Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 07:40, контрольная работа
Каждый живой организм, будь то рыба, растение, животное или человек, имеет хоть небольшое сходство со своими родителями и в то же время отличается от них. К примеру, дети могут быть похожи на одного из родителей, но зачастую у них есть какие-либо черты каждого из родителей. Секрет сходства заключается в том, что родители передают своим детям посредствам ген определенные свойства, а дети «принимают» их.
Наследственность
3
Влияние алкоголя на наследственность.
2.1 Наследственные факторы алкоголизма.
5
2.2 Наследственные отклонения у детей при алкоголизме родителей.
8
Тестовые задания по дисциплине
19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
|
3 |
|
|
2.1 Наследственные факторы алкоголизма. |
5 |
2.2 Наследственные отклонения у детей при алкоголизме родителей. |
8 |
|
19 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
21 |
Каждый живой организм, будь то рыба, растение, животное или человек, имеет хоть небольшое сходство со своими родителями и в то же время отличается от них. К примеру, дети могут быть похожи на одного из родителей, но зачастую у них есть какие-либо черты каждого из родителей. Секрет сходства заключается в том, что родители передают своим детям посредствам ген определенные свойства, а дети «принимают» их. Итак, наследственность — это учение о том, как потомство «наследует» сходство со своими родителями. Единица наследственности называется «ген», а полный набор всех переданных генов от родителей – генотип. Гены — это молекулы, которые находятся в ядрах клеток спермы и яйцеклеток. Внутри ядра каждой из клеток имеются длинные тонкие нити или спирали. Эти спирали называются хромосомами, которые и несут гены. Так как хромосомы существуют парами, то и их гены также парные. Клеточные хромосомы могут содержать в себе до сотни тысяч пар генов. Каждая генная пара в отдельности контролирует от одного до нескольких признаков организма, таких, как, например, цвет волос, форма лица, размер ноги и т.д. Есть много законов наследственности, что означает лишь то, что данный процесс происходит в конкретных направлениях. Ввиду того, что определенные свойства наследуются от родителей, любой другой признак неизбежно будет унаследован. Говоря проще, факторы и гены не имеют ничего общего друг с другом. Есть доминирующие и рецессивные гены. К примеру, гены, которые определяют кудрявость волос, доминируют над генами, определяющими прямоту волос. Обычно, если оба родителя имеют кудрявые волосы, то и дети у них кудрявые. Однако если каждый родитель несет хоть один рецессивный ген прямых волос, то дети могут быть иметь и прямые волосы. Учеными были изучены также такие признаки, как цвет волос, глаз и кожи, так что они зачастую могут сказать, как данные признаки передадутся детям, чьи семейные истории изучены в течение нескольких поколений. История наследственности. Первые попытки исследования наследственности относятся к 17 в. В 1694 г. нем. ботаник Р. Камерариус доказал существование половых различий у растений. В начале 18 века были получены искусственные гибриды растений. В 1760 г. член Петербургской академии наук И. Кельрейтер установил наследование гибридами признаков родителей и доказал «равноправие» мужских и женских клеток в формировании завязи, а также предложил методы искусственного скрещивания, которые используются до настоящего времени. С начала 19 в. предпринимались многочисленные попытки выяснить законы наследования потомками признаков родителей. Сделать это удалось только во второй половине 19 в. чешскому натуралисту И. Г. Менделю. В 1865 г. он доложил результаты своих многолетних наблюдений. Впервые применив статистические методы обработки результатов биологических экспериментов, И. Г. Мендель сформулировал основные законы передачи наследственных признаков от родителей к потомкам. Более того, И. Г. Мендель высказал предположение о существовании в клетках отдельных (дискретных) частиц, являющихся задатками наследственных признаков. Каждая соматическая клетка (клетка тела) несет пару наследственных задатков, в половых клетках (гаметах) содержится по одному задатку из пары. При оплодотворении, когда происходит слияние половых клеток, эти задатки объединяются в различных комбинациях. Их проявление в процессе формирования нового организма лежит в основе воспроизведения наследственных признаков родителей.
