Влияние различных факторов на предрасположенность к суицидальному поведению подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 16:52, статья

Описание работы

В последнее время проблема суицидального поведения подростков приобретает всё более острую значимость и привлекает внимание многих учёных. Суицид принимает характер «большой эпидемии», «чумы XXI века». Данные статистики ВОЗ ошеломляют своей стремительной динамикой: каждый год в России от суицида гибнет 2,5 тысячи подростков, а пытается совершить действие суицидального характера несоизмеримо большее число лиц этого возраста, возрастающее с годами в геометрической прогрессии. Необходимость снижения этой тенденции, а так же недостаточная изученность этой проблемы определяет актуальность данного исследования.

Файлы: 1 файл

СУИЦИД.docx

— 21.10 Кб (Скачать файл)

Влияние различных факторов на предрасположенность к  суицидальному поведению подростков

                                                                Байдина Л.В., студентка гр. ТП – 301

Научный руководитель – Неделько Е.Г.

 

 В последнее время  проблема суицидального поведения  подростков приобретает всё более  острую значимость и привлекает  внимание многих учёных. Суицид  принимает характер «большой  эпидемии», «чумы XXI века». Данные статистики ВОЗ ошеломляют своей стремительной динамикой: каждый год в России от суицида гибнет 2,5 тысячи подростков, а пытается совершить действие суицидального характера несоизмеримо большее число лиц этого возраста, возрастающее с годами в геометрической прогрессии. Необходимость снижения этой тенденции, а так же недостаточная изученность этой проблемы определяет актуальность данного исследования.

Проблемой предрасположенности к суицидальному поведению подростков занималось множество отечественных И.А. Сикорский  [3],

В.Т. Кондрашенко [4], А. Е. Личко [5], Б. Н. Алмазов [3], Е.Шир [10]  и зарубежных ученых Э. Дюркгейм  [7],  З. Фрейд [8], К. Хорни  [9],

Г.-С. Салливан  [7].

Рассмотрим взгляды некоторых из них на эту проблему чуть более подробно.

Карен Хорни придавала большое значение пережитому в детстве и детским впечатлениям. Суицид, по ее мнению, может возникнуть как следствие детской зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности, того, что Хорни называет «идеализированным образом», имеющимся у человека о самом себе. Суицидальное поведение является, с ее точки зрения,  сочетанием внутренних характеристик  личности и факторов окружающей среды.

Гарри-Стэк Салливан рассматривал суицид с точки зрения собственной теории межличностного общения, исходя из 3х образов я: «хорошее Я», «плохое Я», «не Я». Когда человек чувствует себя в безопасности, он «хорошее Я», в состоянии тревоги – «плохое Я», а  «не Я» приводит к душевному расстройству или суициду.

Андрей Евгеньевич Личко, обследовав группу подростков в возрасте от 14 до 18 лет, нашел, что примерно у половины из них суицид совершается на фоне острой аффективной реакции, когда даже кажущийся незначительным повод может сыграть роль «последней капли» и спровоцировать суицидальное поведение. При этом внешне действия подростка нередко кажутся демонстративными.

Иван Алексеевич Сикорский, будучи практикующим психиатром, рассматривал и анализировал   конкретные   факты   самоубийств   в  подростковом и юношеском   возрасте,  с которыми ему пришлось сталкиваться во время работы в  Петербурге.  Он осмысливал  самоубийство  как  сложный    многоаспектный   психологический акт.  По  его  мнению,  исходной   точкой   для   развития   в  дальнейшем патологических эмоций, является  чувство виновности. Он придавал ему особое значение, поскольку в силу возраста данное чувство переживается очень остро и вытекает из крайне строго понятого долга и преувеличений в оценке своих недостатков. В основе чувства виновности Сикорский видел упадок   сил,  понижение   физиологического     и      психологического потенциала,  признание   себя  причиной   наступивших   перемен.  Это   чисто психологический   путь   развития   событий   от   сомнения   до   самоубийства.

