Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 20:02, реферат
Актуальность исследования. В современном мире все больше возрастает понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и развитие общества в целом. Взаимодействие подростка с родителями является особым опытом его взаимодействия с социумом. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. Вместе с тем в условиях нарастающего материального и социального расслоения общества происходят изменения семьи. Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так на Западе. По данным статистики, в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. За последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать [1,5].
Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка
Актуальность исследования.
В современном мире все больше
возрастает понимание семьи как
определяющей не только развитие ребенка,
но и развитие общества в целом. Взаимодействие
подростка с родителями является
особым опытом его взаимодействия с
социумом. Этот опыт закрепляется и
формирует определенные модели поведения
с другими людьми. Вместе с тем
в условиях нарастающего материального
и социального расслоения общества
происходят изменения семьи. Не секрет,
что распад семьи - острая проблема
современного общества. В настоящее
время наблюдается
Как показывают многочисленные исследования (Л.С.Алексеева, М.А.Галагузова, Т.В.Лодкина, П.Д.Павленок, В.В.Столин) жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую [3,4]. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Эти особые условия жизни подростка отражаются на особенностях его личностного развития [2].
В настоящее время более важными, чем материальные условия, являются психологические проблемы подростков, которые должны решать родители. В неполной семье их возникает значительно больше и даже появляются такие, каких почти не бывает в полной семье.
В связи с этим целью исследования являлось изучение особенностей взаимоотношений подростков и родителей в неполных семьях.
В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи:
1.Определить роль неполной
семьи в развитии ребенка
Выявить особенности родительского
отношения к ребенку
Определить степень
Охарактеризовать противоречия в стилях семейного воспитания.
Разработать рекомендации по
изменению взаимоотношений
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось в ноябре-декабре 2010 года на базе общеобразовательных школ города Курска. Всего в исследовании приняло участие 60 подростков (мальчиков и девочек) в возрасте 13-15 лет и их родители. Выборка испытуемых исследования состояла из двух эмпирических групп. В экспериментальную группу входили подростки из неполных семей - 30 детей и 30 родителей (мамы), в контрольную группу для сравнения результатов исследования входило также 30 подростков и их родители из полных семей.
Для достижения цели работы, проверки гипотезы, решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Методы теоретического исследования научных работ;
Методы эмпирического исследования: опрос (анкетирование, беседа), тестирование. В исследовании использовались следующие методики: методика-опросник социализации для школьников «Моя семья», тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана, методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).
При математической
обработке полученных данных
применялись методы
Анализ результатов и их обсуждение
Анализ полученных результатов
взаимоотношений в семье с
помощью опросника социализации
для школьников «Моя семья» показывает,
что 27,2% опрошенных подростков из полных
семей считают уровень
Менее благополучными взаимоотношениями в полных семьях считают 56,1% подростков из неполных семей – 73,4%. Это объясняется тем, что в отсутствии одного из родителей в подростковом возрасте неизбежно возникают проблемы во взаимоотношениях: непонимание, неприятие, отчужденность, недоверие и т.д.
10,2% опрошенных подростков
из полных семей удовлетворены
отношениями с родителями, и лишь
7,7% подростков из неполных семей
считают свои отношения с
Полученные данные доказывают
наличие в семье
Анализируя полученные результаты по тесту «Кинетический рисунок семьи» необходимо отметить, что благоприятная семейная ситуация сохраняется лишь в 47,5 % неполных семьях даже при доминировании во взаимоотношениях одного родителя. У 23,2% подростков присутствует чувство тревожности в семейной ситуации, в 20,1% семей выявлена конфликтность подростков и родителей и в 10,8 % семей подростки ощущают себя неполноценными в семейной ситуации. Полученные результаты можно объяснить особенностями подросткового периода, чувством «взрослости», противоречиями формирующегося собственного образа «Я» и отношением к подростку взрослого, в данном случае матери. Отсюда и нарастание конфликтности и чувства собственной неполноценности во взаимоотношениях.
Таким образом, анализ рисунков семьи показал наличие явных проблем как в полных семьях, так и в неполных, однако более положительными в эмоциональном плане являются взаимоотноношения в полных семьях.
Исследование по методике
диагностики родительского
63,6% опрошенных родителей
из полных семей и 57,7% родителей
из неполных семей проявляют
заинтересованность делами и
планами ребенка, стараются
59,9 % опрошенных родителей
из полных семей и 56,6 % родителей
из неполных семей не
49,1% опрошенных родителей
из полных семей и 52,1% родителей
из неполных семей
62,5% опрошенных родителей
из полных семей и 66,4 % родителей
из неполных семей видят
Таким образом, можно сказать, что родители из полных семей стараются быть в большем симбиозе с детьми, чем родители из неполных семей. Они больше контролируют детей, но меньше подчеркивают неудачи ребенка. Родители детей из неполных семей чаще используют стиль «маленький неудачник», но при этом у них несколько ослаблен контроль по сравнению с родителями детей из полных семей.
Выводы
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей.
Наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.
Подростки из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят негативный характер. Детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор).
Положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье, его всестороннее и гармоничное развитие оказывает сотрудничество как основной стиль воспитания.
Психолого-педагогическая программа "Семейное счастье" опробованная нами в школе № 28 включающая в себя социально-педагогическую помощь неполной семье, направленную на восстановление неполной семьи в своих правах и обязанностях, позволит создать благоприятную обстановку внутри семьи и обеспечить гармонизацию семейных отношений.
Список литературы
Аверин, В. А. Психология детей и подростков: учебное пособие. /В. А. Аверин – СПб.: Изд-во Питер. - 1998.- 321 с.
Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения: дис. канд. псих. наук. / А. Я. Варга – М., 1986. – 206 с.
Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. /А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. / под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
Дементьева, Н. В. Степень социальной ответственности подростка в полной и неполной семьях. / Н. В. Дементьева, Н. А. Зубарева. // Воспитание школьников. – 2003. - №10. – С. 13-17.
Зубкова, Т.С. Неполные семьи: учебное пособие. /Т.С. Зубкова.// Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей. – М., 2003. – С. 75-80.
Информация о работе Влияние полных и не полных семей на развитие ребёнка