Виды психологической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

В самом общем виде психологическая помощь в психологических словарях трактуется как профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента. С большей детализацией это понятие уточняется в другом справочном издании по психологии: "Психологическая помощь - вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности".

Файлы: 1 файл

Понятие психологической помощи и ее основные виды.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

                                                      Введение

В самом общем виде психологическая помощь в психологических  словарях трактуется как профессиональная помощь психолога в разрешении психологических   проблем клиента. 
 
          С большей детализацией это понятие уточняется в другом справочном издании по психологии: "Психологическая помощь - вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности". 
          Оказание психологической помощи в психологической парадигме требует перехода от классификации, основанной на феномене болезни (медицинская парадигма), к собственно психологической классификации человеческих проблем. Изучение основных видов психологической помощи, а также методов работы приводит к заключению, что на настоящий момент и, скорее всего, в ближайшем будущем, единое основание для классификации вряд ли будет найдено. Причиной этого является многообразие существующих видов, типов и форм, уровней, а также школ психологической помощи.  
          Все виды и формы психологической помощи имеют и какие-то общие черты, и свои отличия и характерные для них особенности. Но у них есть общая цель - помощь и поддержка личности в процессе ее становления и развития, избавление человека от того, что мешает ему быть счастливым и гармоничным в окружающем мире.

 

 

 

 

 

                                 1. Понятие психологической помощи

Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетенции людей, преодоление различных психологических проблем и формирование психологического здоровья человека. Психологическая помощь – это профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у людей разных возрастных категорий (детей, родителей, педагогов). Основные способы оказания психологической помощи - индивидуальное консультирование и групповые формы психологической работы психопрофилактической и психокоррекционной направленности.

 Целью оказания психологической помощи является преодоление различного рода психологических затруднений. В жизни каждому человеку довольно часто приходится встречаться с проблемами и вопросами, относящимися к области психологии. Человек устроен таким образом, что ему свойственно стремиться к внутреннему равновесию, гармонии, физическому и психическому здоровью. Однако, реализуя на практике это стремление, человек оказывается часто в сложных ситуациях, один на один с проблемами, самостоятельно справиться с которыми он не может.

 Психология – наука о душе, о внутреннем мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. Психологическая помощь может включать в себя и диагностику, и коррекцию, и консультирование. В зависимости от возраста, особенностей жизненной ситуации человека, состояния здоровья, наличия или отсутствия определенного жизненного и социального опыта, такую помощь может оказать психолог или психотерапевт. Психолог – специалист с базовым психологическим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умеет их корректировать. Психотерапевт – врач по образованию, который оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией. При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к врачу – психиатру. Различие между психотерапией и психологической коррекцией заключается в том, что психотерапевт имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих психическими заболеваниями или расстройствами. Психотерапия – комплексное лечебное воздействие на человека при некоторых психических, нервных, психосоматических заболеваниях.

  Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Психокоррекция – направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления отклонений и нарушений в психическом развитии. Людей, которые обращаются за помощью к психотерапевту, называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их, поэтому нуждается в психологической помощи. В качестве объектов психологической помощи могут выступать личность, семья или группа.

Многие проблемы человек может решить самостоятельно, используя рекомендации психолога. Каждый человек может быть сам  для себя интуитивным психологом, оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявления эмоций. Психологическая культура позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми. Психологическая культура - это забота человека о психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: самопознание и самооценку; познание других людей; умение управлять своим поведением, эмоциями и общением.

Овладение психологической  культурой само по себе несет большой психотерапевтический заряд. В условиях современного общества это имеет очень важное психопрофилактическое значение. В настоящее время практика консультирования сталкивается с усилением в нашем обществе ряда неблагоприятных тенденций, существенно осложняющих психическое развитие и воспитание детей. Среди них заметное место принадлежит отрицательному влиянию ряда социально-экономических факторов. Ощутимые осложнения влечет за собой фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей. Это повлияло на «психологию родителей», на их социально-воспитательные установки: наблюдается тенденция переносить многие исконно родительские функции на детские сады и школы. Отрицательно сказывается на развитии личности ребенка уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения в семье, дефицит теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение совместных форм полезной деятельности ребенка и взрослого.

Место личностного  и познавательного общения все  больше занимают его узко прагматические формы - по поводу обихода, режима, учебы и т.д. Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка не способствуют формированию у него ощущения самоценности и значимости для других, а провоцируют неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм или аффективные реакции и отрицательные формы самоутверждения. Эти проблемы делают актуальным создание психологической службы по оказанию помощи в сфере воспитания и обучения детей. Неуклонно растет число детей с различными недостатками развития. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. Среди причин этого:

- аномальное, травматическое  течение родов;

- биологически и социально  незрелые родители;

- большое количество разводов  и неполных семей;

- низкий уровень психологической  грамотности родителей;

- невротизация взрослых, накапливающиеся эмоциональные  нагрузки;

- кризисное состояние  нашего общества, большое количество  стрессов;

- раннее начало обучения, усложнение требований в школе;

- особенности межличностной  коммуникации в детском коллективе.

