Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 15:49, реферат
Спорт и физическая культура способствует формированию целого ряда необходимых качеств человеческой личности: смелости и решительности, настойчивости и упорства в достижении цели, доброжелательности, уважение к соперникам, эстетических чувств красоты и гармонии и др. У человека, занимающегося спортом, формируется чувство собственного достоинства, создаются условия для самоутверждения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Социализация спортсмена………………………………………………………..5
Как спорт помогает оценивать себя…………………………………………...…7
Исследование………………………………………………………………...……8
Заключение……………………………………………………………………….10
Примечания.………………………………………………………………...…....12
Используемая литература……………………………………………………….13
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Нижнекамский химико-
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Казанский национальный
исследовательский
(НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ»)
Исследовательская работа
по психологии
на тему:
«Влияние спорта на формирование личности»
Выполнила:
студентка I курса, гр.3105
Ермолаева Кристина
Проверила:
Исрафилова Г.Ю.
Нижнекамск, 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Социализация спортсмена……………………………………………………
Как спорт помогает оценивать себя…………………………………………
Исследование………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Примечания.…………………………………………………
Используемая литература…………………
Введение
В настоящее время трудно представить общественную жизнь без тех или иных проявлений спорта и физической культуры. Они приобретают большую популярность, становятся полноправными компонентами социальной жизни общества.
Спорт и физическая культура
способствует формированию целого ряда
необходимых качеств
Спорт (в широком понимании) представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности.
По мнению Л.П. Матвеева, в таком широком понимании спорт представляется весьма сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества[1].
При написании работы мною была поставлена цель – показать влияние спорта на формирование личности, выявить увеличение интереса к спорту среди студентов.
В нашей стране физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Спорт – очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на
становление личности не однозначно. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному. Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями.
Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания. Органической основой их взаимосвязи является единство физического и духовного развития человека, а также закономерности организации всей социальной системы физического воспитания. Собственно, физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности старших подростков, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы.
Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности.
Социализация спортсмена
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации позволяют спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Тренеры, судьи, спортивный коллектив – это люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Спортивная деятельность позволяет человеку стойко переносить трудности, нередко возникающие в институте, в семье, в других жизненных ситуациях. Термин "вторичная социализация" охватывает те социальные роли, которые оказывают менее важное воздействие на человека.
Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач, начиная с укрепления здоровья населения, отвлечения молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворения спроса на зрелищные услуги, экономических стимулов, защиты чести страны, формирования патриотизма и т.д. Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:
- массовый спорт (народный, ординарный, "спорт для всех");
- спорт высших достижений
(олимпийский спорт, большой
- профессиональный (коммерческий) спорт.
Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта[2].
Как спорт помогает оценивать себя
Каждый человек – частица коллектива. Совершенно естественно, что как таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет. Однако это оценка, особенно применительно к людям молодым, хотя не к ним одним, основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в будущем, каковы его потенциальные возможности и перспективы. На то, что и как делает человек и на то, что и как он собирается делать, очень влияет осознание им той конечной цели, которой он хочет достичь. Эта цель в психологии называется уровнем притязаний человека. Значит, уровень притязаний – то, к чему человек стремится, чего хочет, на что, по его собственному мнению, имеет право. Уровень притязаний становится тем необходимым условием, которое побуждает человека к деятельности и определяет постановку конкретных целей в ней. Но вот личностная, субъективная оценка успеха определяется, оказывается не только и не столько объективными какими-то критериями, сколько соответствием достигнутого запланированного, реального результата – заранее намеченной цели. Чем выше эта цель, чем значительнее планы человека, тем труднее ему их осуществить, тем ниже его оценка собственной деятельности, тем меньше у него оснований быть довольным собой[3].
Таким образом, становиться ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело.
Видно также, что это влияние на уровень притязаний человека может быть разнонаправленным в связи с тем, как протекает жизнь этого человека в спорте. Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности.
Исследование
В ходе исследовательской
деятельности меня заинтересовал один
вопрос, насколько спорт популярен сред
Анкета
А) Да; Б) Нет
А) Да; Б) Нет
А) Да; Б) Нет
А) Да; Б) Нет
А) Да; Б) Нет
А) Да; Б) Нет |
Обработав анкеты и подсчитав результаты, я выяснила, что около 71% опрошенных студентов занимаются каким-либо видом спорта. Так же было очевидно по ответам, что у более 95% студентов есть друзья спортсмены. Для меня самым важным было узнать мнение студентов о том, как спорт влияет на человека, какие качества он развивает в нём, какие нравственные ориентиры возникают в процессе физического воспитания.
В ходе исследования мне удалось выявить, что все студенты единогласно считают, что спорт влияет на формирования личности, а именно на формирования волевых, нравственно-этических качеств, эстетическое воспитание, характер и, конечно же, на здоровье человека
Таким образом, можно сделать вывод, что, действительно, спорт играет важную роль в жизни студентов в самовоспитании, саморазвитии. В наше время влияние спорта увеличивается. Всё больше и больше людей посвящает себя спорту, каждый раз ставя перед собой цели и достигая её в упорной и справедливой борьбе.
Заключение
Занятия физической культурой – это, прежде всего, профилактика различных заболеваний. В процессе занятия физическими упражнениями повышается работоспособность.
Есть повод для того, чтобы задуматься и начать строить свою жизнь по-новому, положив в ее основу занятие спортом, физической культурой. Человек, ведущий здоровый образ жизни - полноценный и полноправный член современного общества. На таком человеке может строиться новая страна. Страна сильных, здоровых людей, которые возродят ее, отстроят заново, поднимут на достаточную высоту. Для таких людей любые проблемы, которые повстречаются у них на пути, не станут помехой, они справятся с ними, так как закалены физически, а значит и подкованы морально[4].
Целью моей работы было изучить влияние физкультуры и спорта на развитие всесторонне развитой личности. В реферате я доказываю, что физкультура и спорт не только являются средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности людей, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества, на формирования личности человека. Я рассмотрела, как физкультура и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно – этическое воспитание. Я изучила влияние спорта на вырабатывание уверенности в себе и своих силах. Разумеется, не все стороны влияния физкультуры и спорта на развитие личности были упомянуты в моей работе.
Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к спорту проявляет всё большее число людей. А значит – доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает. Рождённый нашим бурным временем, современный спорт сам как бы олицетворяет это время, вбирает в себя его сложный противоречивый характер, является его символом, образом, специфическим носителем его неоднозначных проявлений и проблем[5].
Таким образом, средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования детей, подростков и молодежи, формировать здоровый морально-психологический климат в обществе. Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются не только превентивным средством поддержания и укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний и вредных привычек, но и важным фактором предупреждения асоциального поведения молодежи.
В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием и, исходя из сущности общего среднего образования, цель физического воспитания состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели - овладение личностью основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом наряду с решением традиционных задач по формированию собственно знаний, ведется работа по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и мотивов (интересов) к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, формирование гуманизма, радости и опыта общения, развитие волевых и нравственных качеств[6].