Влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:30, статья

Описание работы

В статье определено влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков, выявлены взаимосвязи между агрессивными реакциями и самооценкой, представлены результаты исследования.

Файлы: 1 файл

моя статья по курсовой.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Давыдова  Е., П-21

Науч. рук.: к.псих.н., доц. Лобза О.В.

АНОО ВПО  «Одинцовский гуманитарный институт»

(г. Одинцово, Московская область)

Влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков

Аннотация

В статье определено влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков, выявлены взаимосвязи между агрессивными реакциями и самооценкой, представлены результаты исследования.

Ключевые  слова: агрессия, самооценка, уровень притязаний, личностная тревожность, реактивная тревожность, виды агрессивных реакций.

 

В наше время агрессия является предметом научно-практических исследований. Люди свойственны к проявлению агрессии в различный ситуациях, которые в дальнейшем приносят вред себе и окружающим. Почему они действуют агрессивно? Этим вопросом занимаются лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривается с различных позиций (философии, поэзии, религии и т.д.). В связи с этим можно предположить, что агрессия – это результат заниженной или завышенной неадекватной самооценки.

Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами — такими, как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. [1]

Считается, что  основания развития и закрепления  агрессивного поведения следует  в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст.[3]

Однако агрессивный  ребенок, как и любой другой, нуждается  в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.[2]

Цель исследования - изучить влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков.

Объект исследования - агрессия как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе.[2]

Предмет исследования - является самооценка и ее влияние на проявления агрессивности у подростков.

Гипотеза  исследования: для подростков проявляющих достаточно высокий уровень агрессивности может быть характерна тенденция распространенности либо чрезвычайно высокой, либо крайне низкой самооценки.

В отечественной  психологии проблемой агрессии занимались Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович, М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, Н.Д.Левитон и др.

Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления агрессии: М.М.Кольцова, В.С.Мухина, Т.А.Комиссаренко, М.И.Лисина.[2]

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме. Дать определение основным понятиям.
  2. Подобрать пакет диагностических методик, для проверки агрессивности и самооценки у подростков.
  3. Выявить и эмпирически исследовать самооценку и агрессию у подростков.
  4. Определить связь самооценки с агрессивностью.

С целью изучении агрессии и самооценки в подростковом возрасте нами были использованы следующие методы исследования:

  1. Методика исследования самооценки Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн;
  2. Проективная методика «Кактус» М. Панфиловой;
  3. Опросник Басса – Дарки;
  4. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина.

В методике исследования самооценки Дембо - Рубинштейн выделяются 2 уровня: уровень самооценки и уровень притязаний. Как видно из графика у 50% подростков имеют высокую и даже завышенную самооценку. Так же у 35% подростков завышенный уровень притязании. Остальные дети определяют себя средней и даже низкой самооценкой и уровнем притязаний.

Рис 1. Самооценка и уровень притязаний в подростковом возрасте.

 

Рассмотрим агрессивность подростков. У 45% детей средний уровень агрессии, что и говорит об агрессивности, высокой степенью агрессии обладают 25% детей, как видно, дети подростки достаточно агрессивные.

Рис 2. Агрессивность в подростковом возрасте

Высокими показателями агрессии является: негативизм испытывают 56% детей, подозрительность - 55%, вербальную агрессию - 49%, 45% детей испытывают чувство вины и физическую агрессию - 43%.

Рис 3. Агрессивные реакции в подростковом возрасте

Подростки испытывают реактивную и личностную тревожность. Показатели тревожности средние, но имеется достаточно высокая личностная тревожность у 40% детей, которая коррелирует с самооценкой и видами агрессивных реакций.

Рис 4. Тревожность в подростковом возрасте

Проведя корреляционный анализ получилось, что самооценка не влияет на агрессивность, но зато влияет личностная тревожность: чем выше личностная тревожность, тем ниже самооценка и наоборот. Самооценка коррелирует с уровнем притязаний: чем выше самооценка, тем выше уровень притязаний. Обнаружена взаимосвязь между личностной тревожностью и подозрительностью: чем выше личностная тревожность, тем выше подозрительность. Личностная тревожность коррелирует с чувством вины: чем выше личностная тревожность, тем выше чувство вины. Обнаружена положительная связь между чувством вины и обидой: чем выше чувство вины, тем выше обида. Так же установлена связь между личностной тревожностью и обидой: чем выше личностная тревожность, тем выше обида. Обида взаимодействует с негативизмом и раздражением, корреляция имеет положительные значения, а раздражение влияет на косвенную и физическую агрессию: чем выше раздражительность, тем выше физическая и косвенная агрессия.


          0,65                                       -0,30


                                                              0,44


                                                                                                                                      


                                                                                                     


                                              0,47                                                       0,62

                                                                                  0,40   


                        0,49


                                                                                                    0,41

                                             0,43


 

       0,51                                    


                                              0,48


 

 

 

Рис 5. Корреляционная плеяда

 

Условные обозначения:

УП – уровень  притязаний,

С – самооценка,

ЛТ – личностная тревожность,

От – открытость,

Пд – подозрительность,

Об – обида,

ЧВ – чувство  вины,

Рд – раздражительность,

Нг – негативизм,

ФА – физическая агрессия,

КА – косвенная  агрессия.

 

Проблема агрессии в современном мире является актуальной с точки зрения науки. Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, не нашла своего подтверждения, вместе с тем анализ психологических исследований показал, что самооценка подростка может влиять на проявление у него агрессивности. 

Корреляционный  анализ данных исследования показал, что возникновение различных агрессивных реакций у подростков, таких как обида, раздражительность, подозрительность, негативизм, чувство вины обусловлены прежде всего высоким уровнем личностной тревожности и как правило выступают как психологические защиты.

 

Литература:

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.:  Питер, 1997. – 336 с.: ил. (Серия «Мастер психологии»)
  2. Данилова Е. Е. под редакцией Дубровиной И. В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. 2-е изд., стериотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-160 с.
  3. Реан А.А. «Психология подростка» учебник. Санкт-Петербург «прайм-ЕВРОЗНАК» С. 112-121, С. 363-381.

 


Информация о работе Влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков