Влияние полных и не полных семей на развитие ребёнка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 20:02, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. В современном мире все больше возрастает понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и развитие общества в целом. Взаимодействие подростка с родителями является особым опытом его взаимодействия с социумом. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. Вместе с тем в условиях нарастающего материального и социального расслоения общества происходят изменения семьи. Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов как в России, так на Западе. По данным статистики, в каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. За последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать [1,5].

Файлы: 1 файл

Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка.docx

— 19.93 Кб (Скачать файл)

Влияние полных и неполных семей на развитие ребенка

 

Актуальность исследования. В современном мире все больше возрастает понимание семьи как  определяющей не только развитие ребенка, но и развитие общества в целом. Взаимодействие подростка с родителями является особым опытом его взаимодействия с  социумом. Этот опыт закрепляется и  формирует определенные модели поведения  с другими людьми. Вместе с тем  в условиях нарастающего материального  и социального расслоения общества происходят изменения семьи. Не секрет, что распад семьи - острая проблема современного общества. В настоящее  время наблюдается стремительный  рост количества разводов как в России, так на Западе. По данным статистики, в каждой пятой российской семье  с несовершеннолетними детьми отсутствует  один из родителей. За последние годы резко возрастает число детей, которые  воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать [1,5].

 

Как показывают многочисленные исследования (Л.С.Алексеева, М.А.Галагузова, Т.В.Лодкина, П.Д.Павленок, В.В.Столин) жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Кроме материальных трудностей, с которыми сталкиваются одинокие родители, мать не в состоянии реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую [3,4].  Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Эти особые условия жизни подростка отражаются на особенностях его личностного развития [2].

 

В настоящее время более  важными, чем материальные условия, являются психологические проблемы подростков, которые должны решать родители. В неполной семье их возникает  значительно больше и даже появляются такие, каких почти не бывает в  полной семье.

 

В связи с этим целью  исследования являлось  изучение  особенностей взаимоотношений подростков и родителей в неполных семьях.

 

В соответствии с целью  исследования в работе были поставлены следующие задачи:

 

1.Определить роль неполной  семьи в развитии ребенка подросткового  возраста.

Выявить особенности родительского  отношения к ребенку подросткового  возраста в неполных семьях.

Определить степень комфортности и эмоциональное состояние подростка  в семье, где воспитывает один из родителей.

Охарактеризовать противоречия в стилях семейного воспитания.

Разработать рекомендации по изменению взаимоотношений родителей  и подростков, в условиях неполной семьи.

 

 

 

Материалы и методы исследования

 

Исследование проводилось  в ноябре-декабре 2010 года на базе общеобразовательных  школ города Курска. Всего в исследовании приняло участие 60 подростков (мальчиков  и девочек) в возрасте 13-15 лет и  их родители. Выборка испытуемых исследования состояла из двух эмпирических групп. В экспериментальную группу входили  подростки из неполных семей - 30 детей  и 30 родителей (мамы), в контрольную  группу для сравнения результатов  исследования входило также 30 подростков и их родители из полных семей.

 

Для достижения цели работы, проверки гипотезы, решения поставленных задач использовались следующие  методы исследования:

Методы теоретического исследования научных работ;

Методы эмпирического  исследования: опрос (анкетирование, беседа), тестирование. В исследовании использовались следующие методики: методика-опросник социализации для школьников «Моя семья», тест «Кинетический рисунок семьи»  (КРС) Р.Бернса и С.Кауфмана, методика  диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

 При математической  обработке полученных данных  применялись методы вариационного  (средняя, ошибка средней, коэффициент  вариации, критерий Стьюдента) и  корреляционного  анализа.

 

 

 

Анализ результатов и  их обсуждение

 

Анализ полученных результатов  взаимоотношений в семье с  помощью опросника социализации для школьников «Моя семья» показывает, что 27,2% опрошенных подростков из полных семей считают уровень взаимоотношений  высоким,   из неполных семей всего  лишь 17,6%.

 

Менее благополучными взаимоотношениями  в полных семьях считают 56,1% подростков из неполных семей – 73,4%. Это объясняется  тем, что в отсутствии одного из родителей  в подростковом возрасте неизбежно  возникают проблемы во взаимоотношениях: непонимание, неприятие, отчужденность, недоверие и т.д.

 

10,2% опрошенных подростков  из полных семей удовлетворены  отношениями с родителями, и лишь 7,7% подростков из неполных семей  считают свои отношения с матерью  удовлетворительными.

 

Полученные данные доказывают наличие в семье психотравмирующей  ситуации (отсутствие отца), снижение воспитательных возможностей и воспитательного  потенциала.

