Виды общения у животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 17:57, реферат

Описание работы

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.

Файлы: 1 файл

виды общения у животных.docx

— 493.62 Кб (Скачать файл)

У человека содержание общения значительно шире, чем  у животных.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предкпреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.

Общие запахи. Передавая друг другу пищу, взрослые осы распространяют характерный запах своей колонии и химическое вещество, вырабатываемое их маткой. Это успокаивает рабочих особей, сообщая им, что матка жива и в гнезде все в порядке.

«Говорящая» нога. Самец этой квакши с о. Борнео передает информацию, помахивая одной из задних ног и растопырив на ней пальцы. Эти лягушки живут вблизи водопадов, так что их крики заглушались бы ревом падающей воды.

Глашатай  древесных крон. Крик ревуна означает: «Я здесь, а ты-то где?» Несущийся с верхушек деревьев в дождевых лесах Центральной Америки, это один из самых громких криков, издаваемых наземными животными.

Манящий краб. Один и тот же жест может иметь самый разный смысл. Помахивая клешней, самец манящего краба не только завлекает самок, но и отваживает других самцов.

Хвост как  опознавательный знак. Высоко задрав хвост, хорошо видный благодаря черным и белым кольцам, лемур извещает стаю о своем присутствии.

Запах вместо слов. Людям по большей части закрыт доступ в мир запахов, а вот индийский мангуст по запаху может найти все, что угодно. Запах, исходящий от него самого, сообщает другим, кто он, какого он возраста, какое занимает место в иерархии своего сообщества, способен ли к продолжению рода, и даже о том, какое у него настроение.

Басовые арии, гремящие из глубин океана. Самое крупное на Земле живое существо - голубой кит, достигающий 30 м в длину, - издает и самые громкие звуки, на которые способны представители царства животных. Его бас разносится сквозь толщу воды на довольно большие расстояния в течение примерно 30 секунд. Одного кита записали на пленку, и оказалось, что громкость издаваемых им звуков достигает 180 децибелов, что сильнее раздавшегося рядом выстрела из тяжелого орудия. До сих пор не расшифрован точный смысл этих арий, но похоже, что они используются при ухаживании, спаривании и общении с себе подобными.

«ПТИЧИЙ ЯЗЫК ОЧЕНЬ  ДРЕВНИЙ И, ПОДОБНО ДРУГИМ ДРЕВНИМ  ЯЗЫКАМ, КРАЙНЕ ЭЛЛИПТИЧЕН: ГОВОРИТСЯ  МАЛО, А ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ И ПОНИМАЕТСЯ МНОГО». ГИЛБЕРТ УАЙТ. «ЕСТЕСТВЕННАЯ  ИСТОРИЯ И СЕЛБОРНСКИЕ ДРЕВНОСТИ», 1789

Живший в XVIII в. викарий  селборнского прихода в Гэмпшире Гилберт Уайт был одним из величайших натуралистов всех времен. Еще тогда, когда большинство людей считали, что животные мало чем отличаются от автоматов, гений Уайта позволил ему проникнуть в тайны их общения. Даже сегодня биологи еще только приступают к расшифровке множества сигналов, которые используют животные в общении между собой. Используя позы и разного рода демонстрации, звуки и запахи, животные сообщают друг другу, кто они и где находятся, заявляют о своих агрессивных намерениях или о покорности, о правах на данную территорию или о желании спариваться. В брачный период некоторые животные могут даже передавать информацию о состоянии своего здоровья, возрасте и о том, сколько времени и сил они намерены и способны потратить на заботу о своем потомстве.

Всем головам  голова. Кашалот отличается от всех других китов профилем. Его огромная прямоугольная голова непропорционально велика по сравнению с остальным телом, достигая 5 м в длину, т.е. трети общей длины взрослого кита.

Не все киты поют тенором или басом. Крупнейшие из зубатых китов, кашалоты, для общения  пользуются высокими щелкающими звуками. У каждого кашалота есть особая комбинация этих щелчков, служащая его «визитной  карточкой» в стаде, чем-то вроде  звуковой подписи.

Кашалоты живут  семьями по 10-20 особей, состоящими из взрослых самок и их детенышей. Самцы, достигнув к 7-11 годам зрелости, покидают семью и присоединяются к группе других молодых самцов, а когда  становятся совсем взрослыми, лет в 18-20, держатся в одиночку, возвращаясь  в группу только в брачный период.

