Влияние стресса на психическое здоровье учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:34, доклад

Описание работы

Время предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам педагогов, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность молодых педагогов.

Файлы: 1 файл

Влияние стресса на психическое здоровье учителя.docx

— 16.92 Кб (Скачать файл)

Влияние стресса  на психическое здоровье учителя

Время предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам педагогов, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог  получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится  к совершенствованию. Однако у некоторой  части современных педагогов  отмечается состояние эмоциональной  напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется  в снижении устойчивости психических  функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной  напряженности на деятельность молодых  педагогов. Постоянное действие напряженных  факторов профессионального труда  вызывает у них ухудшение результатов  деятельности, снижение работоспособности, появление нехарактерных ошибок, снижение показателей психических  процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженных  педагогических ситуациях многие учителя  чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных  случаях эмоциональная напряженность  педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания  и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание  эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к усвоению, а, наоборот, повышает эмоциональное  напряжение и негативно сказывается  на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме  того, часто повышающиеся неблагоприятные  эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных  личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т.д.), что  негативно сказывается на эффективности  деятельности и взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами. В результате у некоторой части молодых педагогов процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую неудовлетворенность своей профессией. Характерно, что многие из них не знают, как предотвратить и снять эмоциональную напряженность, и указывают на неудовлетворительное состояние психологической подготовки к деятельности в напряженных условиях в период обучения в педагогическом вузе.

В связи с этим эмоциональная  устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности рассматривается как профессионально значимое качество личности будущего педагога.

Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются  в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности  профессиональной деятельностью. Профессия  педагога, как известно, относится  к профессиям типа “человек-человек”, что связано с высокими эмоциональными тратами. По сравнению с другими  профессиональными группами среди  педагогов наиболее высок риск возникновения  невротических расстройств, “накопления  тяжелых” форм неврозов, соматических проблем.

Как показывают исследования, большинство учителей – эмоционально неустойчивые, нейротичные люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоциональные негативные состояния обостряются при наличии субъективных особенностей личности: высокого нейротизма и заниженной самооценки. Для учителей с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризисы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.

Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального. Психологический  дискомфорт возникает в связи  с объективно и субъективно существующими  причинами:

• физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;

• высокий уровень ответственности;

• тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;

• авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.

Субъективными причинами  являются фрустрации потребностей педагога: потребностей в уважении, одобрении  плодов деятельности, психологической  поддержки.

Анализ психологической  составляющей профессионального здоровья позволяет выделить такие негативные явления, как феномен “учительской агрессии” (экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия).

Отрицательные эмоциональные  состояния: стресс, страх, тревога, агрессия особенно вредны при общении учителя  с детьми. Накопившиеся отрицательные  эмоции приводят к вербальной агрессии. Специфическое речевое поведение  педагогов принято называть репрессивным. К.В.Судаков выделяет следующие особенности репрессивного поведения:

• диктаторский, безапелляционный тон;

• штампованные назидания;

• издевательские обращения;

• угрозы, запугивания.

Профессиональное здоровье учителя определяется как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.

Всё вышесказанное позволяет  говорить о необходимости психологической  помощи и поддержки учительства  как профессиональной группы с низкими  показателями психологического и физического  здоровья.

Здоровье учителя  – эффективность его профессиональной деятельности – это  психическое  здоровье учащихся.


Информация о работе Влияние стресса на психическое здоровье учителя