Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:30, статья
В статье определено влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков, выявлены взаимосвязи между агрессивными реакциями и самооценкой, представлены результаты исследования.
Давыдова Е., П-21
Науч. рук.: к.псих.н., доц. Лобза О.В.
АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт»
(г. Одинцово, Московская область)
Влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков
Аннотация
В статье определено влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков, выявлены взаимосвязи между агрессивными реакциями и самооценкой, представлены результаты исследования.
Ключевые слова: агрессия, самооценка, уровень притязаний, личностная тревожность, реактивная тревожность, виды агрессивных реакций.
В наше время агрессия является предметом научно-практических исследований. Люди свойственны к проявлению агрессии в различный ситуациях, которые в дальнейшем приносят вред себе и окружающим. Почему они действуют агрессивно? Этим вопросом занимаются лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривается с различных позиций (философии, поэзии, религии и т.д.). В связи с этим можно предположить, что агрессия – это результат заниженной или завышенной неадекватной самооценки.
Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами — такими, как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. [1]
Считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст.[3]
Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.[2]
Цель исследования - изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.
Объект исследования - агрессия как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе.[2]
Предмет исследования - является самооценка и ее влияние на проявления агрессивности у подростков.
Гипотеза исследования: для подростков проявляющих достаточно высокий уровень агрессивности может быть характерна тенденция распространенности либо чрезвычайно высокой, либо крайне низкой самооценки.
В отечественной психологии проблемой агрессии занимались Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, Н.Д.Левитон и др.
Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии: М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, М.И.Лисина.[2]
Задачи исследования:
С целью изучении агрессии и самооценки в подростковом возрасте нами были использованы следующие методы исследования:
В методике исследования самооценки Дембо - Рубинштейн выделяются 2 уровня: уровень самооценки и уровень притязаний. Как видно из графика у 50% подростков имеют высокую и даже завышенную самооценку. Так же у 35% подростков завышенный уровень притязании. Остальные дети определяют себя средней и даже низкой самооценкой и уровнем притязаний.
Рис 1. Самооценка и уровень притязаний в подростковом возрасте.
Рассмотрим агрессивность подростков. У 45% детей средний уровень агрессии, что и говорит об агрессивности, высокой степенью агрессии обладают 25% детей, как видно, дети подростки достаточно агрессивные.
Рис 2. Агрессивность в подростковом возрасте
Высокими показателями агрессии является: негативизм испытывают 56% детей, подозрительность - 55%, вербальную агрессию - 49%, 45% детей испытывают чувство вины и физическую агрессию - 43%.
Рис 3. Агрессивные реакции в подростковом возрасте
Подростки испытывают реактивную и личностную тревожность. Показатели тревожности средние, но имеется достаточно высокая личностная тревожность у 40% детей, которая коррелирует с самооценкой и видами агрессивных реакций.
Рис 4. Тревожность в подростковом возрасте
Проведя корреляционный анализ получилось, что самооценка не влияет на агрессивность, но зато влияет личностная тревожность: чем выше личностная тревожность, тем ниже самооценка и наоборот. Самооценка коррелирует с уровнем притязаний: чем выше самооценка, тем выше уровень притязаний. Обнаружена взаимосвязь между личностной тревожностью и подозрительностью: чем выше личностная тревожность, тем выше подозрительность. Личностная тревожность коррелирует с чувством вины: чем выше личностная тревожность, тем выше чувство вины. Обнаружена положительная связь между чувством вины и обидой: чем выше чувство вины, тем выше обида. Так же установлена связь между личностной тревожностью и обидой: чем выше личностная тревожность, тем выше обида. Обида взаимодействует с негативизмом и раздражением, корреляция имеет положительные значения, а раздражение влияет на косвенную и физическую агрессию: чем выше раздражительность, тем выше физическая и косвенная агрессия.
0,65
0,49
0,43
0,51
Рис 5. Корреляционная плеяда
Условные обозначения:
УП – уровень притязаний,
С – самооценка,
ЛТ – личностная тревожность,
От – открытость,
Пд – подозрительность,
Об – обида,
ЧВ – чувство вины,
Рд – раздражительность,
Нг – негативизм,
ФА – физическая агрессия,
КА – косвенная агрессия.
Проблема агрессии в современном мире является актуальной с точки зрения науки. Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, не нашла своего подтверждения, вместе с тем анализ психологических исследований показал, что самооценка подростка может влиять на проявление у него агрессивности.
Корреляционный анализ данных исследования показал, что возникновение различных агрессивных реакций у подростков, таких как обида, раздражительность, подозрительность, негативизм, чувство вины обусловлены прежде всего высоким уровнем личностной тревожности и как правило выступают как психологические защиты.
Литература:
Информация о работе Влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков