Виды психологической помощи пожилым людям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 22:42, реферат

Описание работы

В данном реферате кратко освещены аспекты психологической помощи пожилым людям, среди которых выделены различные формы групповой и индивидуальной работы с данной категорией лиц пожилого возраста, этапы работы психолога, этические аспекты и т.д.

Содержание работы

Содержание
1. Психологические особенности пожилых
2. Организация психопрофилактической работы
3. Основные направления помощи пожилым людям
4. Возрастно-психологическое консультирование
5. Профориентационное психологическое консультирование
6. Семейное психологическое консультирование
7. Индивидуальное психологическое консультирование
8. Трудности в работе с пожилыми людьми
9. Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ.docx

— 32.97 Кб (Скачать файл)

- возрастно-психологическое консультирование;

- семейное психологическое консультирование;

- профориентационное психологическое консультирование;

- индивидуальное психологическое  консультирование (включая психологическое  консультирование в особых ситуациях).

Возрастно-психологическое  консультирование

Предметом возрастно-психологического консультирования в старости являются варианты прохождения субъектом  нормативных возрастных кризисов. В  пожилом возрасте более или менее  общепризнанным нормативным возрастным кризисом является период выхода на пенсию.

В процессе возрастно-психологического консультирования пожилой человек  должен обрести знания о содержании, задачах и индивидуальных вариантах  прохождения этого нормативного возрастного кризиса (другие кризисы  старости можно считать индивидуальными) и оказаться готовым к изменению  образа жизни и внутренней позиции  по отношению к жизни.

Возрастно-психологическое консультирование пожилых предполагает возможность  обращения и членов семьи за помощью  к психологу, но предметом консультирования в данном случае являются проблемы пожилого человека (А. Г. Лидерс, 1998).

Общение с членами семьи помогает консультанту воссоздать жизненный  путь пожилого человека, что является необходимой процедурой возрастно-психологического консультирования. При этом требуется уточнить: анкетные данные и основные сведения о семье; сведения об особенностях прохождения основных этапов жизни: успешность обучения в школе, в среднем учебном заведении или вузе (если это имело место), этапы профессионального роста, случаи перемены мест работы; информацию об особенностях личности, эмоциональных переживаний, типичных психических состояниях и т.д.

Процедура возрастно-психологического консультирования должна быть построена  с учетом особенностей личности клиента  и индивидуальных стратегий адаптации  к возрастному фактору.

По мнению М. Ермолаевой, субъективное отношение к выходу на пенсию - событию, кардинально меняющему образ  жизни, - может служить примером отсутствия общего и единоличного способа реагирования на старение. Так, уход на пенсию переживается одними людьми как трагическая изоляция от общества, а другими - как возможность  заняться, наконец, тем, к чему всегда лежала душа (М. Ермолаева, 2002). Автором отмечается, что удачные варианты жизненного устройства по выходе на пенсию не только определяются положительными внешними условиями, но и - в большей степени - зависят от личных установок пожилого человека, его «умения строить свою жизнь» (Н. Ф. Шахматов, 1996).

В связи с этим основная задача консультанта в работе с человеком  предпенсионного возраста или только вышедшим на пенсию заключается в ориентации его на занятость определенным делом, которое, с одной стороны, увлекало бы его, а с другой стороны, было социально значимо. Чем раньше человек задумался над тем, чем он будет заниматься в старости, тем легче осуществится его личностное самоопределение в пенсионном возрасте. Психолог должен показать, что любая форма деятельности пенсионера может стать значимой для него. Например, воспитание внуков и работа на садовом участке чрезвычайно полезны для психологического благополучия пожилого человека тем, что создают временную перспективу: ему захочется заглянуть в будущее, узнать, как взрослеет и развивается ребенок, как растет посаженный им сад.

Профориентационное психологическое консультирование

Малоразработанным в нашей стране является профориентационное психологическое консультирование пожилых - консультирование по вопросам профессионального самоопределения после выхода на пенсию, поэтому имеет смысл обратиться к зарубежному опыту.

Как отмечает Г. Крайг, в США считается, что выходящие на пенсию люди определенного возраста не обязательно должны полностью прекращать работать, поскольку «в будущем катастрофически стареющее общество может столкнуться с нехваткой рабочей силы и поэтому нерационально терять талантливых и продуктивных работников. В то же время пенсионные программы постоянно дорожают из-за увеличения числа неработающих пенсионеров» (Г. Крайг, 2000). В связи с этим профориентационное консультирование предлагает программы обучения пенсионеров, программы неполной занятости или легкого труда для пожилых.

