Влияние детско – родительских отношений на развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 00:34, контрольная работа

Описание работы

Эксперимент «Влияние детско – родительских отношений на развитие ребенка» проводился с целью исследовать детско – родительские отношения в младшем школьном возрасте.
В ходе эксперимента исследована субъективная семейная ситуация каждого учащегося, определены особенности родительского отношения к детям, выявлены психологические особенности развития личности младшего школьника в семье, разработаны рекомендации для родителей по оптимизации детско – родительских отношений.

Содержание работы

1. Название эксперимента 3
2. Краткое содержание 3
3. Введение 4
4. Методика 5
5. Обсуждение 7
6. Цитированная литература 8

Файлы: 1 файл

1953 - Экспериментальная психология - Описание поставленного эксперимента - контрольная - БГП%.docx

— 29.46 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

1.  Название  эксперимента 3

2.  Краткое  содержание 3

3.  Введение 4

4.  Методика 5

5.  Обсуждение 7

6.  Цитированная  литература 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Название эксперимента

«Влияние детско – родительских отношений на развитие ребенка»

 

2.  Краткое содержание

Эксперимент «Влияние детско – родительских отношений на развитие ребенка»  проводился с целью исследовать детско – родительские отношения в младшем школьном возрасте.

В ходе эксперимента исследована субъективная семейная ситуация каждого учащегося, определены особенности родительского отношения к детям, выявлены психологические особенности развития личности младшего школьника в семье, разработаны рекомендации для родителей по оптимизации детско – родительских отношений.

Проанализировав результат эксперимента, можно сделать  следующий вывод: семья всегда была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей, а также является основой для воспитания и развития достойного человека и гражданина.

В процессе жизни в семье у младших школьников формируется ряд положительных нравственных качеств – сочувствие, доброта, внимательность, честность, сопереживание, высокая культура общения, отзывчивость, благодарность и обязательность.

Родители должны стараться придерживаться семейных традиций и отношений, быть всегда и во всём образцом. Каждая семья должна четко понимать, что ребенок, имеющий твердую нравственную опору в лице своих родителей, будет обладать достаточной стойкостью для того, чтобы преодолеть жизненные трудности. А благополучие, гармония и лад в семье, чувство безграничной любви к ребенку даст родителям возможность воспитать всесторонне развитую личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Введение

 

Бесспорен факт, что фундамент личности ребенка  закладывается в семье, которая  является первой школой воспитания его  нравственных чувств, навыков социального  поведения. На нравственный облик ребенка  влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными  устоями. Взрослые члены семьи несут  ценностные установки и стандарты  общества, к культуре которого они  приобщены.

Через семью  ребенок и сам приобщается  к культуре общества, становится его  членом. Опыт общения и взаимоотношений  с родителями и близкими взрослыми, приобретенный в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений  ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни [4, с. 19].

Современное общество переживает быстрые изменения, в которых люди не всегда успевают сориентироваться. В процессе этих изменений теряются важнейшие социальные ценности. В частности, терпит кризис семья, которая для многих людей является островком спокойствия, надёжности, источником восполнения нравственных и физических сил.

Духовно - нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Семья не может быть заменена никакими другими социальными учреждениями, так как именно здесь формируются система ценностей, базовые структуры личности ребёнка, его отношение к себе и окружающему миру. В связи с особой воспитательной ролью семьи возник вопрос, как свести к минимуму отрицательное влияние семьи на развитие ребенка. Поэтому изучение данной проблемы  является актуальным [1, с. 1 - 2].

Имеет смысл  определить факторы и особенности, которые положительно воздействуют на развитие личности младшего школьника в семье.

Цель эксперимента – исследовать детско – родительские отношения в младшем школьном возрасте.

Задачи эксперимента:

1. Исследовать субъективную семейную ситуацию каждого учащегося;

2. Определить  особенности родительского отношения к детям;

3. Выявить  психологические особенности развития  личности младшего школьника  в семье;

4. Разработать рекомендации для родителей по оптимизации детско – родительских отношений.

4.  Методика

 

1. Испытуемые: 23 учащихся 1 класса.

2. Материал:

1. Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана;

2. Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин);

3. Оборудование: бланки ответов, стимульный материал.

4. Процедура:

1. Констатирующий этап: на первом этапе была проведена диагностика субъективной семейной ситуации каждого учащегося с помощью проективной методики  «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана.

Учащиеся  были заинтересованы в диагностике, т.к. она была связана с рисованием. Они активно рисовали, задавали вопросы, вели себя заинтересовано.

Каждый  рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей  семьи, но и позволяющей ребенку  анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи  не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при  рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему актуальных семейных отношений.

Также было выявлено родительское отношение с помощью теста-опросника  А.Я. Варги и В.В. Столина [3, с. 193]. Все родители подошли ответственно к выполнению тестового задания.

Родительскому отношению к младшим школьникам свойственны следующие особенности, которые достаточно амбивалентны:

1. Авторитаризм  по отношению к ребенку и  пристальное слежение за социальными достижениями ребенка и требование социального успеха;

2. Видение ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом и представление его неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний;

3. Стремление к симбиотическим отношениям с ребенком;

4. Заинтересованность в делах и планах ребенка, оказание ему помощи и  сочувствия.

2. Формирующий этап: в ходе формирующего этапа эксперимента была апробирована программа  когнитивно – поведенческих тренинговых занятий для родителей, направленных на оптимизацию детско – родительских отношений (Марковская И.М.) [2] и проведены индивидуальные и групповые беседы с родителями по вопросу развития личности младшего школьника в семье.

3. Контрольный  этап.

На контрольном  этапе эксперимента проанализированы результаты исследования и разработаны  рекомендации для родителей.

5. Обсуждение

Проанализировав результат эксперимента, можно сделать  следующий вывод: проведенное исследование детско - родительских отношений в младшем школьном возрасте позволило выделить психологические особенности развития личности младшего школьника в семье. К ним можно отнести следующие постулаты:

1. Эмоциональная  сторона детско-родительских отношений  в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института.

2. Удовлетворение  потребностей ребенка, забота  и внимание к нему родителей;

3. Индивидуально-типологические  особенности ребенка - «трудный темперамент», чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнимательность, импульсивность, - опосредующие формирование родительского отношения.

4. Глубокий  постоянный психологический контакт  с ребенком – это универсальное  требование к воспитанию, контакт  необходим для развития каждого  ребенка в любом возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.  Цитированная литература

 

1. Князева, М.А. Влияние семьи на развитие личности младшего школьника / М.А. Князева. – Журнал «Начальная школа». – М, 2007. - № 3. – С. 1-7.

2. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская И.М. - СПб.: Речь, 2005. – 150 с.

3. Овчарова Р.В.  Справочная книга школьного психолога / Р.В. Овчарова. -  М.: «Просвещение», 1996. - 352 с.

4. Хоментаускас, Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 1989. – 72 с.

 

 


Информация о работе Влияние детско – родительских отношений на развитие ребенка