Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:48, курсовая работа
Состояние психологического здоровья детей является одной из серьезнейших проблем детской психологии. Особенно интенсивно эта проблема разрабатывалась в последнее время А.Д.Андреевой, Т.В.Вохмяниной, Н.И.Гуткиной, И.В.Дубровиной, В.В.Зацепиным, А.Б.Николаевой, В.Э.Пахальяном, Н.Н.Толстых, Н.В.Шуровой и другими [24]. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы тревожности в системе родительских отношений 5
1.1 Понятие «семейные отношения», виды, критерии 5
1.2. Влияние семейных отношений на проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста 10
Глава 2. Методы и методики изучения влияния семейного воспитания на тревожность дошкольников 15
Заключение 19
Литература 20
Приложение 1 22
Приложение 2 23
Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.
Мы сделали следующие выводы:
Благополучие семейных отношений зависит от стиля воспитания, доминирующего в семье: в семьях детей с высоким уровнем тревожности преобладают такие стили отношений, как «отвержение» и «инфантилизация» ребенка, неверие в его силы и возможности, в то время как для семей детей со средним уровнем тревожности наиболее характерны «признание», «кооперация», позитивное отношение к неудачам ребенка.
Таким образом, родительское отвержение несет в себе негативный аффективный опыт для ребенка и может иметь негативные последствия, проявляющиеся в возникновении тревожности в ситуациях, связанных с взаимодействием с внешним миром.
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М., 1999.
2.Астапов В.Н.
Функциональный подход к
3.Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1990.
4.Божович Л.И. Проблемы формирования личности /под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2001.
5.Выготский
Л.С. Педагогическая
6.Диагностическая
и коррекционная работа
7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1997.
8.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка». – СПб., 2000.
9.Ковалёв С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.
10.Козловская Н.В. Исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.childpsy.ru
11.Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа.- М., 1998.
12.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.
13.Макарова Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. – М., «Школа-Пресс», 1996.
14.Минина Н.А. Социально-психологическая компетенция семьи как фактор развития психологического здоровья дошкольника.[электронный ресурс] //Режим доступа:http://www.sipkro.ru
15.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования. – М., 1998.
16.Овчарова Р.Ф. Справочная книга школьного психолога. – М.,1996.
17.Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я..-М., 2002.
18.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.- М.,2000.
19.Психология страха: Популярная энциклопедия. – М.,1999 20.Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В. – М.,1996.
21.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.,1995.
22.Савина Е., Шанина Н.Тревожные дети.// Дошкольное воспитание, 1996, №4
23.Сатир В. Как устроить себя и свою семью. – М.,1992.
24.Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М.,1996.
25.Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по педагогике./Ростов-на-Дону, 2001.
Анкета для родителей по выявлению уровня знаний о ребенке
1.Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)
2.Насколько самостоятелен Ваш ребёнок?
3.Замыкается
ли Ваш ребёнок после
4.Насколько контактен с окружающими ваш ребёнок?
5.Является ли Ваш ребёнок «кумиром семьи»?
6.Что в Вашем ребёнка вас раздражает; как вы с этим справляетесь?
7.Как ведёте диалог с ребёнком? Отвечаете ли на бесконечные «Почему»?
8.Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?
9.Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?
10.Решаете ли вы с ним его проблемы?
Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Инструкция: «Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ «верно», если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или «не верно», если не совпадает.
1.Я всегда сочувствую своему ребёнку.
2.Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
3.Я уважаю своего ребёнка.
4.Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
5.Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6.Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
7.Хорошие родители
ограждают ребёнка от
8.Мой ребёнок часто неприятен мне.
9.Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.
10.Бывают случаи,
когда издевательское
11.Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
12.Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
13.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
14.Мой ребёнок
часто совершает такие
15.Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
16.Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17.Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как «губка».
18.Моего ребёнка
трудно научить хорошим
19.Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20.Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
21.Я принимаю участие в своём ребёнке.
22.К моему ребёнку «липнет» всё дурное.
23.Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.
24.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.
25.Я жалею своего ребёнка.
26.Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27.Я с удовольствием
провожу с ребёнком всё
28.Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.Я часто
ловлю себя на враждебном
30.Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31.Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него.
32.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
33.При принятии
семейных решений следует
34.Я очень
интересуюсь жизнью моего
35.В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37.Я всегда считаюсь с ребёнком.
38.Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
39.Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
40.Невозможно
нормально отдохнуть, если
41.Самое главное,
чтобы у ребёнка было
42.Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
43.Я разделяю увлечения своего ребёнка.
44.Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
45.Я понимаю огорчения своего ребёнка.
46.Мой ребёнок часто раздражает меня.
47.Воспитание
ребёнка – сплошная
48.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.Я не доверяю своему ребёнку.
50.За строгое
воспитание дети благодарят
51.иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.
52.В моём ребёнке
больше недостатков, чем
53.Я разделяю интересы своего ребёнка.
54.Мой ребёнок
не в состоянии что-либо
55.Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.
56.Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
57.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
58.Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
59.Ребёнок не
должен иметь секретов от
60.Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
61.Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Высокий тестовый балл интерпретируется как:
- отвержение;
- социальная желательность;
- симбиоз;
- гиперсоциализация;
- инфантилизация (инвалидизация).
Информация о работе Влияние семейных отношений на тревожность детей дошкольного возраста