 

Анализируя полученные результаты по тесту «Кинетический рисунок  семьи» необходимо отметить, что благоприятная  семейная ситуация сохраняется лишь в 47,5 % неполных семьях даже при доминировании  во взаимоотношениях одного родителя. У 23,2% подростков присутствует чувство  тревожности в семейной ситуации, в 20,1% семей выявлена конфликтность  подростков и родителей и в 10,8 % семей подростки ощущают себя неполноценными в семейной ситуации. Полученные результаты можно объяснить особенностями подросткового периода, чувством «взрослости», противоречиями формирующегося собственного образа «Я» и отношением к подростку взрослого, в данном случае матери. Отсюда и нарастание конфликтности и чувства собственной неполноценности во взаимоотношениях.

 

Таким образом, анализ рисунков семьи  показал наличие явных  проблем как в полных семьях, так и в неполных, однако более положительными в эмоциональном плане являются взаимоотноношения в полных семьях.

 

Исследование по методике диагностики родительского отношения (А. Я. Варга, В.В.Столин) показало, что 58,3% опрошенных родителей из полных семей и 52,1% родителей из неполных семей принимают своего ребенка. Им нравится ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, одобряют его интересы и планы.

 

63,6% опрошенных родителей  из полных семей и 57,7% родителей  из неполных семей проявляют  заинтересованность делами и  планами ребенка, стараются помочь  ему, высоко оценивают интеллектуальные  и творческие способности ребенка,  испытывают чувство гордости  за него.

 

59,9 % опрошенных родителей  из полных семей и 56,6 % родителей  из неполных семей не испытывают  дистанции в общении с ребенком  или она слишком мала. Эти родители  ощущают себя с ребенком единым  целым, стремятся удовлетворить  все потребности ребенка, оградить  его от трудностей и неприятностей  жизни. Они постоянно ощущают  тревогу за ребенка, ребенок  кажется им маленьким и беззащитным.  Это может быть связано с  повышенной личностной тревожностью  самих родителей.

 

49,1% опрошенных родителей  из полных семей и 52,1% родителей  из неполных семей предпочитают  авторитарный стиль воспитания, т.е. строгую дисциплину и безоговорочное  послушание. Такие родители стараются  навязать ребенку свою волю, не  в состоянии понять точку зрения  ребенка. Они пристально следят  за социальными достижениями  ребенка, его индивидуальными  особенностями, привычками, мыслями,  чувствами.

 

62,5% опрошенных родителей  из полных семей и 66,4 % родителей  из неполных семей видят своего  ребенка меньшим по сравнению  с реальным возрастом, приписывают  ему личную и социальную несостоятельность.  Интересы, увлечения, мысли и чувства  ребенка не воспринимаются всерьез.  Ребенок кажется родителям не  приспособленным, открытым для  дурных влияний. Возможно, именно  поэтому 40,5% матерей предпочитают  жестко контролировать своих  детей.

 

Таким образом, можно сказать, что родители из полных семей стараются  быть в большем симбиозе с детьми, чем родители из неполных семей. Они  больше контролируют детей, но меньше подчеркивают неудачи ребенка. Родители детей из неполных семей чаще используют стиль «маленький неудачник», но при  этом у них несколько ослаблен контроль по сравнению с родителями детей из полных семей.

 

Выводы

 

Проведенное исследование позволило  сделать следующие выводы:

Воспитание детей в  неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей.

Наиболее распространенными  стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Подростки  из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических  особенностей, которые в большинстве  случаев носят негативный характер. Детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор).

Положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье, его всестороннее и гармоничное  развитие оказывает сотрудничество как основной стиль воспитания.

Психолого-педагогическая программа "Семейное счастье"  опробованная нами в школе № 28 включающая в  себя социально-педагогическую помощь неполной семье, направленную на восстановление неполной семьи в своих правах и обязанностях, позволит создать  благоприятную обстановку внутри семьи  и обеспечить гармонизацию семейных отношений.

 

Список литературы

Аверин, В. А. Психология детей  и подростков: учебное пособие. /В. А. Аверин – СПб.: Изд-во Питер. - 1998.- 321 с.

Варга, А. Я. Структура и  типы родительского отношения: дис. канд. псих. наук. / А. Я. Варга – М., 1986. – 206 с.

Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. /А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева. / под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд., перераб. – М.: Академия, 2002. – 272 с.

Дементьева, Н. В. Степень  социальной ответственности подростка  в полной и неполной семьях. / Н. В. Дементьева, Н. А. Зубарева. // Воспитание школьников. – 2003. - №10. – С. 13-17.

Зубкова, Т.С. Неполные семьи: учебное пособие. /Т.С. Зубкова.// Организация  и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей. –  М., 2003. – С. 75-80.


Информация о работе Влияние полных и не полных семей на развитие ребёнка