Влияние игры на формирование личности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение влияния игры на формирование духовно-нравственной культуры младших школьников как базового компонента личности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Организация и проведение экспериментального исследования.
3. Интерпретация полученных результатов.
Основными методами исследования выступили опрос и наблюдение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты влияния игровых методов на формирование личности младших школьников…………………………………5
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития личности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………...5
1.2. Игра как средство формирования личности в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………………11
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния игровых методов на формирование личности младших школьников………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………..26
Библиография………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

влияние игры на формирование личности младших школьников.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Среди большого многообразия средств физической культуры, используемых в лагере, особое место принадлежит подвижным играм.

Игра и движение для ребенка не только жизненная необходимость - это сама жизнь.

Правильно подобранные и организованные игры решают целый комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Подвижные игры укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарат, улучшают обменные процессы, способствуют нормальному физическому развитию ребенка, улучшают координацию и моторику. Во время игр совершенствуются все психические процессы: представление, восприятие, вникание, память, мышление и воображение. С помощью игр ребенок познает окружающий мир. Знакомится с обычаями и традициями разных народов. Подвижная игра пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе и подчиняться общий требованиям, воспитывает честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу [3, 35].

Таким образом, игра является неотъемлемой частью организации воспитательного процесса в младшем школьном возрасте. Игра улучшает большинство аспектов развития детей, также удовлетворяет их естественное потребности.

 

  1. Экспериментальное исследование влияния игровых методов на формирование личности младших школьников

С целью духовно-нравственного развития личности младших школьников, нами было проведено экспериментальное исследование на базе МСОШ №9 г. Кумертау республики Башкортостан в 3-х классах.

Эксперимент включал в себя четыре этапа:

  1. диагностический;
  2. организационный;
  3. проведение игры «КВН по сказкам»;
  4. оценочный.

Диагностическое обследование, проведенное среди 3-классников, показало, что в жизни учеников на 1 месте – герои зарубежных мультфильмов (такие как Том и Джери, Рейджеры, Бетмен) это 33%;

2 место занимают в жизни детей  любимые игрушки (Куклы, Медвежата, Велосипеды).

И только 3 место завоевали герои российских мультфильмов (преимущественно Крокодил Гена), а у персонажей книг всего 6%.

Организационный этап включал в себя формирование команд и оформление зала. Оформление зала, в свою очередь, предполагало подготовку следующих материалов: 
1. Плакат. 
2. Объявление: В клуб пришел, не хмурь лица, 
Будь веселым до конца. 
Ты не зритель и не гость, 
А программы нашей гвоздь. 
Не стесняйся, не ломайся, 
Всем законам подчиняйся! 
3. Рисунки детей на тему: «Моя любимая сказка». 
4. Выставка детских работ из пластилина «Мой любимый сказочный герой». 
5. Оформление эмблемы для команд «Сивка Бурка» и «Колобок».

Этап проведения игры осуществлялся по следующему сценарию:

