдения);
§ протокол наблюдения - методический
документ, обобщающий данные всех карточек
и содержащий, как минимум, три оценочных
показателя;
§ классификатор контент-анализа
дневниковых и протокольных записей;
§ аудиовизуальные технические
средства фиксации единиц наблюдения;
§ программу обработки данных
наблюдения.
Таким образом, мы можем сделать
вывод, что научное наблюдение отличается
от обычного рядом черт: во-первых, оно
подчинено ясной исследовательской цели
и чётко сформулированным задачам; во-вторых,
научное наблюдение планируется по заранее
обдуманной процедуре и т.д.
Надёжность (достоверность
и устойчивость) данных может быть повышена,
если выполнять следующие правила:
· максимально дробно классифицировать
элементы событий, подлежащих наблюдению,
пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность
проверяется в пробных наблюдениях, где
несколько наблюдателей регистрируют
по единой инструкции одни и те же события,
происходящие на объекте, аналогичном
тому, который будет изучаться.
· один и тот же объект следует
наблюдать в разных ситуациях (нормальных
и стрессовых, стандартных и конфликтных),
что позволяет увидеть его с разных сторон.
· исключительно важно следить
за тем, чтобы описание событий не смешивалось
с их представлением. Поэтому в протоколе
следует иметь специальные графы для записи
фактуальных данных и для их истолкования.
Основное наблюдение может
осуществляться несколькими лицами, что
тоже будет способствовать повышению
устойчивости данных наблюдения, в силу
того, что наблюдатели смогут сопоставить
свои впечатления, согласовать оценки,
интерпретацию событий, используя единую
технику ведения записей.
2. Процедура наблюдения
Процесс исследования
социального метода методом наблюдения
условно можно представить в виде следующей
последовательности шагов: формулировка
проблемы, описание объекта наблюдения,
определение задач; определение единиц
наблюдения и индикаторов изучаемых аспектов
поведения; разработка языка и системы
понятий, в терминах которых будут описываться
результаты наблюдений; определение выборочных
процедур в ситуациях, когда имеется возможность
сделать отбор из множества наблюдений.
В одних случаях мы наблюдаем сами, в других
- пользуемся данными наблюдения иных
лиц.
В отличие от обыденного
научное наблюдение отличается тем, что:
· оно подчинено ясной исследовательской
цели и чётко сформулированным задачам;
· наблюдение планируется по
заранее обдуманной процедуре;
· подготовка технических документов
для фиксации наблюдаемого явления (карточки,
бланки протоколов; кодировочные бланки
и т. п.); все данные наблюдения фиксируются
в протоколах или дневниках по определённой
системе;
· запись результатов наблюдений;
· информация, полученная путём
наблюдения, должна поддаваться контролю
на надёжность (надёжность - это достоверность
и устойчивость);
· подготовка отчёта и выводов
по итогам исследования.
Надёжность (достоверность
и устойчивость) данных повышается, если
выполнять следующие правила:
· максимально дробно классифицировать
элементы событий, подлежащих наблюдению,
пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность
проверяется в пробных наблюдениях, где
несколько наблюдателей регистрируют
по единой инструкции одни и те же события,
происходящие на объекте, аналогичном
тому, который будет изучаться.
· если основное наблюдение
будет осуществляться несколькими лицами
они сопоставляют свои впечатления и согласовывают
оценки, интерпретацию событий, используя
единую технику ведения записей, тем самым
повышается устойчивость данных наблюдения.
· один и тот же объект следует
наблюдать в разных ситуациях (нормальных
и стрессовых, стандартных и конфликтных),
что позволяет увидеть его с разных сторон.
· исключительно важно следить
за тем, чтобы описание событий не смешивалось
с их представлением. Поэтому в протоколе
следует иметь специальные графы для записи
фактуальных данных и для их истолкования.
3. Виды наблюдений
Наблюдение в социологии классифицируются
по различным основаниям на виды:
· По степени формализованности
процедуры
· По степени участия наблюдателя
в исследовании
· По месту проведения
· По регулярности проведения.
· Рассмотрим виды наблюдений
более подробно.
Итак, по степени формализованности
выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное,
бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное,
структурное) наблюдения.
При нестандартизированном
наблюдении большая часть элементов, подлежащих
регистрации, заранее не определена. Проведение
подобного рода наблюдения требует солидной
теоретической подготовки в области социологии,
психологии, социальной психологии и конфликтологии,
умения с одинаковым вниманием следить,
как минимум, за 5-7 параметрами ситуации
и способности быстро переключать внимание.
То есть, исследователь пользуется лишь
общим принципиальным планом, согласно
которому результаты фиксируются в свободной
форме непосредственно в процессе наблюдения
или позднее по памяти.
Стандартизированному наблюдению,
напротив, свойственны четко формализованные
процедуры и инструменты, а это подразумевает,
в свою очередь, повышенную способность
наблюдателя к сосредоточению внимания
на частностях и самоконтролю, а также
пунктуальности, исполнительности и педантизму.
В этом случае обязательно наличие предварительно
детально разработанного списка событий,
признаков, которые предстоит наблюдать;
определение условий и ситуаций наблюдения;
инструкции для наблюдателей; единообразные
кодификаторы для регистрации наблюдаемых
явлений.
В зависимости от положения
наблюдателя различают соучаствующее
(или включённое) и простое наблюдения.
В первом исследователь имитирует вхождение
в социальную среду, адаптируется в ней
и анализирует события как бы "изнутри".
Соучаствующее наблюдение, в свою очередь,
может быть открытым и закрытым. Открытому
варианту свойственно то, что наблюдаемые
знают о факте нахождения среди них исследователя
и имеют представление о целях его деятельности.
Такому наблюдателю потребуется умение
быстро и эффективно налаживать контакты
с незнакомыми людьми, общительность,
доброжелательность, тактичность, сдержанность
и толерантность (терпимость к другим
людям).
Включенное наблюдение, проводящееся
инкогнито (скрыто), подразумевает, что
наблюдаемые не знают о наблюдателе и
думают, что он- один из них. Здесь наблюдателю
понадобятся не только вышеназванные
качества, но и артистизм, умение реагировать
одновременно на многие сигналы, быстро
систематизировать и надолго (точнее до
момента заполнения соответствующей методической
документации) запомнить их, способность
не сбиться с исследовательской позиции
под воздействием разнообразных обстоятельств,
сохранять нейтралитет при конфликтах
между наблюдаемыми и многие другие качества,
близкие к качествам разведчика.