В условиях, когда науке еще не были известны многие существенные детали строения клетки, клеточное деление, сущность полового процесса, когда представления о наследственности носили умозрительный характер, гениальная догадка И. Г. Менделя, основанная лишь на безупречно точных опытах, их математической обработке и глубоком логическом анализе причин наблюдаемых явлений, настолько опережала свою эпоху, что не могла быть понята и оценена современниками. Только спустя 35 лет одновременно и независимо друг от друга голландский ученый Г. де Фриз, немецкий ученый К. Корренс и чешский ученый Э. Чермак вторично «открыли» законы наследования признаков и, случайно обнаружив забытую работу И. Г. Менделя, познакомили с ней научную общественность.
2. Влияние алкоголя на наследственность.
2.1 Наследственные факторы алкоголизма.
Во взаимоотношениях алкоголизма и наследственности целесообразно выделить два момента. Момент первый — алкогольный синдром плода (АСП). Под этим термином описывается комплекс нарушений развития у детей, родившихся от матерей, больных алкоголизмом или злоупотребляющих алкоголем. АСП был описан в 60-х годах в США, позднее его удалось систематизировать в связи с нарастанием алкоголизма у женщин. Потомство таких матерей характеризуется меньшей массой тела, микроцефалией, нарушениями лицевого скелета (асимметричные узкие глазные щели, недоразвитая верхняя или нижняя челюсть, вздернутый нос, нередко волчья пасть и т. д.). Часто определяются дефекты со стороны внутренних органов, отставание в физическом и умственном развитии (полагают, что с алкоголем связано 8% врожденных форм умственной отсталости).
Выступая по телевидению 24 мая
1987 г., министр здравоохранения СССР Е.
И. Чазов сообщил, что, по данным Министерства
здравоохранения СССР, около 64 тыс. детей
рождаются ежегодно с какими-либо аномалиями
и причина в значительной степени обусловлена
употреблением алкоголя.
Признаки поражения плода при АСП соответствуют эмбриопатии. Они могут встречаться и при
действии других вредоностных факторов
в период беременности. Многое в характере
конкретных нарушений зависит от периода
развития плода, в течение которого действовал
алкоголь, от того, какие органы и системы
эмбриона или плода были в этот период
наиболее уязвимыми.
Алкоголь и его метаболиты токсичны
для клеток эмбриона и плода особенно
в период их интенсивного деления. Если
алкоголь действует в первые 3 недели беременности,
то происходит «клеточная смерть», что
вызывает пороки в развитии нервной системы,
сердца, легких.
В более поздние сроки происходят структурные
нарушения плода, что значительно задерживает
его созревание. Особенно губительно употребление
алкоголя в первые 4—10 недель, когда к
его токсическому действию особенно чувствительны
клетки нервной системы. Важно, что у матерей,
страдающих алкоголизмом, отмечен большой
процент аномалий течения беременности,
выкидышей, преждевременных
родов. В семьях больных алкоголизмом
чаще рождаются девочки. Алкоголь может
оказывать прямое повреждающее воздействие
на генетический аппарат клетки на молекулярном,
генном и хромосомном уровнях, влиять
на структуру и функционирование хромосом. Г. Обе установил, что у больных
алкоголизмом больше хромосомных аберраций,
чем в обычной популяции. Другой аспект
проблемы — предрасположенность к алкоголизму.
Установлено, что наследственно передаются
некоторые особенности метаболизма, которые
могут способствовать развитию алкоголизма.
М. Шакит на основании массовых обследований населения пришел к выводу, что биологическая предрасположенность к алкоголизму передается по наследству: при низком уровне отягощенности алкоголизмом в крови регистрируется более высокий уровень ацетальдегида в ответ на прием спиртного. Кроме того, у лиц, склонных к злоупотреблению алкоголем, выявляется и большая скорость окисления этанола.
