Влияние черт характера на конфликтное поведение у старших подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 12:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить взаимосвязь влияния черт характера на особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме.
2. Изучить особенности конфликтного поведения у подростков
3. Сформулировать рекомендации по воспитательной и психо-коррекционной работе с конфликтными подростками.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1.Понятие характера и черт характера……………………………………………… 5
1.1 Черты характера…………………………………………………………………... 7
1.2 Типологическая характеристика
развития черт характера у старших подростков…………………………………….13
2. Понятие о конфликте. Виды конфликтов и конфликтного поведения
у старших подростков…………………………………………………………………58
3. Влияние черт характера на конфликтное поведение
у старших подростков…………………………………………………………………74
4. Исследование конфликтного поведения
у старших подростков…………………………………………………………………79
4.1. Программа исследования…………………………………………………………79
4.2. Анализ и интерпретация результатов……………………………………………83
Заключение……………………………………………………………………………..89
Список литературы…………………………………………………………………….90
Приложение № 1……………………………………………………………………….95

Файлы: 1 файл

Влияние черт характера на конфликтное поведение у старших подростков.doc

— 827.00 Кб (Скачать файл)

 Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - “быть, как все”. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

  Акцентуация характера при  воздействии неблагоприятных условий  может привести к патологическим  нарушениям и изменениям поведения  личности, к психопатии.

Психопатия (от греч. psyche - душа и pathos - “болезнь”) - патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной  адаптации в социальной среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный  характер, проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида. Реакция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с реакциями психопата теснее связаны с писихотравматическими факторами, при этом сохраняется определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не существует.

Когда говорят о наличии у  кого-то определенного характера, тем  самым указывают на известную однобокость его психической организации, известную дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия.

нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что наблюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой - душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты.  Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ

“Что вы знаете о себе”  или выявление акцентуации характера.

 

Тест предназначен для выявления  акцентуации личности. Теоретической основой теста является концепция “акцентуации личностей” К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. В случае яркой выраженности основные черты характера становятся акцентуациями характера. [41,С.56]

Тест содержит 10 шкал, в соответствии с 10 выделенными Леонгардом типами акцентуированных личностей, и состоит  из 88 вопросов, на которые надо ответить “да” или “нет”.

 

ВОПРОСЫ:

 

  1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
  2. Восприимчивы ли вы к обидам?
  3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
  4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
  5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
  6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
  7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
  8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
  9. Серьезный ли вы человек?
  10. Можете ли вы сильно воодешевиться?
  11. Предприимчивы ли вы?
  12. Быстро ли забываете, если кто-то вас обидит?
  13. Мягкосердечный ли вы человек?
  14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
  15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
  16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
  17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
  18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
  19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
  20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
  21. Был ди у вас раньше истерический припадок или истощение нервной системы?
  22. Склонны ли вы к состояниям внутреннего беспокойства или страстного стремления?
  23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
  24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
  25. Смогли бы вы убить человека?
  26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется устранить эти недостатки?
  27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни дома?
  28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
  29. Всегда ли вы старательно вы относитесь к своей деятельности?
  30. Быстро ли вы можете разгневаться?
  31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
  32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
  33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
  34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или иному вопросу?
  35. Влияет  ли на вас вид крови?
  36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
  37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили несправедливо?
  38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
  39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и тщательно, как и любимое дело?
  40. Являетесь ли вы общительным человеком?
  41. Охотно ли вы декламировали стихи в школе?
  42. Убегали ли вы ребенком из дома?
  43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
  44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали нервы, что вы не выходили на работу?
  45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
  46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если кто-то вас оскорбит?
  47. Любите ли вы животных?
  48. Уйдете ли вы из дома или с работы, если у вас там что-то не в порядке?
  49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
  50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
  51. Затрудняет ли вас выступать на сцене перед большим количеством народа?
  52. Можете шли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то умышленно грубо рассердит?
  53. Много ли вы общаетесь?
  54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли вы в отчаяние?
  55. Нравится ли Вам работа организаторского характера?
  56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
  57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
  58. Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим будущим или какой-нибудь проблемой?
  59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
  60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
  61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
  62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении,, а проснуться в удрученном и несколько часов оставаться в нем?
  63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
  64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
  65. Часто ли вы смеетесь?
  66. Можете ли вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего истинного отношения к ним?
  67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
  68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
  69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
  70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
  71. Пугливы ли вы?
  72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
  73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках худ. самодеятельности, в театральном кружке?
  74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
  75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
  76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
  77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
  78. Переносите ли вы злость длительное время?
  79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
  80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы поставили на него кляксу?
  81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели доверчивы?
  82. Часто ли вы видите страшные сны?
  83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна под приближающийся поезд?
  84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
  85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать о них?
  86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлились?
  87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
  88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?

