Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 20:54, контрольная работа
Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу. Понятие “профессиография” включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда. Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом – профессиограммой. В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой или о существующей профессии (либо в промежуточном варианте о существующей профессии с проектируемыми изменениями и усовершенствованиями в профессиональной деятельности).
Стр.
Введение
3
1. Понятие профессиографии в психологии
4-6
2. Методы профессиографии
6 -9
3. Виды профессиограмм и основы их составления
9-12
Заключение
13-14
Список литературы
15
Содержание
Стр. | |
Введение |
3 |
1. Понятие профессиографии в психологии |
4-6 |
2. Методы профессиографии |
6 -9 |
3. Виды профессиограмм и основы их составления |
9-12 |
Заключение |
13-14 |
Список литературы |
15 |
Введение
Термин “профессиография” происходит от лат. “профессио” – постоянная специальность, служащая источником существования, и греч. “графо” – пишу. Понятие “профессиография” включает профессиографическое исследование и его результат – профессиограмму. Профессиография является разделом двух наук – профессиологии и психологии труда. Предметом профессиографии является научное исследование, описание и проектирование профессий. Результат профессиографического исследования оформляется документом – профессиограммой. В зависимости от целей исследования профессиография (и профессиограмма) содержит данные о проектируемой или о существующей профессии (либо в промежуточном варианте о существующей профессии с проектируемыми изменениями и усовершенствованиями в профессиональной деятельности).
Профессиографическое исследование и составление профессиограммы являются необходимыми этапами всех научно-исследовательских и прикладных работ в психологии труда, инженерной психологии, эргономики и в др. случаях изучения труда в целях его гуманизации.
Объектом профессиографии являются все “простые моменты процесса труда” (К.Маркс) – целесообразная деятельность субъекта труда, предмет и средства труда – в их целостности, качественной и количесвтенной определенности и конкретной отнесенности к данной профессии, специальности, рабочему посту и рабочему месту. С общими вопросами профессиографии, психологической классификацией профессий и профориентации можно познакомиться по работам К.К.Платонова, Е.А.Климова, И.П.Титовой, Е.М.Ивановой и др.
Издревле считалось, что профессионально важным качеством воина является эмоционально-волевая устойчивость. Этой констатацией не ограничивались. Предлагались конкретные тесты, например, оценка цвета кожных покровов в ситуации опасности. При этом побледнение лица считалось признаком неблагоприятным.В 1575 г. в Испании вышла книга Хуана Уарте “Исследование способностей к наукам”, которая может считаться первым исследовательским трудом по изучению индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора.На рубеже ХХ века индустриальный процесс обусловил зарождение интересы к исследованию проблем профессиональной ориентации. Научный подход к изучению и описанию профессий стал возможен в начале нашего века, одновременно с зарождением психологии труда, в рамках тейлоризма и психотехники (Мюнстерберг и Тейлор), а также психофизиологии труда (И.М.Сеченов). В двадцатые годы основной вклад в профессиографию внесли ученые-психологи. В классических исследованиях Г. Мюнсбергера изучались требования водительских профессий к личности и психическим процессам профессионалов. При этом использовался комплекс методических приемов, включая лабораторное исследование. В экспериментах, организованных непосредственно на производстве, Ф.У. Тейлор показал, что, изучив рабочие движения и отсеяв на этой основе лишние, можно существенно повысить производительность труда при одновременном уменьшении утомляемости.В это время появляется книга Парсона “Выбор профессии”. Он организовал в Бостоне специальное бюро, в задачи, которого входило а) помочь личности с помощи психологических тестов получить информацию о своих психологических свойствах и способностях; б) ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к психофизиологическим качествам человека различными профессиями; в) сопоставить эти две группы сведений, дать рациональную рекомендацию.Фундаментальные открытия в области психологического и физиологического нормирования труда сделал основоположник русской физиологии и материалистической психологии И.М. Сеченов.В. И. Ленин, Н.К. Крупская, П.М. Керженцев, А.Г. Гастев – увидели в научной организации труда, обязательным компонентом которой является профессиография, генеральный путь развития советской науки и практики организации труда. С новой силой была поставлена эта задача в дни перестройки.Закладывая основы теории профессиографии, С.Г. Геллерштейн писал, что психограмма – это по существу совокупность профессионально важных признаков и их структурное сочетание.Определенный вред принесла односторонность первых психотехнических исследований, посвященных чуть ли не исключительно профотбору. Сказалось это и на профессиографии. Однако уже в 1930 году тот же автор отмечал: "Одним из показателей нашей эволюции в вопросах профессиографии является тот факт, что мы пытаемся выявить профессионально важные признаки не только в связи с проблемой профессионального отбора. По мере того, как психологическое изучение становится отправным пунктом любого психотехнического исследования, соприкасающегося с профессиональным трудом, дифференцируются наши подходы к психологическому пониманию профессий".