Выходят 2 ведущих. 
Ведущий 1: Добрый день! Итак, друзья, начнем программу. Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас! 
Ведущий 2: Мы знаем, вы любите игры,  
Песни, загадки и пляски. 
Но нет ничего интереснее, 
Чем наши волшебные сказки. 
Ведущий 1: Сказку нередко наполняют разные чудеса. То молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей и т. д. Все это интересно!  
Ведущий 2: Сейчас мы вспомним с вами сказки и пригласим в гости героев сказок. Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказки и посмотрим, кто к нам пришел. 
(начинается парад сказочных героев, которые входят в зал под музыку). 
Все: Мы веселые ребята, 
И не любим мы скучать, 
С удовольствием мы с вами 
В КВН будем играть. 
Команда 1: Мы отвечаем дружно 
И здесь сомнений нет. 
Сегодня будет дружба 
Владычицей побед. 
Команда 2: И соревнуясь, вместе с вами 
Мы останемся друзьями 
Пусть борьба кипит сильней 
И наша дружба крепнет с ней. 
Представление жюри. 
Ведущий 1: Мы желаем вам успехов в состязании. Да победит сильнейший. Итак, команды для проведения встречи готовы! Право выступить предоставляется команде 3 класса. Капитанов команд прошу представить команды. 
Команда «Колобок». 
Капитан: Наша команда «Колобок». Наш девиз: «Будем активно мыслить и волшебничать.  
Приветствие. Привет друзья! Сегодня у нас интересный праздник – соревнование в знании сказок, сказочных персонажей. 
Песня 
(на мотив песни «Орленок») 
Смелей, ребята, в бой, 
Жюри с высоты огляди! 
Мы нашей команде победу добудем, 
Оставим другую позади. 
Команда «Сивка – Бурка» 
Капитан: Наша команда «Сивка – Бурка». Наш девиз: В кругу друзей лучше скакать, легче думать и победить! 
Приветствие. Пусть сильней кипит борьба, сильней соревнование. Успех решает не судьба, а только наши знания! 
Песня 
(на мотив песни «Солнечный круг») 
Встанем все в круг – 
Дружба вокруг 
Девочки все и мальчишки, 
Будем мы мыслить, будем мечтать. 
Может, победа придет? 
Пусть светлеет наш разум. 
Помечтаем все разом, 
Пусть не близко победа, 
Победим все же мы. 
Оценивание жюри. 
Ведущий 2: Следующий конкурс «Разминка». 
«Хорошо ли ты знаешь сказки». 
Каждая команда задает по 4 вопроса другой команде, на размышление дается 1 минута. Жюри дает предпочтение той команде, у которой ответы будут не только правильными, но и остроумными. 
Ведущий 1: Слово команде «Сивка-Бурка». 
1. Какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу? 
2. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? 
3. Что пела коза семерым козлятам? 
4. Какую песню пел Колобок? 
Ведущий 2: Слово команде «Колобок». 
1. Кто может позвать Сивку – Бурку? 
2. В кого превращала лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал «царство славного царя Султана»? 
3. Кто может позвать Иванушке сестричку Аленушку? 
4. В какой сказке прославляют Комара? 
Ведущий 1: Пока жюри подводит итоги двух конкурсов смотрите и слушайте рекламу. 
(Выходят двое). 
1 - й: Физкультура – это лучшие лекарства. У меня есть знакомый дедушка. Ему уже за тридцать, а он начал заниматься гимнастикой егой.  
2 - й: Ого! 
1 – й: 4о минут стоял на голове. 
2 – й: И какой результат? 
1 – й: Десятый месяц лежит в больнице. 
2 – й: Ха – ха – ха! Почему? 
1 – й: Никак на ноги его не могут поставить. 
2 – й: Мальчики и девочки занимайтесь физкультурой, а то будет поздно. 
Ведущий 2: Слово жюри… 
Счет становится… 
Впереди команда… 
Ведущий 1: Следующий конкурс Литературно – музыкальный. 
Выступает команда «Колобок». 
1. Стих 
2. Песня. 
3. Танец. 
Ведущий 2: Выступает команда «Сивка – бурка». 
1. Стих. 
2. Песня. 
3. Танец. 
Музыкальная пауза. Игра на баяне. 
Ведущий 1: Конкурс капитанов. 
Нарисовать на стенде сказочного героя.  
Ведущий 2: Следующий конкурс с болельщиками. «Лучший знаток сказок». 
Из какой сказки? 
1. У меня зазвонил телефон. («Телефон». Чуковский) 
2. Петушок - Петушок  
Золотой гребешок. 
Масляна головушка 
Шелкова бородушка 
Выгляни в окошко, 
Дам тебе горошку. («Петушок золотой гребешок») 
3. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. («Три медведя») 
4. Вдруг видит – стоит избушка, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. («Гуси – лебеди») 
5. С букварем шагает в школу 
Деревянный мальчуган 
Попадает вместо школы 
В полотняный балаган. 
Как зовется эта книжка? 
Как зовется сам мальчишка? («Буратино») 
6. Сейчас потолкуем о книжке другой, 
Тут синее море. 
Тут берег морской. 
Старик вышел к морю, 
Он невод забросит 
О жадной старушке 
Рассказ тот пойдет. 
А жадность, ребята, 
К добру не ведет. 
А кончится дело все тем же корытом, 
Но только не новым, а старым. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин) 
Ведущий 1: Следующий конкурс «Домашнее задание» Начинает команда «Сивка – Бурка». 
Капитан: Мы вам покажем сказку «Репка». Слушайте, смотрите и принимайте в ней активное участие. 
Ведущий 2: А теперь слово команде «Колобок». 
Ведущий 1: Пока жюри подводит итоги по домашнему заданию… 
(Вбегает почтальон). 
Почтальон: Постойте! Постойте! Здесь КВН по сказкам? Вам телеграмма. Получите. Распишитесь. 
Ведущий 2: Ну-ка, кто нам прислал телеграмму! Ребята, телеграмму нам прислала сама Королева сказок. Она нам желает успехов в учебе, и чтобы мы никогда не забывали читать книги. 
Ведущий 1: Наш КВН закончился. 
Слово жюри. 
Ведущий 2: Благодарим наших арбитров за их творческую работу в оценке наших конкурсов. А ребят мы благодарим за их находчивость, смекалку и упорство в достижении славы и успеха.

