Виды, свойства и законы восприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 06:32, реферат

Описание работы

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

Содержание работы

Введение………………………………………………...……………………..3стр
Виды, свойства и законы восприятия
1. Общая характеристика восприятия………………..………………………4стр
2. Физиологические основы восприятия…………………………...………..6стр
3. Основные свойства и виды восприятия…………………………...………8стр
4. Восприятие пространства…………………………………………………12стр
5. Законы восприятия………………………………………………...………16стр
Заключение…………………………………………………………..……….19стр
Список литературы…………………………………………………………..20стр

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 37.26 Кб (Скачать файл)

В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат  различия в анализаторах, участвующих  в восприятии. В соответствии с  тем, какой анализатор (или какая  модальность) играет в восприятии преобладающую  роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Обычно  восприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют  во всех видах восприятия. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют  тактильный и кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятии также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в  результате возникают сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации типов  восприятия являются формы существования  материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Восприятие пространства

 

Восприятие  пространства и времени занимает особое место среди всего, что  мы воспринимаем. Все предметы находятся  в пространстве, и всякое явление  существует во времени. Пространственные свойства присущи всем предметам, равно  как временные особенности характерны для каждого явления или события. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве.

В восприятии величины предмета существенную роль играет величина его изображения на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тем большим нам кажется предмет. Вполне вероятно, что величина изображения воспринимаемого предмета на сетчатке глаза зависит от величины зрительного угла. Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчатке глаза. Вполне логично, что эта закономерность сохраняется при одинаковом удалении от нас предметов.

Учет  удаления предметов в основном осуществляется за счет нашего опыта восприятия предметов  при меняющемся расстоянии до них. Существенной поддержкой восприятия величин предметов  служит знание о приблизительной  величине предметов. Как только мы узнаем предмет, мы сразу воспринимаем его  величину такой, какая она есть на самом деле. Вообще следует отметить, что константность величины значительно  повышается когда мы видим знакомые предметы и значительно уменьшается при восприятии отвлеченных геометрических форм. Также следует подчеркнуть, что константность восприятия сохраняется только в известных пределах. Если мы находимся очень далеко от предмета, то он нам кажется меньше, чем на самом деле. Другой особенностью восприятия предмета в пространстве является контраст предметов. Окружение, в котором находится воспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие. Например, человек среднего роста в окружении высоких людей кажется значительно меньше своего настоящего роста.

На восприятие величины предмета может оказывать  влияние и то целое, в котором  находится предмет. Кроме того, на восприятие величины предмета оказывает  влияние цвет предмета. Светлые предметы кажутся несколько большими, чем  темные. Объемные формы, например шар  или цилиндр, кажутся меньше соответствующих  плоских изображений.

Столь же сложным, как восприятие величины, является восприятие формы предмета. Прежде всего, следует отметить, что при восприятии формы явление константности также сохраняется. Например, когда мы смотрим на квадратный или круглый предмет, находящийся сбоку от нас, его проекция на сетчатке будет выглядеть как эллипс или как трапеция. Тем не менее мы всегда видим один и тот же предмет одинаковым, имеющим одну и ту же форму.

Очень сложен процесс восприятия объемной формы. Мы воспринимаем объем формы потому, что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения. Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами. Суть бинокулярного эффекта заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один и тот же предмет, изображение этого предмета па сетчатке левого и правого» глаза будет различно. При бинокулярном зрении смещение изображений на сетчатке глаз вызывает впечатление одного, но объемного, рельефного предмета.

Однако  бинокулярное зрение не является единственным условием объемного восприятия предмета. Если мы посмотрим на предмет одним  глазом, то все равно воспримем  его рельеф. Большую роль в восприятии объемной формы предмета играет знание объемных признаков данного предмета, а также распределение света  и тени на объемном предмете.

Восприятие  человеком пространства имеет целый  ряд особенностей. Это обусловлено  тем, что пространство трехмерно, и  поэтому для его восприятия необходимо задействовать целый ряд совместно  работающих анализаторов. При этом восприятие пространства может протекать  на разных уровнях.