     Все эти факторы могут способствовать психической травматизации детей, различным нарушениям в развитии их характера и формировании личности. По данным исследований, в возрасте одного-трех лет нервным является каждый четвертый ребенок, а в возрасте трех-шести лет - каждый третий ребенок. К концу дошкольного детства стойкие нервные расстройства обнаруживаются у каждого пятого ребенка, функциональные - у каждого третьего ребенка. Менее половины детей являются здоровыми, в полном смысле этого слова. Идет неуклонный рост детей с поврежденной или ослабленной нервной системой. Перед детьми, страдающими нервно-психическими расстройствами, встает проблема социально-психологической адаптации, а неразвитые навыки общения приводят к множеству психологических проблем. В развитии детей и при отсутствии патологических нарушений, т.е. в рамках медико-биологической нормы, имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции.

    Актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски путей оказания помощи детям и их родителям привели к необходимости внедрения психологического консультирования в образовательные учреждения. Практика показывает, что на современном этапе развитие нашего общества не приводит к автоматическому снятию многообразных социально-психологических проблем. Напротив, глубокий и «застарелый» характер психологических проблем неблагоприятно сказывается на всей жизни человека, его мироощущении. Развитие ребенка не может рассматриваться как фатально обусловленный процесс, формирование личности открыто влиянию всех благотворных перемен. Назначение индивидуально-психологической помощи заключается в поиске и определении конкретных способов адаптации ребенка к наличным условиям, которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы развития его личности и способствовали нормализации и оздоровлению социальной среды. Но необходимо также подчеркнуть, что радикальное разрешение многих острых психологических проблем детства находится за рамками возможностей индивидуальной консультативной помощи. Устранение их причин и источников лежит на пути коренной реформы существующей системы общественного воспитания и образования и коренного оздоровления социальной, культурной, материально-бытовой и других сторон жизни. Эти положения определяют приоритетное значение проблем детства в рамках службы психологической помощи.

 

 

 

 

 

 

                                       2. Виды психологической помощи

1. Психопрофилактика(предупреждение).

2. Психологическое просвещение (в консультировании, в психопрофилактике — лекции, семинары).

3. Психодиагностика (выявление проблем и др. психологических показателей).

4. Психологическое консультирование (психологическая помощь людям, находящимся в пределах психологической нормы в адаптации, развитии и расширении личностного потенциала).

5.  Психотерапия (направлена на решение глубинных личностных проблем и глубинную трансформацию личности), бывает клиническая и неклиническая.

6.  Психиатрия (медицинский вид помощи, использование медикаментов, либо гуманистическая психиатрия, которая рассматривает человека не как больного, а как человека с другим мировоззрением, использует медикаменты ограниченно, следовательно, идет по психотерапевтическому пути).

7. Психокоррекция (восстановление нормы, как с точки зрения эмоционального состояния, так и с точки зрения личностных черт).

Также виды психологической  помощи можно разделить на: психологическое  консультирование; психологическая коррекция; кризисное вмешательство; психологическая реабилитация; психологический тренинг;психотерапия.

Виды психологической  помощи строго развести нельзя. Существуют области пересечения. Критерием  является то, кто осуществляет помощь (разница в образовании), с кем работает специалист с клиентом или пациентом (критерием нормы является адаптация), чем помогает (использование лекарственных препаратов, психотерапевтических, консультативных приёмов)

 

 

                                                           Заключение

Наш век характеризуется  возрастанием нагрузок на психику человека. Информационный бум, уменьшение количества человеческих контактов, снижение уровня социальной поддержки и другие особенности  современной жизни приводят к  эмоциональному напряжению, которое становится одним из факторов развития различных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за XX в. средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в 4 раза.  
Увеличивается не только число больных людей, но и темпы роста этих расстройств. Если раньше регистрировалось от 5 до 10 больных на 1000 человек, то в последние десятилетия эти цифры в России, Беларуси и Украине достигли 29-33. Тесная связь нервно-психических нарушений с усложнившимися социальными условиями современной жизни приводит к значительному росту числа неврозов и расстройств личности (при относительной стабильности психозов). По данным мировой статистики, в настоящее время расстройства личности составляют 40%, неврозы 47%, а эндогенные психозы 13% от общего числа нервно-психических заболеваний. Эти  цифры   говорят   сами  за  себя.  
        Эксперты ВОЗ отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств у детей и подростков. Невротические и неврозоподобные состояния составляют 63 случая на 1000 детей. В России стойкие психические расстройства регистрируются примерно у 15% детей. По данным Института социально-политических исследований РАН, число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30% в 1-3-х классах до 16% в 9-11-х классах. За период обучения состояние здоровья учащихся, по свидетельству Минздрава РФ, ухудшается в 4-5 раз, а 85%  неуспевающих  это  больные  дети.  
       Возрастающее значение психических факторов в возникновении и течении различных соматических болезней приводит к тому, что не менее 30%  обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары, по существу, практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в определенной психологической  помощи.  
          Статистика свидетельствует, что людей, не страдающих какими-либо психическими нарушениями, т. е. «абсолютно здоровых», в настоящее время насчитывается в среднем лишь 35%. По данным разных авторов, от 22 до 89% населения люди с предболезненными состояниями (донозологические формы психической дезадаптации). Однако половина носителей психической симптоматики, согласно мнению экспертов, не нуждается в психиатрической помощи. Они самостоятельно адаптируются к среде и нуждаются только в психологическом  консультировании.  
        Таким образом, возрастает роль психологов-консультантов в поддержке психологического здоровья населения. В связи с этим возникает потребность в развитии психологического консультирования как одного из основных направлений психологической помощи. 

Информация о работе Виды психологической помощи