Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 16:52, статья
В последнее время проблема суицидального поведения подростков приобретает всё более острую значимость и привлекает внимание многих учёных. Суицид принимает характер «большой эпидемии», «чумы XXI века». Данные статистики ВОЗ ошеломляют своей стремительной динамикой: каждый год в России от суицида гибнет 2,5 тысячи подростков, а пытается совершить действие суицидального характера несоизмеримо большее число лиц этого возраста, возрастающее с годами в геометрической прогрессии. Необходимость снижения этой тенденции, а так же недостаточная изученность этой проблемы определяет актуальность данного исследования.
Влияние различных факторов на предрасположенность к суицидальному поведению подростков
Научный руководитель – Неделько Е.Г.
В последнее время
проблема суицидального
Проблемой предрасположенности к суицидальному поведению подростков занималось множество отечественных И.А. Сикорский [3],
В.Т. Кондрашенко [4], А. Е. Личко [5], Б. Н. Алмазов [3], Е.Шир [10] и зарубежных ученых Э. Дюркгейм [7], З. Фрейд [8], К. Хорни [9],
Г.-С. Салливан [7].
Рассмотрим взгляды некоторых из них на эту проблему чуть более подробно.
Карен Хорни придавала большое значение пережитому в детстве и детским впечатлениям. Суицид, по ее мнению, может возникнуть как следствие детской зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности, того, что Хорни называет «идеализированным образом», имеющимся у человека о самом себе. Суицидальное поведение является, с ее точки зрения, сочетанием внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды.
Гарри-Стэк Салливан рассматривал суицид с точки зрения собственной теории межличностного общения, исходя из 3х образов я: «хорошее Я», «плохое Я», «не Я». Когда человек чувствует себя в безопасности, он «хорошее Я», в состоянии тревоги – «плохое Я», а «не Я» приводит к душевному расстройству или суициду.
Андрей Евгеньевич Личко, обследовав группу подростков в возрасте от 14 до 18 лет, нашел, что примерно у половины из них суицид совершается на фоне острой аффективной реакции, когда даже кажущийся незначительным повод может сыграть роль «последней капли» и спровоцировать суицидальное поведение. При этом внешне действия подростка нередко кажутся демонстративными.
Иван Алексеевич Сикорский, будучи практикующим психиатром, рассматривал и анализировал конкретные факты самоубийств в подростковом и юношеском возрасте, с которыми ему пришлось сталкиваться во время работы в Петербурге. Он осмысливал самоубийство как сложный многоаспектный психологический акт. По его мнению, исходной точкой для развития в дальнейшем патологических эмоций, является чувство виновности. Он придавал ему особое значение, поскольку в силу возраста данное чувство переживается очень остро и вытекает из крайне строго понятого долга и преувеличений в оценке своих недостатков. В основе чувства виновности Сикорский видел упадок сил, понижение физиологического и психологического потенциала, признание себя причиной наступивших перемен. Это чисто психологический путь развития событий от сомнения до самоубийства.
Прежде, чем приступить к экспериментальному исследованию факторов, влияющих на предрасположенность к суицидальному поведению подростков, мы определили основное понятие нашего исследования. Под «суицидальным поведением» мы, опираясь на труды А.Г. Абрумовой и В.А. Тихоненко, понимаем любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни [1].
В результате анализа научной литературы нами были выявлены личностные качества, влияющие на предрасположенность к суицидальному поведению подростков.
К ним в аспекте исследования относятся: депрессия, агрессивность, одиночество, эмоциональная эмпатия , тревожность.
В качестве измерителей были приняты следующие методики:
В 2014 году был проведен эксперимент по выявлению корреляции склонности к суицидальному поведению подростков с различными факторами.
В эксперименте приняли участие учащиеся 8 – 9 классов «МБОУ СОШ № 10» города Троицка в количестве 15 человек.
Была проведена корреляция по методике Спирмена, данные, представлены в таблице:
Качества личности (факторы) |
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена |
||
rs |
p | ||
Эмоциональная эмпатия |
0,45 |
>0,05 | |
Одиночество |
0,56 |
<0,05 | |
Депрессия |
0,62 |
<0,01 | |
Агрессивность |
-0,64 |
<0,01 | |
Тревожность |
0,44 |
>0,05 |
Rs – расчетное значение коэффициента Спирмена
P – уровень корреляции.
Проанализировав полученные результаты, можно сказать, что суицидальное поведение подростков практически не зависит от выбранных показателей. Так, наибольшая зависимость выявлена с депрессией, т.е. чем выше будет ее уровень, тем более высока будет предрасположенность к суицидальному поведению. Также была выявлена достаточно высокая обратная зависимость между агрессивностью и предрасположенностью к суицидальному поведению, это вполне обосновано, т.к. проявление данных факторов, как качеств личности, подросток не в состоянии контролировать.
С такими личностными качествами, как эмоциональная эмпатия и тревожность, корреляционной зависимости не выявлено.
Список литературы:
1.Амбрумова,
А.Г. Суицид, как феномен социально-
2. Волков, А. М. Энциклопедия психологических тестов (комплект из 3 книг) [Текст] / А.М. Волков – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2012 – 360 с.
3.Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011 – 412 с.
4.Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция. [Текст] / В.Т. Кондрашенко , С.А. Игумнов – Аверсэв, 2009 – 368 с.
5. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. [Текст]/ А.Е. Личко – Эксмо-Пресс 2011 – 416 с.
6.Никуленко, Т. Г. Групповая психотерапия подростков [Текст] / Т. Г. Никуленко – Феникс, 2007 – 349 с.
7.Реан, А.А. Психология личности [Текст] / А.А. Реан – Питер, 2013 – 288с.
8.Фрейд, З., Интерес к психоанализу [Текст] / З. Фрейд, С. Цвейг –Попурри, 2011 – 592 с.
9.Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] / К. Хорни – Самоанализ, 2008 – 408 с.
10.Шир, Е. Суицидальное поведение у подростков [Текст] / Е.Шир // Журнал невропатологии и психиатрии им.С.С.Корсакова. – 1984. – № 10. – С. 56 - 60