С 1936 по 1956 годы произошел вынужденный перерыв в исследованиях по психологии труда, но это хотя и ослабило, ныне ликвидировало полностью преемственность в отечественных исследованиях. Наряду с С.Г. Геллерштейном личную преемственность исследований 30-х и 50-х годов обеспечили Ю.В. Котелова, К.К. Платонов, В.В. Чебышева, В.М. Коган, Н.Д. Левитов и другие.
За рубежом, в частность в США, перерыва в исследованиях по профессиографической тематике не было. В США выполнено и выполняется большое количество методически тщательно сделанных, интересных работ. Однако они не лишены и существенных недостатков, главный из которых – методологическая нестрогость и влияние прагматических установок, предопределяющих снижение теоретического уровня исследований. Значительное число американских работ написано с бихевиористских позиций.На данный момент использование данных методик достаточно развито как в Америке, так и в странах Европы. Появились крупные центры занимающиеся профессиональным отбором и подбором кандидатов по запросам различных организаций. В нашей же стране такая практика плохо развита, а там где получила свое распространение имеет плохую теоретическую основу и работы выполняется не всегда на должном уровне. Для современных отечественных профессиографических исследований характерен дифференциальный подход в зависимости от ряда факторов, в частности от того, в рамках какой науки они производятся, цели исследования и т.д. Современные профессиографические исследования достаточно разнообразны. Расширяется и круг их использования. При этом они обогащаются как новыми теоретическими так и практическими положениями. Теоретическими основами современной профессиографии являются системный, деятельностный, личностный подходы и теория общения.
Анализ профессиональной деятельности представляет собой целенаправленный процесс, в котором обычно выделяются три этапа [6,10]:
- сбор инфрмации о профессиональной деятельности;
- обработка и обобщение полученной информации, составление профессиограммы;
- использованипе профессиограммы для решения практических или теоретических задач.
“С точки зрения деятельностного подхода, профессиография должна состоять в выделении входящих в структуру деятельности действий и операций, изучении динамических особенностей деятельности и ее составляющих, реализуемых мотивов и отношений личности, определении характера регуляции и контроля деятельности, действий и операций.”[8, с.109]
К основным методам профессиографии относятся [5,57-58] :
1. Метод изучения производственной документации – используется для сбора объективной информации о процессе труда. Как правило, используется на начальных этапах исследования.
2. Метод опроса – наиболее известный прием изучения особенностей какой-либо профессии для сбора профессиографического материала. Примерами практически используемых методик в этом случае могут служить ставший уже классическим «Опросник Липмана» [4] или «Модифицированная карта личности» К. К.Платонова [5].
3. Метод наблюдения – осуществляется для первичного сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации различных фактов и сторон деятельности. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.
4. Самонаблюдение и самоотчет – активный процесс отображения человеком хода его собственной профессиональной деятельности. Может использоваться в двух формах – самоотчет специалиста и самонаблюдения психолога, который объединяет в одном лице исследователя и специалиста конкретной профессии. На основании внутренней фиксации элементов непосредственной деятельности подается самоотчет про каждый из этих элементов и их последовательность.
5. Экспериментальный метод – обычно используется для изучения тех аспектов деятельности, которые невозможно установить лишь на основе аналитического наблюдения естественного протекания производственного процесса. Эксперимент может быть натурным (в естественных условиях) или лабораторным (при проведении его в лабораторных условиях). Чаще всего используется на этапах проверки рабочих гипотез или ранее составленных психограмм.
6. Метод анализа критических ситуаций – основывается на сборе информации о поведении человека в сложных условиях и критических ситуациях. Как правило, используется для выявления факторов труда, влияющих на его качество и ошибки в процессе.
7. Алгоритмический метод – представляет собой четко определенную последовательность трудовых действий, которая неминуемо приводит к решению задач определенного класса. Дает возможность последовательно проследить характер операций, выполняемых специалистом, и установить звенья процесса, в которых наиболее чаще случаются аварии и ошибки.