В восприятии трехмерного пространства прежде всего задействованы функции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет вид трех заполненных жидкостью изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях. Когда человек меняет положение головы, заполняющая каналы жидкость перетекает, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения).

Вестибулярный аппарат тесно связан с глазодвигательными мышцами, и каждое изменение в  нем вызывает рефлекторные изменения  в положении глаз. Например, при  быстрых изменениях положения тела в пространстве наблюдаются пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом.

Вторым  аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и прежде всего его  глубины, является аппарат бинокулярного  зрения. Восприятие глубины главным  образом связано с восприятием  удаленности предметов и расположением  их относительно друг друга. Бинокулярное зрение – это одно из условии восприятия удаленности предметов.

Существенную  роль в восприятии удаления предметов, или пространственной глубины, играет конвергенция и дивергенция глаз, потому что для отчетливого восприятия предметов нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки левого и правого глаза, а это невозможно без конвергенции или дивергенции обоих глаз. Под конвергенцией понимается сведение зрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу.

Восприятие  пространства не ограничивается восприятием  глубины. В восприятии пространства важную роль играет восприятие расположения предметов по отношению друг к  другу. Дело в том, что при значительном удалении предмета конвергенция и дивергенция  прекращаются, однако воспринимаемое нами пространство никогда не носит  симметричного характера; оно всегда в большей или меньшей степени  асимметрично, т.е. предметы расположены от нас вверху или внизу, справа или слева, а также дальше от нас или ближе к нам

Такой сложный  комплекс механизмов, обеспечивающих восприятие пространства, требует, естественно, столь же сложной организации  аппаратов, осуществляющих центральную  регуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом  являются третичные зоны коры головного  мозга, или «зоны перекрытия», которые  объединяют работу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.

 

 

5.Законы восприятия

 

Восприятие  человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам. Многие факты указывают  на большую роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится  в основном к главным видам  восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов  чувств или заменяющего его внутреннего  движения формирование адекватного  образа, по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых в  перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины  воспринимаемого нами мира. Много  полезного в понимание связанных  с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский  физиолог И.М. Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М. Сеченов, все это продукты «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях, становится измерителем времени Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

Другой  важный закон восприятия состоит  в относительной устойчивости уже  сформировавшихся образов, в особенности  тогда, когда их функционирование связано  с мышлением.

Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и  непрерывный приток в центральную  нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Д. Бом делает следующий вывод: «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой». Подобного рода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции, создается и развивается с детства.

Вопрос  о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. Со времени английского  философа и психолога ДжЛокка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» – природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Восприятие  надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском  признаков, необходимых и достаточных  для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить  себе следующим образом:

1. Первичное  выделение комплекса стимулов  из потока информации и принятие  решения о том, что они относятся  к одному и тому же определенному  объекту.

2. Поиск  в памяти аналогичного или  близкого по составу ощущений  комплекса признаков, сравнение  с которым воспринятого позволяет  судить о том, что это за  объект.

3. Отнесение  воспринятого объекта к определенной  категории с последующим поиском  дополнительных признаков, подтверждающих  или опровергающих правильность  принятого гипотетического решения.

4. Окончательный  вывод о том, что это за  объект, с приписыванием ему еще  не воспринятых свойств, характерных  для объектов одного с ними  класса.

Из всего  того, что уже было сказано о  восприятии, следует, что оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается.

 

 

Заключение

 

Восприятие  – процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно  воздействующего на анализаторы. В  отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Образ восприятия выступает как результат синтеза  ощущений, возможность которого возникла в филогенезе в связи с переходом  живых существ от гомогенной, предметно  неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости  от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться  либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора  будет признана приоритетной.

В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

Также в  процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют  в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает  возможность абстрагирования и  обобщения свойств предметов.

 

 

Список литературы

 

  1. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
  2. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – Кн. 1. – 576 с.

3. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.

 


Информация о работе Виды, свойства и законы восприятия