Когда семья, нырнув в глубину, снова всплывает, киты переговариваются между собой с  помощью серий щелчков. Предполагается, что эти звуки выполняют важные функции, регулируя такие процессы, как спаривание и добывание пищи. Киты используют их также, попав в  беду: загарпуненный кашалот издает щелкающие звуки, на которые откликаются  его собратья.

Вечерние  посиделки. Колонии скворцов слетаются на ночевку, иногда преодолевая для этого по 50 км. Они поднимают оглушительный шум, прекращающийся лишь после того, как все усядутся. На заре шум снова нарастает, но затем внезапно прекращается. А спустя несколько секунд вся стая поднимается в воздух и разлетается на поиски корма.

Песня может предупреждать  об опасности, призывать партнера и  поддерживать контакт.

Ранним майским  утром леса Северной Европы наполняются  щебетом птиц. Сначала раздается  трель черного дрозда; затем песня  другого дрозда. Постепенно их щебет  достигает кульминации: самцы, приняв особые певческие позы, мощно ведут  свою партию в предрассветном хоре. Каждая певчая птица должна проснуться и начать петь как можно раньше, если она хочет сохранить за собой  территорию, завоеванную с таким  трудом.

Человеческое ухо  воспринимает лишь звучность и многоголосие птичьего хора, но мы не в состоянии  выделить из него голос каждой отдельной  птицы. Однако каждая птица, исполняя в  этом хоре собственную песню, одновременно прислушивается, не подает ли поблизости голос какой-нибудь чужак, так как  птицы каждого вида способны по звукам отличать своих от чужих.

Самцы голубя слышат и понимают незатейливую, всего из двух нот, песенку своего собрата. Им сразу становится ясно, что он заявляет права на свой клочок леса, а самкам - что он не прочь познакомиться  с ними поближе.

Скворцы к вечеру собираются вместе и принимаются  щебетать, да так, что поднимаемый  ими шум становится даже неприятным.

Недвусмысленное приглашение. Раздутый голосовой мешок помогает самцу квакши проталкивать воздух из легких через голосовые связки.

Сидя ночью в чаще пуэрто-риканского дождевого леса, самец лягушки коки призывает самку. Его характерный зов, состоящий из двух звуков - «коки», отличается от односложного кваканья других лягушек.

Иногда ранним вечером  коки ограничивается одним «ко». Это  объясняется тем, что оба элемента его песни несут разную смысловую  нагрузку: один призывает самку к  спариванию, а другой предлагает самцам убираться с занятой им территории. «Ко» на лягушачьем языке означает «держись подальше» и используется для обозначения границы своей  территории. Убедившись, что ему  никто не помешает, он добавляет  к пению «ки», что означает «иди сюда», обращенное к самкам.

Органы слуха  у самцов и у самок воспринимают только один из этих звуков; головной мозг реагирует лишь на сигналы, предназначенные  для их пола.

Партия  скребковых. Самец саранчи скребет зубчиками на задних ногах утолщенные прожилки на крыльях - процесс стридуляции.

Оглушительный треск. Кустарниковые сверчки обольщают самок на большом расстоянии. Самцы африканского сверчка (вверху) для усиления звука прогрызают в листе дыру, соответствующую форме крыльев. А самка сверчка с о. Борнео (внизу) разыскивает самца, улавливая его послания с помощью рецепторов на ногах.

Призывая самку, самец сверчка производит 3 разных стрекотания: одно оповещает о его  присутствии, другое привлекает самку, а третье отгоняет нежелательных  конкурентов.

Начинает он с  песни-призыва, представляющей последовательность стрекотаний, повторяющихся с высокой  частотой и продолжающихся столько  времени, сколько потребуется, чтобы  привлечь внимание самки. Если, она  приблизится, самец повышает частоту, сокращая звучание каждой ноты. Получается возбужденное жужжание, которое должно соблазнить партнершу.

Если к самцу  приближается другой самец, песня уступает место более агрессивной, в которой  стрекотание выражает самоутверждение.

Самки прекрасно  приспособлены к приему этих сигналов. С помощью различных рецепторов в их слуховых органах и нервной  системе они различают пение  соперничающих самцов и направляются к тому, который их привлекает.

Самец сверчка производит стрекотание, потирая друг о друга  особые стридуляционные жилки, расположенные на надкрыльях. На внутренней стороне одного из них имеется ряд зубчатых отростков, образующих гребень, а на краю другого - язычок из жесткой ткани. Сверчок действует им как гитарист плектром. Когда он задевает зубчик, раздается резкий щелчок. Он усиливается и передается резонирующей частью крыла, так называемой «арфой». Частота, с которой плектр задевает зубчики, придает стрекотанию звучание, характерное для конкретного вида.