Оценочный этап позволил нам выделить следующие результаты проведенного мероприятия:

    1. В ходе творческого задания, предполагавшего рисование и лепку из пластилина сказочных персонажей для оформления зала, дети лучше познакомились с различными сказочными персонажами русских народных сказок. Выполнение задания способствовало развитию мелкой моторики руки, воображения и творческого мышления.
    2. Этап проведения игры способствовал формированию командного духа, сплочению учеников, развитию коммуникативных способностей. Задания были распределены таким образом, что в игре были задействованы все ученики, что позволило менее активным как в группе, так и в учебной деятельности учащимся проявить себя и свои способности, почувствовать свою значимость.
    3. Повторный опрос показал, что после проведения мероприятия героям русских народных сказок стало отводиться 20% выборов по предпочтениям, что позволяет нам говорить о значимости различий относительно диагностического этапа.

Таким образом, цель мероприятия – формирование духовно-нравственной культуры личности младших школьников – была достигнута.

 

Заключение

 

Игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, правах и навыках общества.

Для ребенка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым, приобретая определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем. Игра одновременно - развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. И вместе с тем "многочисленные игры ребят - работа", считал Януш Корчак, в которой не может быть "надо" и "не надо".

Игра - реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. В игровом мироощущении детей присутствуют истины конгениального характера, не менее важные, чем установочные взгляды на реальности мира. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с коллективом других детей. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования. Играть необходимо и очень важно. Ведь не зря многие психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Игрой лечат, игрой развивают, игрой развлекают, игрой успокаивают, игрой обучают, игрой воспитывают.

 

 

 

 

 

Библиография

 

1. Буя Т.А. Игра в эстетическом воспитании младшего школьника // Начальная школа. - 1997. - № 2. - С.40-43.

2. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. - М., 1973.

3. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М., 2004.

4. Выготский Л.С. Игра и  ее роль в психическом развитии  ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.

5. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития. — М., 2002.

6. Гамзюкова Т. А. Лучшие открытые уроки и внеклассные мероприятия для начальных классов с нотным приложением детских песен. – М., 2006

7. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. — М., 1999.

8. Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. - Новосибирск, 1995.

9. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. -М., 1997.

10. Крайг Г., Бокум Д. психология развития – СПб., 2004.

11. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М., 1998.

12. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. - СПб., 2007.

13. Миллер С. Психология игры. - СПб., 1999.

14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. - М., 1999.

15.  Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., 1996.

16. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996.

17. Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1997.

18. Психология детства. Практикум. / Под ред. А.А. Реана. – СПб., 2003.

19. Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1991.

20. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М., 1997.

21. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М., 1998.

22. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1999.

23. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2001.

 


 



Информация о работе Влияние игры на формирование личности младших школьников