По данным И. П. Анохиной « сотрудниками,
наследственно детерминируются индивидуальная
толерантность, изначальная алкогольная
мотивация, степень риска формирования
зависимости от алкоголя и степень выраженности
токсических эффектов алкоголя. Так, экспериментально
установлено, что у предпочитающих алкоголь
животных выявляется высокая концентрация
дофамина при низком уровне циклической
АМФ (что вызывает низкую реактивность рецепторов и низкий рецепторный ответ).
У отвергающих алкоголь — наоборот. В
связи с этими фактами можно рассматривать
дефицит активности ферментовкругооборо
Если усреднить данные, полученные разными авторами, то у 25% детей мужского пола и 10% детей женского пола от родителей алкоголиков также развивается это тяжелое заболевание. При наличии заболевания у одного из родителей алкоголизм у детей развивается в 4 раза чаще, чем в общей популяции, если больны оба родителя — в 6 раз. Семейная отягощенность алкоголизмом, как правило, приводит и к более тяжелому течению этого заболевания у детей. В этих случаях заболевание развивается раньше, все основные симптомы формируются в более короткие сроки. Доминируют при этом наиболее тяжелые клинические варианты симптомов. Ремиссия в таких случаях короткая, эффективность лечения низкая. Однако непросто однозначно ответить на вопрос: когда заболевают дети из семьи больных алкоголизмом, это связано с генами или условиями воспитания?
Отчасти прояснить эту ситуацию помогает метод близнецовых исследований. Так, исследования, проводимые на монозиготных близнецах (однояйцевые близнецы), подтверждают роль генетических факторов: при заболевании алкоголизмом одного близнеца у второго алкоголизм обнаруживается практически в 71% случаев. Эта величина у разнояйцевых (дизиготных) близнецов несколько меньше —32%. Аналогичные данные получены и в более поздних исследованиях, в том числе и на больших выборках — до 13 тыс. пар близнецов. Известен случай, когда от больного алкоголизмом родителя врозь с ним и порознь между собой воспитывались 6 пар монозиготных близнецов. В 5 из этих пар один из соблизнецов заболевал алкоголизмом, вслед за ним становился больным и другой соблизнец.
2.2 Наследственные отклонения у детей при алкоголизме родителей.
Член-корреспондент АМН РФ Алипов B.И. и доктор медицинских наук Корхов В.В. в своей книге «Алкоголизм и материнство» рассказывают о действии алкоголя на женский организм, и потомство. Они подсчитали, что при регулярном приеме алкоголя риск возникновения алкогольной эмбриопатии (повреждений ) плода увеличивается до 30 %, а у матерей- алкоголиков значительно возрастает вероятность гибели ребенка при родах, риск позднего выкидыша, гипоксии плода.
Также этими учеными было выявлено, что в 54% случаев дети алкоголиков поздно начинают ходить и говорить, в 30 % - отстает физическое развитие, торможение умственных способностей - в 15 % случаев, у 33 % детей отмечается задержка психического развития. При семейном алкоголизме 64 % детей страдают олигофренией и умственной отсталостью, 32% эпилепсией, 27% - неврозами.
Также в семьях, где муж выпивает немного спиртного (2- 3 раза в неделю на протяжении 4-5 лет) рождаются дети с отчетливыми признакам и отставания психики. Если же такое употребление алкоголя продолжается 8-10 лет, то умственное отставание детей в этой семье настолько глубоко, что они не могут учиться в обычной школе. Алкоголизм родителей приводит не только к олигофрении и умственной отсталости, но и к другим психическим заболеваниям детей. Например, родители-алкоголики отмечены у 60% детей, страдающих эпилепсией. Есть данные, что смертность детей, рожденных алкоголиками, равна 10% , а у выживших детей часты судорожные припадки, энурез (продолжающийся и в старшем возрасте), нередки уродства и предрасположенность к различным внутренним болезням. Эти страшные данные побудили ученых к изучению механизмов влияния алкоголя через организм родителей на организм ребенка.