Анализ психологических особенностей трудовой деятельности (профессии) основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации полученных количественных и качественных данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения называется профессиографией. Итогом изучения деятельности должна быть ее профессиограмма — описание различных объективных характеристик профессии, и психограмма — описание психологических характеристик деятельности.
Профессиография – комплексный
метод изучения и описания содержательных
и структурных характеристк профессии.
Профессиограмма – описание различных
объективных характеристик профессии.
Психограмма – описание психологических характеристик деятельности.
Составление профессиограммы
производится в соответствии со следующими
принципами:
1)специфичность (конкретность)
описания определенной деятельности;
2) комплексность изучения;
3)динамичность изучения (с учетом
развития, изменения деятельности);
4)системность (изучение взаимосвязей
и взаимовлияний отдельных характеристик деятельности);
5) идентичность приемов (для
корректного сравнения профессий);
6) использование качественно-количественных
методов.
Профессиограмма должна содержать характеристику:
· общих сведений о профессии
(наименование, назначение, обязанности
персонала, показатели результативности
труда и т.д.);
· содержания деятельности (анализ
основных задач, особенности потоков информации, анализ ошибок и т.д.);
· средств деятельности (тип средств
отображения информации и органов управления,
их размещение, обзор, досягаемость до
рукояток и т.д.);
· условий деятельности (санитарно-гигиенических,
социально-психологических, эстетических и т.п.);
· организации деятельности (вид
и величина рабочей нагрузки, режим труда
и отдыха и т.д.);
· субъекта деятельности (загрузка
функций, функциональные состояния, коммуникативные
особенности и т.д.);
Психограмма деятельности должна отражать требования и характеристики мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, характерологических и других профессионально важных качеств субъекта труда.
3. Виды профессиограмм и основы их составления
Профессиограммы различаются по цели, с которой они составляются, времени составления, по мере общности и по объему. Наиболее интересны, на мой взгляд, следующие классификации:
По цели составления:
Информационная – предназначена для профконсультационной работы с оптантами – людьми, стоящими перед необходимостью выбора профессии - предполагает описание необходимых характеристик для данной должности кратко, обобщенно.
Диагностическая – производится в случаях выяснения причин низкой производительности труда, неудовлетворительного качества продукции, аварийности, травматизма, текучести кадров и др. - обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, психологических, гигиенических и социально-психологических характеристик труда, важных для конечного результата работы.
Прогностическое профессиографирование применяется в целях выдачи обоснованных рекомендаций по совершенствованию профессиональной деятельности либо проектирования профессионального роста и карьеры работников.
1. Общая характеристика профессии – история и перспективы развития профессии, социально-экономические условия выполнения профессиональной деятельности, профессиональная среда.
2. Содержание и объем профессионального поля (профессиональное поле – совокупность трудовых действий, входящих в состав определенной профессии, а также нескольких родственных профессий) – характеристика профессионального поля, факторы, определяющие профессиональное поле, прогноз развития профессионального поля.
3. Профессиональное образование, подготовка и повышение квалификации – уровень профессионального образования, профессиональная подготовка, повышение квалификации
4. Профессиональная мобильность
работника – широта профиля
специалиста, уровень ключевых квалификаций,
возможности смены
5. Оценка перспективности
профессии – профессионально-
Методологическое профессиографирование
позволяет подобрать или разработать адекватные методы исследования
профессионально значимых качеств и состояний
субъекта труда для изучения динамики
их изменения и характера функционирования.
1. Содержание деятельности
субъекта труда – виды
2. Условия труда – санитарно-
Образовательно-ориентированное
профессиографирование, проспетированное
профессиографирование.
3. Паспорт профессии - тип профессии и ее отраслевая принадлежность; уровень образования и ступени (категории) квалификации; смежные специальности и профессии; социально-профессиональные ограничения
4. Подготовка кадров - форма и уровни профессионального образования и подготовки кадров; уровень получаемой квалификации; перспективы профессионального роста и карьеры.
5. Характеристика ведущей деятельности
на каждой стадии профессионального становления
– функции, конкретные виды деятельности,
типовые профессиональные задачи, профессиональные
умения
6. Проспектированная профессиограмма
на каждой стадии профессионального становления
Информация о работе Виды профессиограмм и основы их составления