Прежде, чем приступить к экспериментальному исследованию факторов, влияющих на предрасположенность к суицидальному поведению подростков, мы определили основное понятие нашего исследования. Под «суицидальным поведением» мы, опираясь на труды А.Г. Абрумовой  и  В.А. Тихоненко, понимаем любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни [1].

В результате анализа научной литературы нами были выявлены личностные качества, влияющие на предрасположенность к суицидальному поведению подростков.

К ним в аспекте исследования относятся: депрессия, агрессивность, одиночество, эмоциональная эмпатия , тревожность.

В качестве измерителей были приняты следующие методики:

  1. Методика диагностики школьной тревожности Филлипса;
  2. Шкала депрессии Бека (подростковый вариант);
  3. Опросник С.Г. Корчагиной «Одиночество»;
  4. Опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана и Н. Эпштейна;
  5. Опросник склонности к суицидальным реакциям(«СР–45» ) [2].

 

В 2014 году был проведен эксперимент по выявлению корреляции склонности к суицидальному поведению подростков с различными факторами.

В эксперименте приняли участие учащиеся 8 – 9 классов  «МБОУ СОШ № 10» города Троицка в количестве  15 человек.

Была проведена корреляция по методике Спирмена, данные, представлены в таблице:

Качества  личности (факторы)

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

 

rs

p

Эмоциональная эмпатия

0,45

>0,05

Одиночество

0,56

<0,05

Депрессия

0,62

<0,01

Агрессивность

-0,64

<0,01

Тревожность

0,44

>0,05


 

 Rs – расчетное значение коэффициента Спирмена

 P – уровень корреляции.

 Проанализировав полученные результаты, можно сказать, что суицидальное поведение подростков практически не зависит от выбранных показателей. Так, наибольшая зависимость выявлена с депрессией, т.е. чем выше будет ее уровень, тем более высока будет предрасположенность к  суицидальному поведению. Также была выявлена достаточно высокая обратная зависимость между агрессивностью и предрасположенностью к суицидальному поведению, это вполне обосновано, т.к. проявление данных факторов, как качеств личности, подросток не в состоянии контролировать.

С такими личностными качествами, как эмоциональная эмпатия и тревожность, корреляционной зависимости не выявлено.

 

Список литературы:

1.Амбрумова, А.Г. Суицид, как феномен социально-психологической  дезадаптации личности // Актуальные  проблемы суицидологии. Труды Московского  НИИ психиатрии. [Текст] / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко –  Академия, 2006, Т. 82. – 256с.

2. Волков, А. М. Энциклопедия психологических тестов (комплект из 3 книг) [Текст] / А.М. Волков – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2012 – 360 с.

3.Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011 – 412 с.

4.Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков.         Диагностика. Профилактика. Коррекция. [Текст] / В.Т. Кондрашенко ,  С.А. Игумнов  – Аверсэв, 2009 – 368 с.

5. Личко,  А.Е.  Типы  акцентуаций  характера  и  психопатий  у  подростков.  [Текст]/ А.Е. Личко  – Эксмо-Пресс 2011 – 416 с.

6.Никуленко, Т. Г. Групповая психотерапия подростков [Текст] / Т. Г. Никуленко  –   Феникс, 2007  – 349 с.

7.Реан,  А.А.  Психология личности [Текст] / А.А. Реан –  Питер, 2013 –  288с.

8.Фрейд, З., Интерес к психоанализу [Текст] / З. Фрейд, С. Цвейг –Попурри, 2011 – 592 с.

9.Хорни, К. Невротическая личность нашего времени [Текст] / К. Хорни  – Самоанализ, 2008 – 408 с.

10.Шир, Е. Суицидальное поведение у подростков [Текст] / Е.Шир // Журнал невропатологии и психиатрии им.С.С.Корсакова. – 1984. – № 10. – С. 56 - 60

 


Информация о работе Влияние различных факторов на предрасположенность к суицидальному поведению подростков