Звук брачных  серенад самца саранчи создается  иначе: рядами зубчиков на задних ногах  они скребут по утолщенным прожилкам  на передних крыльях. Каждый вид саранчи  издает свои звуки, зависящие от расположения зубчиков и частоты, с которой  насекомое скребет ими. Число  зубчиков на каждой ноге - от 80 до 450.

Мерцающая рыба. Свет под глазами фонареглаза - самый яркий в живой природе: его видно на расстоянии 30 м. Вид из Красного моря (вверху) выключает прожекторы, поворачивая их к внутренней стенке кармана, а щелкун из Индийского океана (внизу) закрывает их кожной завесой.

Кажущееся безмолвным подводное царство на самом деле бурлит от передаваемой информации.

Фонареглазы поддерживают связь с помощью собственных светильников. Стая этих рыб безлунными ночами светится мерцающим сине-зеленым светом. Он исходит от наполненных жидкостью «кармашков», расположенных под глазами рыб. Одна чайная ложка этой жидкости содержит до 50 млрд. светящихся бактерий. Рыба обеспечивает им тепло и кислород, а микроорганизмы освещают ей путь в темном океане, вырабатывая световую энергию как побочный продукт жизнедеятельности.

Фонареглазы могут включать и выключать свои фонарики, производя разнообразные серии вспышек, которые, по мнению некоторых ученых, служат средством общения, помогают отпугивать хищников, завлекать жертву и освещать путь. Мерцание, возможно, предупреждает фонареглаза, заплывшего на чужую территорию. Обороняя свои владения, самка, выключив фонарики, плывет к непрошеному гостю, а приблизившись, внезапно включает их. Такая шоковая тактика, по-видимому, оказывает действие, и пришелец обычно удаляется.

Зеленая рыба-нож, встречающаяся  в реках, озерах и лагунах Южной  Америки, также обладает органами для  передачи сообщений. Самец «телефонирует» самке, посылая серию электрических  импульсов, и, если ее это заинтересует, она отвечает ему таким же образом. Ученым удалось заставить самок  в неволе метать икру, просто прокрутив  им запись «электроворкования» самца.

Выстрел на рифе. Звук, издаваемый раком-щелкуном, такой сильный, что могут полопаться стекла. «Стрелок» вооружен исполинской передней клешней, которой он щелкает, чтобы оглушить жертву.

Один из самых  громких звуков в океане издают раки-щелкуны  в прибрежных водах тропиков. Эти  маленькие, не длиннее 5 см, создания оглушают мелких рыбешек неожиданным мощным залпом. Парализованная рыба переворачивается, и ракам остается лишь схватить ее и съесть.

Звук так силен, что известны случаи, когда он блокировал звукопеленгаторы военных подводных лодок. Рыбаки южной части Тихого океана утверждают, что находят дорогу домой, ориентируясь на щелканье обосновавшихся на рифах раков-щелкунов.

Этот характерный  звук раки производят одной из своих  передних клешней, которая, хотя и расположена  на ноге обычного размера, достигает  почти половины длины тела.

Щелкая двумя  частями увеличенной клешни, рак  оглушает жертву и отгоняет врагов от жилища.

Честолюбивый  павиан. Самец анубиса должен снискать расположение самки, чистя ей шерсть (вверху). А широко разевая пасть, он демонстрирует агрессивные намерения (внизу).

Методы  устрашения у вожака горилл. На склонах вулкана в Руанде самец гориллы отгоняет незваного гостя. У горилл, живущих группами, сплоченными вокруг вожака, подобная демонстрация агрессивности случается редко. Появление молодого самца, присматривающего самок, провоцирует самцов на демонстрацию силы.

Обезьяны  способны выражать агрессивность, покорность и тревогу.

Группы горных горилл любят пастись и отдыхать на залитых  солнцем прогалинах в лесах Центральной  Африки. Они живут тесно спаянными  сообществами и перекликаются друг с другом низким ворчанием, напоминающим урчание желудка. Ученые, изучающие  горилл в природе, выявили у них по меньшей мере 16 криков разного назначения - от громкого вопля, предупреждающего об опасности, до призывающего к порядку ворчания и лающих звуков, которыми, похоже, выражается любопытство. Однако, заслышав из-за ветвей шаги приближающегося человека, вся стая настороженно замолкает. Так что отсутствие звуков тоже может быть красноречивым сигналом.

Информация о работе Виды общения у животных