Отечественный исследователь В. Д. Альперович также отмечает, что в  целом у старого человека меняется мотивация трудовой деятельности. Стремление к труду имеет не столько материальный, сколько эмоциональный мотив. Для  его самоутверждения важна неутраченная способность к труду, а деньги выступают эталоном ее оценки (В. Д. Альперович, 1998).

В России профориентационное психологическое консультирование в поздних возрастах пока существует только в качестве планируемого направления деятельности.

Семейное психологическое  консультирование

Эффективным направлением в работе с пожилыми людьми является семейное психологическое консультирование. Конкретный опыт показывает, что в  работе с пожилыми людьми наиболее востребовано психологическое консультирование семей, в которых совместно проживают  представители разных возрастов. В последнее время наблюдается снижение возможностей удовлетворения потребностей престарелых людей на основе внутрисемейного общения в связи с высокой занятостью трудоспособного населения, а также развивающимся процессом ослабления внутрисемейных связей, обособления младшего поколения от старшего.

Семейное психологическое консультирование в сфере работы с пожилыми основывается на знании объективных и субъективных детерминант развертывания процесса старения человека в семье. К первым относятся конкретные условия его жизни в семье, его занятость в системе жизнеобеспечения семьи, участие в воспитании внуков, ко вторым - психологический уклад и климат в семье, способы общения между членами семьи, характер взаимоотношения пожилого человека с близкими.

Таким образом, консультанту необходимо получить следующие сведения: роль пожилого человека в семье; установки  и ожидания по отношению к нему других членов семьи; стиль и стереотипы общения с ним (уважительное, снисходительное  или грубое отношение; опека, руководство  им; формальные или неформальные проявления подчинения по отношению к нему).

Основная задача семейного психологического консультирования - помощь семье, имеющей  пожилых людей, в создании оптимального внутрисемейного психологического климата.

Семейное общение дает старикам ощущение нужности, значимости, сопричастности жизни. В дальнейшем налаженная, ставшая  привычной семейная привязанность  поколений во многом облегчит период совместной жизни, когда старики  станут совсем беспомощными и неспособными к самообслуживанию.

Индивидуальное  психологическое консультирование

Психологическое консультирование пожилого человека, переживающего тяжелую  депрессию, всегда сочетается с активной психотерапевтической работой. При  работе с пожилым человеком, погруженным  в это состояние, консультанту следует  постоянно подчеркивать, что ответственность  за состояние клиента он взять  на себя не может, он может лишь помочь его самоопределению. Задачи консультанта в работе с депрессивными пожилыми клиентами заключаются в том, чтобы показать, что их пессимистический взгляд на мир - это результат депрессивного состояния (его можно облегчить, и картина мира улучшится), а также чтобы поддержать клиента и помочь ему в психологическом объяснении его трудностей. При этом консультант должен активно расспрашивать пожилого человека о его переживаниях и обстоятельствах его жизни. В данном случае встречи должны быть частыми (2-3 раза в неделю), с постепенным уменьшением частоты встреч в зависимости от состояния клиента. В процессе консультирования необходимо добиваться преодоления зависимости клиента и побуждать его к более активной роли с каждой последующей встречей.

Также к видам  психологической помощи пожилым  людям могут быть отнесены:

  1. Музыкальная психотерапия
  2. Кинотерапия 
  3. Арт-терапия
  4. Мемуаротерапия (Написание мемуаров может являться мощным психотерапевтическим средством, способным излечить человека от депрессии, побудить его к активной деятельности по подбору и чтению литературы, работе в архивах, к встречам с людьми. Занятие подобного рода включает человека в общественную жизнь и позволяет ему отвлечься от мыслей о болезнях и прошедшей молодости. Это настолько сильное средство, что его правомерно рассматривать как особое ответвление биографического метода и назвать мемуаротерапией)
  5. Биографический метод. На сегодняшний день биографический метод - это один из наиболее эффективных методов индивидуального мотивирования жизненной активности людей, вступивших в период поздней взрослости. Он имеет несомненную коммуникативную, диагностическую и коррекционную ценность и направлен на то, чтобы дать человеку возможность осознать, как его прошлое определило его настоящее и продолжает влиять на него.

 

Список литературы

  1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - СПб, 2004.
  2. Балтес П. Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психол. журн. № 1 (1994).
  3. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. - СПб, 2004.
  4. Козлов А.А. Социальная геронтология: Учебно-методическое пособие. -М., 2005.
  5. Лидерс А. Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых людей // Психология зрелости и старения. № А (1998).
  6. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч.1,2. - М., 2005.
  7. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие. - М., 2002.
  8. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни). - М., 2004.
  9. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. - М., 2006.

 


Информация о работе Виды психологической помощи пожилым людям