Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 00:34, контрольная работа
Эксперимент «Влияние детско – родительских отношений на развитие ребенка» проводился с целью исследовать детско – родительские отношения в младшем школьном возрасте.
В ходе эксперимента исследована субъективная семейная ситуация каждого учащегося, определены особенности родительского отношения к детям, выявлены психологические особенности развития личности младшего школьника в семье, разработаны рекомендации для родителей по оптимизации детско – родительских отношений.
1. Название эксперимента 3
2. Краткое содержание 3
3. Введение 4
4. Методика 5
5. Обсуждение 7
6. Цитированная литература 8
1. Название эксперимента 3
2. Краткое содержание 3
3. Введение 4
4. Методика 5
5. Обсуждение 7
6. Цитированная литература 8
«Влияние детско – родительских отношений на развитие ребенка»
Эксперимент «Влияние детско – родительских отношений на развитие ребенка» проводился с целью исследовать детско – родительские отношения в младшем школьном возрасте.
В ходе эксперимента исследована субъективная семейная ситуация каждого учащегося, определены особенности родительского отношения к детям, выявлены психологические особенности развития личности младшего школьника в семье, разработаны рекомендации для родителей по оптимизации детско – родительских отношений.
Проанализировав результат эксперимента, можно сделать следующий вывод: семья всегда была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей, а также является основой для воспитания и развития достойного человека и гражданина.
В процессе жизни в семье у младших школьников формируется ряд положительных нравственных качеств – сочувствие, доброта, внимательность, честность, сопереживание, высокая культура общения, отзывчивость, благодарность и обязательность.
Родители должны стараться придерживаться семейных традиций и отношений, быть всегда и во всём образцом. Каждая семья должна четко понимать, что ребенок, имеющий твердую нравственную опору в лице своих родителей, будет обладать достаточной стойкостью для того, чтобы преодолеть жизненные трудности. А благополучие, гармония и лад в семье, чувство безграничной любви к ребенку даст родителям возможность воспитать всесторонне развитую личность.
Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Взрослые члены семьи несут ценностные установки и стандарты общества, к культуре которого они приобщены.
Через семью ребенок и сам приобщается к культуре общества, становится его членом. Опыт общения и взаимоотношений с родителями и близкими взрослыми, приобретенный в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни [4, с. 19].
Современное общество переживает быстрые изменения, в которых люди не всегда успевают сориентироваться. В процессе этих изменений теряются важнейшие социальные ценности. В частности, терпит кризис семья, которая для многих людей является островком спокойствия, надёжности, источником восполнения нравственных и физических сил.
Духовно - нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Семья не может быть заменена никакими другими социальными учреждениями, так как именно здесь формируются система ценностей, базовые структуры личности ребёнка, его отношение к себе и окружающему миру. В связи с особой воспитательной ролью семьи возник вопрос, как свести к минимуму отрицательное влияние семьи на развитие ребенка. Поэтому изучение данной проблемы является актуальным [1, с. 1 - 2].
Имеет смысл определить факторы и особенности, которые положительно воздействуют на развитие личности младшего школьника в семье.
Цель эксперимента – исследовать детско – родительские отношения в младшем школьном возрасте.
Задачи эксперимента:
1. Исследовать субъективную семейную ситуацию каждого учащегося;
2. Определить особенности родительского отношения к детям;
3. Выявить
психологические особенности
4. Разработать рекомендации для родителей по оптимизации детско – родительских отношений.
1. Испытуемые: 23 учащихся 1 класса.
2. Материал:
1. Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана;
2. Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин);
3. Оборудование: бланки ответов, стимульный материал.
4. Процедура:
1. Констатирующий этап: на первом этапе была проведена диагностика субъективной семейной ситуации каждого учащегося с помощью проективной методики «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана.
Учащиеся были заинтересованы в диагностике, т.к. она была связана с рисованием. Они активно рисовали, задавали вопросы, вели себя заинтересовано.
Каждый
рисунок является творческой деятельностью,
не только отражающей восприятие своей
семьи, но и позволяющей ребенку
анализировать, переосмыслять семейные
отношения. Поэтому рисунок семьи
не только отражает настоящее и прошлое,
но также направлен на будущее: при
рисовании ребенок
Также было выявлено родительское отношение с помощью теста-опросника А.Я. Варги и В.В. Столина [3, с. 193]. Все родители подошли ответственно к выполнению тестового задания.
Родительскому
отношению к младшим школьникам
свойственны следующие
1. Авторитаризм по отношению к ребенку и пристальное слежение за социальными достижениями ребенка и требование социального успеха;
2. Видение ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом и представление его неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний;
3. Стремление к симбиотическим отношениям с ребенком;
4. Заинтересованность в делах и планах ребенка, оказание ему помощи и сочувствия.
2. Формирующий этап: в ходе формирующего этапа эксперимента была апробирована программа когнитивно – поведенческих тренинговых занятий для родителей, направленных на оптимизацию детско – родительских отношений (Марковская И.М.) [2] и проведены индивидуальные и групповые беседы с родителями по вопросу развития личности младшего школьника в семье.
3. Контрольный этап.
На контрольном этапе эксперимента проанализированы результаты исследования и разработаны рекомендации для родителей.
Проанализировав результат эксперимента, можно сделать следующий вывод: проведенное исследование детско - родительских отношений в младшем школьном возрасте позволило выделить психологические особенности развития личности младшего школьника в семье. К ним можно отнести следующие постулаты:
1. Эмоциональная
сторона детско-родительских
2. Удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителей;
3. Индивидуально-типологические особенности ребенка - «трудный темперамент», чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнимательность, импульсивность, - опосредующие формирование родительского отношения.
4. Глубокий
постоянный психологический
1. Князева, М.А. Влияние семьи на развитие личности младшего школьника / М.А. Князева. – Журнал «Начальная школа». – М, 2007. - № 3. – С. 1-7.
2. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская И.М. - СПб.: Речь, 2005. – 150 с.
3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. - М.: «Просвещение», 1996. - 352 с.
4. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 1989. – 72 с.
Информация о работе Влияние детско – родительских отношений на развитие ребенка