Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:02, реферат
Психологическое воздействие является одной из самых актуальных проблем.
Важность и актуальность разработки этой проблемы на современном этапе развития психологической науки определяется тем, что получаемые при этом результаты имеют непосредственный практический выход и могут быть использованы в различных сферах производства и управления, деятельности и общения – всюду, где возникает задача воздействия на поведение человека или группы (в медицине, спорте, на производстве и т.п.).
1. Введение
2. Психологическое влияние в процессе делового общения
3. Средства и виды психологического влияния
4. Заключение
5. Список литературы
Российская Международная Академия Туризма
Псковский Филиал
Контрольная работа
«Виды психологического влияния в деловом общении».
Студента 3 курса СПО
Группы 110133-ГС
Псков 2013
Содержание:
1. Введение
Психологическое воздействие является одной из самых актуальных проблем.
Важность и актуальность разработки этой проблемы на современном этапе развития психологической науки определяется тем, что получаемые при этом результаты имеют непосредственный практический выход и могут быть использованы в различных сферах производства и управления, деятельности и общения – всюду, где возникает задача воздействия на поведение человека или группы (в медицине, спорте, на производстве и т.п.).
Психологическое воздействие – одна из сторон взаимодействия людей, при которой принимается лишь одностороннее влияние. В результате этого влияния происходят изменения в психических характеристиках или состоянии адресата. В деловом общении психологическое воздействие используется достаточно часто. Начальник стремится воздействовать на подчиненных, лидеры – на членов группы, менеджер – на исполнителей и клиентов, сотрудники – друг на друга и на начальника.
Эффективность любого воздействия в значительной мере зависит от степени податливости индивида оказываемому на него воздействию. Это внушаемость индивида (при внушении), конформность (при групповом давлении) и т.п. По-видимому, податливость психологическому воздействию в каждом конкретном случае определяется не одним каким-либо свойством личности, а совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных свойств.
2. Психологическое влияние в процессе делового общения
Деловое общение — вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.)
Деловое общение — это коммуникативная предметно-целевая и по преимуществу профессиональная деятельность в сфере социально-правовых и экономических отношений.
В процессе совместной деятельности
и общения люди оказывают друг
на друга психологическое
Психологическое влияние — это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью психологических средств.
3. Средства психологического влияния
Вербальные средства - то есть воздействие словом. При воздействии словом значение и смысл могут быть разными для разных людей и оказывать самое разное воздействие, которое зависит от особенностей характера человека, уровня его самооценки, интеллектуальных способностей, темперамента и других личностных особенностей.
Невербальные средства - относятся паралингвистические характеристики речи и язык телодвижений. Эти сигналы могут изменять воздействие произносимых слов, в одних случаях усиливая или ослабляя его, а в других — изменяя их смысл. Вся невербальная информация имеет знаковый характер и влияет на настроение, поведение, степень доверия собеседника.
Психологическое влияние представляет собой целостный процесс, протекающий на двух уровнях: сознательном и бессознательном. Это означает, что воздействие оказывается как на сознание партнера по общению, так и на его подсознание. Бессознательный уровень оказания психологического влияния зачастую не учитывается. Большинство людей, готовясь повлиять на чье-либо решение или отношение, думают, прежде всего, о словах, которые они скажут, об аргументах, которые приведут.
Все люди оказывают друг
на друга влияние, но способности
оказывать психологическое
Возможности психологически влиять на поведения других людей зависит от их социального статуса. Руководитель имеет больше возможностей влиять на поведение подчиненного, чем тот на него; у преподавателя больше возможностей, чем у студента; у родителей больше возможностей, чем у ребенка и т.д.
Однако в действительности положение, занимаемое человеком, определяет лишь возможности такого вида влияния, как принуждение. Помимо принуждения существует целый спектр разнообразных видов влияния, которые могут быть использованы в обход принуждению или же в противовес ему. И мы видим, как подчиненные, оказывая влияние на руководителя, зачастую управляют им, ребенок управляет родителями, даже собака может управлять поведением хозяина.
Виды психологического влияния.
К видам психологического влияния относятся: заражение, внушение, пробуждение импульса к подражанию, убеждение, принуждение, критика, формирование благосклонности, просьба и манипуляция.
Заражение — это передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние или отношение. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния или психического настроя. Экспериментально установлено: чем выше уровень развития личности, тем критичнее ее отношение к воздействию и тем самым слабее действие механизма заражения. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться — также непроизвольно или произвольно.
Внушение — это сознательное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их отношения к чему-либо и создания предрасположенности к определенным действиям. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.
Внушение осуществляется
путем непосредственного
Убеждение — основано на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. Является наиболее гибким и демократичным методом воздействия, с его помощью можно добиться изменений не только во внешнем поведении, но и в мотивации человека. Убежденный в правильности своих целей человек может действовать самостоятельно и является надежным партнером. Однако, это и наиболее сложный способ воздействия. Использование этого приема требует времени, усилий, компетентности и умения убеждать.
Манипуляция — представляет собой скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и (или) выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей
Самопродвижение — это объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества, например на выборах, при назначении на должность и др.
Подражание — это способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также могут быть произвольными и непроизвольными.
Специфика подражания, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.
Формирование благосклонности — привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.
Просьба — обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.
Игнорирование — умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером по общению.
Принуждение — это приневоливание человека к выполнению определенных действий с помощью угроз и лишений. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы, ограничения свободы и физические воз действия. В последних двух случаях принуждение перестает быть собственно психологическим средством влияния на партнера.
Нападение — внезапная атака на чужую психику, совершаемая с сознательным намерением или без такового и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения. Это высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека, грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, напоминание о постыдных или прискорбных фактах его биографии, безапелляционное навязывание своих советов и др.
4. Заключение
Делая определенные выводы, можно отметить, что выделяются следующие наиболее распространенные виды психологического воздействия в процессе общения: заражение, внушение, подражание и убеждение.
1. Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя»
Примеры: массовые психозы; паника; эмоциональные заражения в ситуации массовых зрелищ.
2. Подражание. В отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два плана подражания: или конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой.
Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.
Например, Г. Крайг считает, что у детей подражание играет важную роль в овладении языком. Свои первые слова ребенок выучивает благодаря слуху и подражанию. По мнению Г. Крайга, так формируется большая часть словарного запаса ребенка, так как он не может сам придумывать слова и открывать их смысл самому себе.
3. Внушение. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основный на ее некритическом восприятии. Внушение по общему признанию является одним из самых действенных методов психологического воздействия. Внушение – это активное воздействие одного субъекта на другого. При внушении желаемого поведения, результатов или эмоций следует помнить, что если вы описываете партнеру его состояние, оно будет закреплено. То есть если вы скажете: «Мне приятно, что вы меня внимательно слушаете», слушатели, скорее всего, станут внимательнее.
4. Убеждение – воздействие на рациональную и эмоциональную сферы личности, система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность, проявляющую заинтересованность.
5. Список источников
Список литературы:
http://www.knigafund.ru/books/
http://documental.su/popular_
http://www.alleng.ru/d/psy/
Интернет ресурсы:
Информация о работе Виды психологического влияния в деловом общении