Виды памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Предмет курсовой работы – характеристика памяти.
Объект курсовой работы – память.
Цель работы рассмотреть характеристику основных видов памяти.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теорию и законы памяти;
раскрыть основные процессы и механизмы памяти;
охарактеризовать основные виды человеческой памяти.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Память, как ключевой процесс психологии человека……………..
5
1.1 Память и ее значение………………………………………………...........
5
1.2 Ассоциации………………………………………………………………...
5
1.3 История изучения памяти…………………………………………………
6
Глава 2. Виды памяти………………………………………………………….
10
2.1 Классификация видов памяти по характеру психической активности……………………………………………………………………...
10
2.2 Классификация видов памяти по характеру целей деятельности……...
12
2.3 Классификация памяти по продолжительности сохранения материала.
13
Глава 3. Основные процессы и механизмы памяти…………………………
15
3.1 Запоминание………………………………………………………………
15
3.2 Сохранение…………………………………………………………………
17
3.3 Воспроизведение и узнавание…………………………………………….
18
3.4 Забывание и борьба с ним………………………………………………...
19
Глава 4. Память и личность…………………………………………………...
22
4.1 Индивидуальные особенности памяти…………………………………...
22
4.2 Типологические особенности памяти……………………………………
22
4.3 Расстройства памяти………………………………………………………
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
26
Список использованных источников………………………………………...
27

Файлы: 1 файл

КР - Виды памяти.docx

— 86.93 Кб (Скачать файл)

Оказалось, что большую  роль в закреплении информации играют те же подкорковые области, которые  ответственны за аффективную и мотивационную активацию психики.мять психический активность запоминание

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В  свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем  приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют  в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление  воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать  в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс  — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

Необходимой предпосылкой узнавания  и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память —  это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных  процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет  ему накапливать, сохранять и  впоследствии использовать личный жизненный  опыт, в ней хранятся знания и  навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных  с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются  следы, каковы физиологические механизмы  этого процесса, какие условия  содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем  запечатленного материала. Помимо этого  существуют и другие вопросы, на которые  необходимо дать ответ. Например, как  долго могут храниться эти  следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки  времени, каковы те изменения, которые  претерпевают следы памяти, находящиеся  в скрытом (латентном) состоянии  и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов  человека.

 

 

Список использованной литературы

  1. Крутецкий В. А. Психология. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.
  3. Общая психология. Под редакцией В. В. Богословского. – М.: Просвещение, 1973.
  4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.
  5. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Под. ред. Ю. М. Забродина. — М.: Прогресс,1980. — 528с.
  6. Венгер М.В., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - С. 176-180, 195-199, 207-211, 217-220.
  7. Выготский Л. С. Психология. – М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2000 г. – 1008с. (серия «Мир психология»).
  8. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. В 6 т., - М., 1982. Т. 2. - С. 31 - 62.
  9. Гальперин П. Я. Введение в психологию.  – М.: Книжный дом, 1999.
  10. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276с.
  11. Гиппенрейор Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -  М.: ЧеРо, 2000. – 336с.
  12. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - М., 1997.
  13. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. – М: Международная педагогическая академия, 1994. 152с.
  14. Джеймс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991.
  15. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М.: Прогресс, 1961. — 562 с.
  16. Зинченко Т.П. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. Душанбе, 1974. - 142 с.
  17. Ильченок Р.Ю. Память хорошая, память плохая. – Новосибирск: Наука, 1991.
  18. История зарубежной психологии (30-60-е годы XX века) / П.Я. Гальперин, А. Н. Ждан. – М.: МГУ, 1986.
  19. Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986. - С. 113-158.
  20. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001г. – 551с.
  21. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. М., 1931.
  22. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 255 с.
  23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА - М., 1998. – 528с. 
  24. Познавательные процессы и способности в обучении /Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 80–101.
  25. Познавательные психические процессы / Общ. ред. А.Г. Маклакова, -СПб.: Питер, 2001г. – 480с.: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  26. Психологическая диагностика: проблемы и исследования. - М.: МГУ, 1981. - С.21-27; 28-34; 48-59; 235-249; 250-254.
  27. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»). ISBN 5-272-00260-1
  28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Составители, авторы комментариев и послесловия А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. - СПб: Изд-во Питер, 2000.
  29. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. – М.: Школа-Пресс, 1995.
  30. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти — М.: Просвещение, 1966. — 275 с.
  31. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1987. Т. 2: Психология запоминания.
  32. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. Т1. - М.: Педагогика, 1985.
  33. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, Романова. – М., 1979.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды памяти