Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:34, доклад
Время предъявляет повышенные требования не только к их личностным качествам педагогов, но и к уровню физического и психического здоровья. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность молодых педагогов.
Влияние стресса на психическое здоровье учителя
Время предъявляет повышенные
требования не только к их личностным
качествам педагогов, но и к уровню
физического и психического здоровья.
Здоровый и духовно развитый педагог
получает удовлетворение от своей работы,
обладает высоким уровнем
В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности рассматривается как профессионально значимое качество личности будущего педагога.
Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа “человек-человек”, что связано с высокими эмоциональными тратами. По сравнению с другими профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств, “накопления тяжелых” форм неврозов, соматических проблем.
Как показывают исследования, большинство учителей – эмоционально неустойчивые, нейротичные люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, профессионально нездоровые. Негативные эмоциональные состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности, зависят от возраста и стажа работы, эмоциональные негативные состояния обостряются при наличии субъективных особенностей личности: высокого нейротизма и заниженной самооценки. Для учителей с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризисы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.
Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального. Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:
• физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;
• высокий уровень ответственности;
• тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;
• авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.
Субъективными причинами являются фрустрации потребностей педагога: потребностей в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.
Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить такие негативные явления, как феномен “учительской агрессии” (экспрессивная, импульсивная, враждебная и инструментальная агрессия).
Отрицательные эмоциональные
состояния: стресс, страх, тревога, агрессия
особенно вредны при общении учителя
с детьми. Накопившиеся отрицательные
эмоции приводят к вербальной агрессии.
Специфическое речевое
• диктаторский, безапелляционный тон;
• штампованные назидания;
• издевательские обращения;
• угрозы, запугивания.
Профессиональное здоровье учителя определяется как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Всё вышесказанное позволяет
говорить о необходимости
Здоровье учителя
– эффективность его
Информация о работе Влияние стресса на психическое здоровье учителя