Алкоголь является сильнейшим веществом, особенно активно действующим в период с 1 по 8 недели беременности, когда закладываются, основные органы зародыша. Причина в том, что, по мнению специалистов, мать оказывается бессильной выполнить свою роль защиты плода против ряда новых, незнакомых ей веществ, к числу которых принадлежат некоторые лекарственные средства, и в особенности алкоголь. Это и понятно, так как плацента и ее функции сформировались задолго до того как у человека завязались отношения с алкоголем. Установлено также, что он, во-первых, сам легко проникает через плаценту к зародышу и плоду, во-вторых, повреждает ее и через эти повреждения к развивающемуся и еще беспомощному организму устремляются вредоносные возбудители различных болезней. Этo основные причины, по которым у пьющих родителей рождаются дети с дефектами развития. Однако, как уже было упомянуто, алкоголь вредит не только соматическому развитию, но и психике ребенка, через совокупность факторов нарушает процесс социализации и социальной адаптации.
Изучению влияния семейного алкоголизма на психическое и личностное развитие посвящено сравнительно немного литературы, так как этим вопросом занялись основательно лишь недавно. По этой причине на настоящий день существуют только несколько фундаментальных исследований психики ребенка, искаженной алкоголизмом родителей.
Е.М. Мастюкова с группой ученых, с помощью психологических гестов обследовала 50 детей из семей, в которых один или оба родителя страдали хроническим алкоголизмом.
По возрасту дети были разделены на 4 группы;
1) от 1 года до 3- 4 лет:
2) от 4- 5 до 8- 9 лет:
3) от 9- 10 до 12- 14 лет - по 10 человек в каждой группе:
4) от 14 до 17 лет - 20 человек.
Результаты наблюдений за детьми в возрасте от 1 года до 4 лет во время прогулок, занятий и игр и данные специального обследования выявили значительное сходство в их поведении. Они легко вступали в контакт, как со знакомыми, так и с незнакомыми детьми и взрослыми. В общении характеризовались живостью и не посредственностью. Однако контакты, как правило, были поверхностны и кратковременны: эти дети легко оставляли одного партнера по игре и переходили к другому. Настроение у них быстро менялось, на смену оживлению приходили плач и крик. Игры таких детей были примитивны - чаще в виде простых манипуляций с предметами и непродолжительны. Из игрушек они предпочитали шумящие, гремящие, свистящие, любили бросать их, стучать ими, добиваясь шумового эффекта. Как правило, они не проявляли никакого интереса к книгам, даже с яркими, крупными картинками, не могли, хотя бы короткое время, фиксировать внимание на одной и той же игрушке, картинке. В деятельности были импульсивны, нецеленаправленны, легко отвлекались на любые внешние раздражители. В то же время нередкими были проявления инертности психических процессов, «застревания» на одном и том же действии.
Навыки опрятности, самообслуживания не были сформированы ни у одного ребенка из этой возрастной группы. Большинство из них до 3- 4 лет продолжали получать пищу из бутылок с сосками, сосали или грызли пустышки, игрушки, пальцы рук, ногти. Нередко отмечались кривляния, навязчивые движения, гримасы. При засыпании или утомлении наблюдались стереотипные движения: раскачивания из стороны в сторону, перекатывание с боку на бок и т. п.
Общение с окружающими у этих детей осуществлялось преимущественно жестами. У большинства детей до 2- 2,5 лет, а у некоторых и дольше, речь носила лепетный характер. В возрасте около трех лет у них появлялись отдельные слова, имевшие аморфную, аграмматичную структуру. Например, ребенку показывалась картинка, на которой изображен медвежонок, спящий на диване, и задавались вопросы: