Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 06:03, реферат
Материал данного реферата помогает более тщательно понять работу памяти человека, и научиться максимально эффективно использовать этот ресурс. Т.к. память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами. Мышление и воображение невозможны без деятельности памяти, которая хранит впечатления и знания, дает этим процессам материал для логической и образной переработки.
Введение 3
Глава I. Общая характеристика памяти и ее физиологические основы 4
Глава II. Особенности функционирования памяти 7
2.1. Свойства памяти 7
2.2. Процессы памяти 7
2.3. Закономерности памяти 9
2.4. Типологии памяти 9
Глава III. Виды памяти 10
3.1. Долговременная и кратковременная память 14
3.1.1. Кратковременная память 15
3.1.2. Долговременная память 16
Глава IV. Мнемотехнические приёмы запоминания 17
Глава V. Нарушения памяти 18
Заключение 20
Содержание
Введение 3
Глава I. Общая характеристика памяти и ее физиологические основы 4
Глава II. Особенности функционирования памяти 7
2.1. Свойства памяти 7
2.2. Процессы памяти 7
2.3. Закономерности памяти 9
2.4. Типологии памяти 9
Глава III. Виды памяти 10
3.1. Долговременная и кратковременная память 14
3.1.1. Кратковременная память 15
3.1.2. Долговременная память 16
Глава IV. Мнемотехнические приёмы запоминания 17
Глава V. Нарушения памяти 18
Заключение 20
Список литературы 22
Материал данного реферата помогает более тщательно понять работу памяти человека, и научиться максимально эффективно использовать этот ресурс. Т.к. память человека тесно связана с его мышлением, волей, чувствами и другими психическими процессами. Мышление и воображение невозможны без деятельности памяти, которая хранит впечатления и знания, дает этим процессам материал для логической и образной переработки.
Связь памяти с мышлением особенно ясно выражена в так называемой логической памяти, входящей в состав процесса мышления. Связь с чувствами выражается в том, что человек испытывает удовольствие при успехе и неудовольствие при неудачах запоминания и воспроизведения.
Память необходима человеку. Она позволяет ему накоплять, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт и некоторую часть опыта других людей, которые человек усваивает в виде знаний, умений и навыков. Придавая огромное значение обогащению и совершенствованию памяти, ученый писал: «Богатым стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».
Память избирательна. В ней сохраняется не все, что прошло через сознание человека или вообще воздействовало на его мозг, а главным образом то, что связано с его потребностями, интересами, деятельностью. Память, как и другие психические процессы, есть субъективное отражение объективного мира. Значит, особенности и установки личности человека и его деятельность влияют на содержание, полноту и прочность его памяти.
Память человека состоит из множества составляющих, каждое из которых является самостоятельными структурами памяти. Причем все эти виды памяти имеют дополнительные функции, помимо первостепенной задачи. Они работают как по отдельности, так и объединяясь с «конкурентами». Именно о видах памяти и пойдет речь в этом реферате.
Память - психический процесс, позволяющий человеку сохранять и при определенных условиях восстанавливать огромное количество информации, полученной его мозгом извне и от собственного тела. Человек способен удержать в памяти не только то, что он ощущал и воспринимал, но и то, что он думал, переживал и делал. Память - это отражение объективной действительности, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в нашем опыте.
Память — процесс сложный. Она состоит из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения. Если же человек с большим трудом воспроизводит ранее запечатленную и удержанную его мозгом информацию, это означает, что происходит забывание — процесс противоположный запоминанию, но неизбежный в определенных условиях.
Физиологической основой памяти, по
учению И. П. Павлова, является образование,
сохранение и возобновление нервных
связей в коре больших полушарий.
Эти процессы протекают в
соответствии с законами высшей нервной
деятельности. Связи, возникающие в мозгу,
отражают объективные связи, существующие
между предметами и явлениями действительности.
Они могут быть пространственными, временными,
структурными, причинно-следственными
и др. Запомнить — значит связать что-то
с чем-то: имя человека — с его внешним
видом, дату исторического события — с
содержанием события и т. п. В психологии подобные связи называют ассоциациями.
И. П. Павлов так характеризовал значение
и физиологический механизм ассоциаций:
«Временная нервная связь есть универсальное
физиологическое явление в животном мире и
в нас самих. Вместе с тем оно же и психическое
— то, что психологи называют ассоциацией,
будет ли это образование соединений из
всевозможных действий, впечатл
И. П. Павлов считал, что наши знания о работе мозга были бы значительно полнее и точнее, если бы удалось проникнуть в сущность тех биохимических процессов, которые протекают в нервных клетках. В последние годы в этом направлении проведено много исследований советскими и зарубежными учеными. Среди гипотез, пытающихся углубить и конкретизировать Павловское учение о физиологических механизмах памяти, наибольший интерес представляет химическая гипотеза, сущность которой заключается в следующем.
В состав живых клеток входят особые химические вещества — ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (рибонуклеиновая кислота). Нервные клетки содержат много рибонуклеиновой кислоты. Исходя из экспериментальных данных, исследователи предполагают, что ДНК имеет прямое отношение к передаче наследственных признаков от поколения к поколению, а РНК играет важную роль в процессах памяти. Она служит обязательным промежуточным звеном в механизме записи (закрепления) информации, поступающей извне в нервные клетки. Под действием нервных импульсов меняется структура РНК, а это в свою очередь приводит к изменению структуры белковых молекул нервных клеток. Изменение структуры белковых молекул означает возникновение «следа» в нервной клетке. Если нервные импульсы, поступающие извне в нервные клетки, кратковременны, то происходит лишь циркуляция их по замкнутым нервным путям. Это явление лежит в основе кратковременной памяти. Если же нервные импульсы циркулируют долго (свыше 30—50 мин.), то под действием РНК изменяется структура белковых молекул нейронов. Это ведет к образованию «следов», позволяющих прочно сохранять поступающую в мозг информацию (долговременная память).
Согласно другой гипотезе, запись
информации осуществляется в системах
определенным образом соединенных
клеток. Это своеобразное сочетание
нейронов является основой сохранения
и воспроизведения информации. Авторы
этой гипотезы предполагают, что разнообразные
объективные связи между
Многие исследования направлены на выяснение роли отдельных структур мозга в процессах памяти. Так, например, опыты российского психолога Лурия показали, что повреждения различных корковых областей (зрительной, слуховой, двигательной и др.) вызывают расстройство отдельных видов памяти (зрительной, слуховой и др.). При повреждении глубоких структур мозга, таких, как ретикулярная, расположенная в мозговом стволе, происходит общее расстройство памяти. Такое же явление наблюдается при повреждении среднего мозга. При этом во всех случаях обнаруживается нарушение «кратковременной» памяти. Воспринятая информация забывается через 2—3 секунды.
Ученые прилагают огромные усилия на раскрытие физиологических механизмов памяти. Все добытое в этой области позволяет сделать вывод о том, что в хранении и воспроизведении информации участвуют все отделы головного мозга, хотя и в разной степени.
Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
Память имеет объём, ограниченный
количеством стабильных процессов,
являющихся опорными при создании ассоциаций (
Успешность припоминания зависит
от способности переключать
Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.
Существуют различные
Память подразделяют на следующие виды: образную память, смысловую (словесно-логическую), двигательную, эмоциональную, кратковременную и долговременную.
Содержание образной памяти определяется существующими в сознании представлениями, которые отражают ранее воспринятые предметы и явления. Представления являются обобщенными образами объектов реальной действительности. Они могут быть: зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, вкусовыми и двигательными. Наибольшее значение в жизни человека имеют зрительные, слуховые и двигательные представления, так как на их основе происходит ориентация в пространстве и осуществляется предметно-практическая деятельность.
Образная память существует не только в форме представлений, но и в виде эйдетических образов. Эти образы похожи на представления, так как возникают при отсутствии воспринятого объекта, но отличаются тем, что им присуща такая же четкость и наглядность, которая характерна для образов восприятия. Человек с эйдетической памятью как бы видит ранее воспринятый объект во всех его деталях и может последовательно «рассматривать» его деталь за деталью.
Смысловая память направлена на усвоение смыслового содержания слов. На деятельность этой памяти большое влияние оказывает мышление, которое позволяет человеку осуществлять логическую обработку усваиваемой информации, анализировать ее элементы, устанавливать связи между частями, обобщать и синтезировать приобретенные знания. Наряду со смысловой существует так называемая механическая память, которая имеет место в том случае, когда ученик не в состоянии понять учебный материал и запоминает его дословно.
В зависимости от преобладания у
человека образной или смысловой
памяти его относят или к образному
или к словесно-логическому
Эмоциональная память основана на способности человека помнить те эмоции и чувства, которые им раньше переживались. Она оказывает большое влияние на все психические процессы и свойства личности, на ее поведение и деятельность. Закрепившиеся в памяти чувства долга, ответственности, совести и стыда – являются основными стимулами высоконравственных поступков личности.
Двигательная память обеспечивает усвоение и применение разнообразных движений, являющихся составной частью двигательных навыков и умений. От нее зависит успешное выполнение трудовой, спортивной, игровой и учебной деятельности. Признаком хорошей двигательной памяти является точность, меткость и ловкость движений человека.
Кратковременная и долговременная память является показателем периода времени, в течение которого может функционировать любой вид памяти. Кроме этих двух основных видов памяти выделяют также иконическую, оперативную и буферную память.