 

КЛЮЧ:

 

  1. Демостративный тип:

+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

-: 51.

Сумму ответов  умножить на 2.

  1. Застревающий тип:

+: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.

-: 12, 46, 59.

Сумму ответов  умножить на 2.

  1. Педантичный тип:

+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

-: 36.

Сумму ответов  умножить на 2.

  1. Возбудимый тип:

+: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 81.

Сумму ответов умножить на 3.

  1. Гипертимный тип:

+: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.

Сумму ответов умножить на 3.

  1. Дистимический тип:

+: 9, 21, 43, 75, 87.

Сумму ответов умножить на 3.

  1. Тревожно-боязливый тип:

+: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

-: 5.

Сумму ответов умножить на 3.

  1. Эффективно-экзальтированный тип:

+: 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножить на 6.

  1. Эмотивный тип:

+: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.

-: 25.

Сумму ответов умножить на 3.

  1. Циклотимный тип:

+: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

Сумму ответов умножить на 3.

 

Максимальная сумма баллов после  умножения – 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения теста считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

Выделенные Леонгардом 10 типов  акцентуированных личностей разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента ( гипертимический, дистимический, тревожно- боязливый, циклотимический, аффективный).

 

На примере 3 опрошенных мною людей  хочу проиллюстрировать определение этим тестом акцентуации личности:

 

1 человек.

2 человек.

3 человек.

  1. -

30)    +

  1. +
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +
  1. +
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -
  1. +

23)    +

  1. -
  1. +
  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. +
  1. -

24)   -

  1. -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +
  1. +
  1. +
  1. +

25)    -

  1. -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. -
  1. +
  1. +
  1. -

26)   +

  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +
  1. -
  1. +
  1. +

27)   +

  1. -
  1. -

28)    +

  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. +

28)   +

  1. +
  1. +

29)    +

  1. +
  1. -
  1. -
  1. +
  1. -

29)   +

  1. +
  1. -
 
  1. +
   
  1. -
   
  1. +
 

 

После обработки результатов выявляется следующее распределение баллов по типам характера:

 

№№

п/п

Тип характера

1 опр. 

человек

2 опр. 

человек

3 опр. 

человек

1

Демонстративный

4

6

10

2

Застревающий

14

22

12

3

Педантичный

8

12

16

4

Возбудимый

12

21

15

5

Гипертимный

6

12

9

6

Дистимический

3

18

12

7

Тревожно-боязливый

12

9

21

8

Эффектно-экзальтированный

18

24

8

9

Эмотивный

21

18

21

10

Циклотимный

18

9

9


 

Отсюда видно, что у 1-ого опрошенного  человека преобладает эмотивный  тип характера, который означает, что для этого человека характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезней, чем другие люди.

Акцентуация личности 2-ого  опрошенного человека - эффектно - экзальтированный тип, яркой чертой которого является способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут возникать по причине, которая не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние - от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. Они привязаны к друзьям, близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты.

У 3-его опрошенного человека по тревожному и эмотивному типам характера набрано равное количество баллов, это значит, что у него преобладают два эти типа. Тревожный тип - людям данного типа свойственна низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особым слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенью для шуток.

 Подростковый    возраст

Общепсихологическая характеристика отрочества. Исследования 
отрочества в психологии. Диалектика “детского” и “взрослого” в 
отрочестве. Границы возраста. Подростковый кризис. Основной вид 
деятельности в подростковом возрасте. Общение со взрослыми и 
сверстниками. Развитие познавательной сферы. Формирование элементов 
теоретического мышления и системы интеллектуальных 
(профессионально ориентированных) интересов. Особенности личности 
подростка. Виды        взрослости. Становление        самосознания.

Психосексуальное развитие. Становление идентичности.

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество - период жизни между детством и  взрослостью. Однако уже это простое  определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании. В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость.

Психоаналитик П. Блос попытался решить проблему окончания  периода отрочества, выделив четыре психологических критерия, позволяющих  провести границу между типичными структурами подросткового и взрослого самосознания: 1) вторичный процесс индивидуализации; 2) временная протяженность самосознания (осознание реальности времени, необходимость правильного понимания своего прошлого и составления планов на будущее); 3) формирование половой принадлежности; 4) “Я”-концепция.[62,С.138]

Информация о работе Влияние черт характера на конфликтное поведение у старших подростков